Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

63. Восточная Сибирь

Текст урока

  • Конспект

     
                                                                                                    Андреева Надежда Петровна
                                                                        учитель географии МБОУ "Тимашевская ООШ"
     Предмет География 
    Класс: 9
    УМК: А.И. Алексеев, В.В. Николина География: население и хозяйство России. - М.: «Просвещение», 2009.
    Уровень обучения: базовый
    
    Тема урока: Восточная Сибирь.
    Общее количество часов: в разделе 27, в теме - 4
    Место урока в системе уроков по теме: 3, в разделе - 24
    Цель: сформировать у учащихся представление об экономическом районе Восточная Сибирь, создать образ территории. 
     Задачи:
    Определить состав Восточной Сибири и особенности ЭГП района. Изучить отрасли специализации Восточной Сибири и факторы их формирования.
    Развивать умения давать характеристику ПТК и объяснять причину их формирования на территории Восточной зоны. Обсудить пути решения проблем Восточной Сибири.
    Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к природным ресурсам, к природе в целом.
    Оборудование: карты атласа, экономическая карта России, таблицы, дополнительная литература, картины, Презентация к уроку.
    Используемая методическая литература: 
     Поурочные разработки по географии. 9 класс. Универсальное издание.  
    Жижина Е.А. М., «Вако»  2016г.
    География. Уроки-игры в средней школе. Составитель: Наталья Болотник
    Издательство: Учитель
    Тип урока:  комбинированный.
    
    ХОД УРОКА
    I. Организационный этап
    II. Проверка домашнего задания
    1. Индивидуальная работа
    Карточка № 1
    Дайте оценку ЭГП, природных условий и ресурсов Западной Сибири.
    Карточка №2
    Дайте характеристику Западно- Сибирского ПТК.
    Карточка №3
    Дайте характеристику Кузнецко - Алтайского  ПТК.
    2. Фронтальный опрос
    – Покажите Западно - Сибирский экономический район на политико-административной карте и назовите субъекты РФ, которые входят в состав района.
    – В чем преимущество ЭГП Западной Сибири в отличие с ЭГП Восточной Сибири?
    – Какие природные условия оказывают отрицательное воздействие на быт, условия работы людей на территории западной Сибири.
    – Почему в среднем и нижнем течении не построены ГЭС? (Приведет к образованию огромных водохранилищ, будут затоплены лесные массивы, месторождения нефти и природного газа, усилится заболоченность территории).
    
    – Определите специализацию следующих промышленных центров:
    а) Новый Уренгой        -                               
    б) Сургут                        -                              
    в) Тюмень                                                    
    г) Кемерово                     -
    – В чем отличие природных условий Западной Сибири от других, ранее изученных экономических районов?
    – Определите и дайте хозяйственную оценку природных ресурсов Западной Сибири.
    – Определите и дайте характеристику народам, населяющим территорию Сибири.
    – Определите, каковы проблемы Западной Сибири и предложите пути их решения.
    
    III. Изучение нового материала
    
    1. Объяснение учителем. Площадь 4155 тыс. кв.км
    Население 8,3 млн. чел
    Состав:
    Республики: Бурятия, Тыва, Хакасия
    Края: Забайкальский, Красноярский
    Область: Иркутская
    Географическое положение
    -Центр азиатской части страны
    -Средне-Сибирское плоскогорье и горы Южной Сибири
    -Выход к Северному Ледовитому океану
    -Государственная граница с Монголией и Китаем
    - Удаленность от наиболее развитых районов и главных морских портов России.
    - На транзитных путях из Европы в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
    
    – Сравните природные условия Западной и Восточной Сибири.
    . Природные зоны: 
    Арктические пустыни
    Тундра
    Тайга
    Лесостепи
    степи
    – Оцените природные условия Восточной Сибири для жизни людей.
    1. Горный рельеф создает трудности при строительстве дорог, т.к. увеличивается протяженность дорог, необходимость прокладки туннелей удорожает строительство. 
    2. Климат суровый, а зимой – экстремальный. Длительный отопительный сезон, большие затраты топлива. 
    3. Богатые водные ресурсы, вечная мерзлота, занимающая почти всю территорию Сибири, создает проблемы при строительстве дорог, дорог, зданий, прокладке трубопроводов. 
    4. Почвы, пригодные для земледелия, находятся только на юге Красноярского края и иркутской области. 
    5. лесные ресурсы позволяют развивать лесную промышленность.
    
    – Итак, мы выяснили, что Восточная Сибирь богата:
    1) гидроэнергетическими ресурсами: Байкал, Енисей, Лена;
    2) водные ресурсы;
    3) лесные ресурсы;
    4) минеральные ресурсы: каменный уголь, различные руды.
    
    2. Работа с географическими картами
    – Что это за месторождения? Найдите их на карте.
    Тунгусский, Канско-Ачинский, Таймырский, Иркутский.
    – Что вы о них знаете?
    – Найдите месторождения рудных полезных ископаемых.
    Население:
    – Численность населения  Восточной Сибири 9,4 млн чел. (на 1.1.2010), т.е. 6,6%населения  России, Западной – 14,6 млн чел. (на 1.1.2010), т.е. 10,3% населения России 
    – Какой вывод можно сделать, исходя из этих цифр?
    – Какие народы живут в Восточной Сибири? (Преобладают русские, их численность – 80%, от всего населения  Восточной Сибири. Коренное население: на севере – долганы, эвенки, на юге - буряты, хакасы, тувинцы).
    – Как размещено население Восточной Сибири? (Вдоль Транссибирской магистрали, на юге – в котловинах).
    Физминутка
    
    3. Самостоятельная работа с учебником.
    – По рис. 86, назовите ТПК Восточной Сибири:
    Саянский
    Канско-Ачинский
    Братско-Усть-Илимский
    Норильский
    – Восточная Сибирь подразделяется на 2 части: Ангаро-Енисейскую и Забайкальскую.
    – Отраслями специализации района являются: электроэнергетика, горнодобывающая, цветная металлургия, лесная.
    – Объясните факторы формирования этих отраслей.
    Лесная – древесина, алюминиевая – ГЭС, электроэнергетика – ГЭС, цветная металлургия – ориентация на месторождения.
    
    4. Практическая работа. «Составление характеристики Норильского промышленного узла». (Приложение)
    
    IV. Этап закрепления новых знаний
    Тест
    1. В состав Восточной Сибири входят республики:
    а) Хакасия;                                        б) Алтай;
    в) Тыва;                                             г) Коми
    2. Восточная Сибирь специализируется на отраслях:
    а) лесной промышленности;                      б) машиностроении;
    в) гидроэнергетике;                                    г) горнодобывающей
    3. Выберите верные утверждения:
    а) Восточная Сибирь обладает богатыми агроклиматическими ресурсами;
    б)  Восточная Сибирь обеспечена водными и гидроэнергоресурсами
    4. На территории Восточной Сибири автономии имеются народы:
    а) русские;                                        б) чукчи;
    в) тувинцы;                                      г) буряты;
    д) алтайцы;                                      е) коми;
    5. На территории Восточной Сибири находятся крупные ГЭС:
    а) Красноярская;
    б) Саянская;
    в) Зейская;
    г) Рефтинская;
    д) Билибинская
    6. Центрами производства алюминия являются:
    а) Красноярск;                      б) Норильск;                         в) Братск
    7. Отраслями специализации Восточной Сибири являются отрасли:
    а) нефтяная, газовая, угольная и металлургическая;
    б) цветная металлургия, целлюлозно-бумажная, электроэнергетика;
    в) судостроение, авиастроение, автомобилестроение;
    г) машиностроение, черная металлургия, сельское хозяйство.
    8. Назовите соответствие между отраслями и их центрами:
    Отрасль специализации                                         Центры
    1. Целлюлозно-бумажная                           а) Красноярск;
    2. Цветная металлургия                              б) Усть-Илимск 
    3. Гидроэнергетика                                     в) Саянск;
    Взаимопроверка.
    
    V. Домашнее задание
    Закончить  практическую работу и прочитать  § 56, 292-295- вопросы для самооценки 1-4
    
    
    
    
    	
     

    Автор(ы): Андреева Н. П.

    Скачать: География 9кл - Конспект.docx

Презентация к уроку

Задания к уроку