Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

59. Хозяйство и проблемы Урала

Текст урока

  • Конспект

     Ковалева Елена Евгеньевна, учитель географии,
    МБОУ «БелоусовскаяСОШ» Сакмарский район
    Предмет: география
    Класс: 9
    УМК: А.И. Алексеев, В.В. Николина География: население и хозяйство России. - М.: «Просвещение», 2009.
    Уровень обучения: базовый
    
    Тема урока: Хозяйство и проблемы Урала.
    
    Общее количество часов: в разделе – 27, в теме - 2
    Место урока в системе уроков по теме: 2, в разделе - 20
    Цель урока: определить отрасли специализации Урала, сформулировать проблемы и выявить пути их решения.
    Задачи урока: 
    Образовательные:Познакомить с отраслями специализации Урала и факторами их развития; определить состояние экономики Урала и проблемы Урала; показать значение Уральского района; закрепить знание терминов и понятий «металлургическая база», «обогащение», «комбинат», «передельная металлургия».
    Развивающие:развивать познавательный интерес и географическое мышление; умение анализировать, сравнивать, формулировать выводы.
    Воспитательные:формирование экологического сознания школьников на примере проблем Урала; воспитание у обучающихся гражданско-патриотических чувств к Родине.
    Средства обучения: экономическая карта Урала, коллекция «сырье и топливо для металлургии». атласы, учебник, компьютер, проектор, презентация «Хозяйство и проблемы Урала» (Приложение№1),Тест «Урал»(Приложение №2), Практическая работа«Оценка экологической ситуации в разных частях Урала»(Приложение №3).
    
    Ход урока
    I. Организационный момент
    II. Проверка домашнего задания. 
    Выполнение Тест «Урал»,взаимопроверка.  Приложение №2
    III. Изучение нового материала.
    
    Эпиграф к уроку: «Урал! Опорный край державы, ее добытчик и кузнец.
    Ровесник нашей прежней славы, и славы нынешней творец ».
                                          А.Твардовский.
    1. Урал – один из ведущих промышленных районов страны. Здесь производится 15% всей продукции страны (3-е место). Современное хозяйство сформировалось благодаря огромным запасам разнообразного минерального сырья. В этом главная причина того, что Урал был и остается преимущественно промышленным районом. Насыщенность промышленностью здесь в 3 раза больше среднероссийской. С этим связаны многочисленные проблемы его развития.
    Работа с картой:
    Работа проводится по экономической карте Урала. Черная металлургия - старейшая отрасль Урала. В XVIII веке на запасах железных руд на Урале была создана металлургическая промышленность, Урал стал металлур­гической базой России.
    Какая металлургия занимается добычей, плавкой железной руды? (Черная ме­таллургия.)
    Назовите 3 стадии металлургического производства? (Доменный процесс - сталеплавильный - прокатный.)
    Как называется предприятие, если на нем есть все 3 цеха? (Завод полного цикла.)
    Почему на металлургические заводы везли древесину, которую затем обжигали
    в ямах? (На Урале нет угля, топливо получали при обжиге древесины - дре­весный уголь.)
    Металлургия - производство водоемкое. Проблема обеспечения водой населе­ния и завода решалась путем создания прудов. Сила воды использовалась на заводах как механическая энергия.
    Задания:
    Найдите центры черной металлургии. (Их было более 200, затем, к XX в., ос­талось всего 40.В XX веке были построены заводы-гиганты.)
    Покажите их на карте «Металлургия».
    1. Нижний Тагил (комбинат);
    2. Челябинск (комбинат);
    3. Магнитогорск;
    4. Новотроицк.
    Прочитайте  текст о горно-заводской промышленности Урала (стр. 275.) и ответьте на вопросы.
    1. Почему Урал не смог конкурировать с Южной металлургической базой? (От­сталость техники, отсталый общественный уклад.)
    2. Почему «добыча» чугуна на Урале зависела от урожая овса? (Главным «мото­ром» была лошадь.)
    3. Почему деятельность заводов приостанавливалась в летнее время? (Рабочие оставались полукрестьянами с огородами, покосами.Необходимо было дать возможность справиться с полевыми работами.)
    4. Откуда в XX веке на металлургические заводы Урала доставлялся и доставля­ется сейчас каменный уголь? (Из Кузбасса.)
    - Цветная металлургия представлена добычей руд, обогащением и плавкой раз­личных цветных металлов.
    Работа с картой:
    На карте атласа найдите центры плавки меди, никеля, титана, цинка, алюми­ния. (Медеплавильные заводы - г. Красноуралъск, г. Верхняя Пыита, г. Ревда, г. Карабаш, г. Кыштым, г. Медногорск; плавка никеля - г. Орск, г. Верхний Уфалей; плавка титана и магния - г. Краснотурьинск; плавка цинка - Челя­бинск; плавка алюминия - г. Североуральск, г. Каменск-Уральский.)
    Вопрос к классу:
    С чем связано размещение предприятий цветной металлургии на Урале? (Производство тяжелых цветных металлов из «бедных» руд размещается у сырья - месторождений руды: медной, никелевой, цинковой.Производство энергоемкой плавки легких цветных металлов должно ориентироваться на источники дешевой энергии (на ГЭС), но на Урале это производство ориен­тировано на сырье.)
    А теперь перейдем к химической промышленности Урала. Она производит удобрения.
    Работа с картой:
    Назовите крупнейшие в России центры производства калийных удобрений и укажите их на карте? (Соликамск, Березняки.)
    Какие удобрения производят на территории металлургических комбинатов? Почему? (Азотные удобрения производят на отходах металлургического производства.)
    Какую продукцию производят в Салавате, Уфе, Стерлитамаке, Туймазы, Пер­ми?
    На собственном сырье работают на Урале предприятия лесной промышленности.
    Задания:
    Найдите центры лесной промышленности.
    В какой части Урала находятся лесоизбыточные районы? (На севере Урала.)
    Где сосредоточена лесная промышленность? (Север Пермской и Свердловской областей.)
    Где на Урале находятся ЦБК (целлюлозно-бумажные комбинаты)?
    Итак, мы выяснили, что на Урале отраслями специализации являются метал­лургия, химическая и лесная отрасли. Все они работают на местном сырье. Но это не все отрасли специализации.
    Вопросы к классу:
    Назовите еще отрасли промышленности. (Машиностроение, так здесь есть свой металл, то оно тяжелое (металлоемкое).)
    Назовите продукцию тяжелого машиностроения? (Горношахтное оборудова­ние, оборудование металлургических заводов.)
    Почему в Челябинске производят гусеничные тракторы? (Здесь находится один из крупнейших металлургических заводов.)
    Работа с картой:
    Назовите центры производства:
    1) железнодорожного машиностроения (Нижний Тагил, Камбарка, Усть- Катав (вагоны), (локомотивы), (трамваи));
    2) автомобилестроения (г. Ижевск (легковые автомобили), г. Миасс (грузо­вые автомобили), г. Ирбит (мотоциклы)).
    В годы войны промышленный потенциал Урала резко возрос. Почему? (На Урал были эвакуированы заводы с запада европейской части.)
    Промышленность Урала - это айсберг. С его меньшей, надводной, частью мы по­знакомились. На Урале имеется и «невидимая» часть экономики - это производство оборонное - ВПК: в Удмуртии 90% производимой продукции - это продукция ВПК.
    Урал во время Великой Отечественной войны производил танки, артиллерийское и стрелковое оружие. В послевоенные годы на Урале появились «закрытые города» с производством ракет и ядерного оружия.
    Задания:
    Используя карты в учебнике (стр.167 рис. 48;стр. 169 рис. 49), найдите центры
    производства ВПК.
    1. Ядерно-оружейный комплекс - г. Снежинск, г. Лесной, г. Трехгорный;
    2. Авиационная промышленность - г. Пермь, г. Уфа;
    3. Артиллерийско-стрелковое вооружение - г. Ижевск;
    4. Бронетанковая промышленность - г. Курган, г. Нижний Тагил;
    5. Ракетно-космическая промышленность - г. Воткинск, г. Златоуст.
    Назовите «закрытые» города и их современные названия.
    1. Новоуральск (Свердловск-44);
    2. Снежинск (Челябинск-70);
    3. Озерск (Челябинск-65);
    4. Трехгорный (Златоуст-36);
    5. Лесной (Свердловск-45).
    IVПрактическая работа«Оценка экологической ситуации в разных частях Урала».
    Приложение №3
    V. Домашнее задание.стр.292-297; вопросы для самооценки стр.296
     

    Автор(ы): Ковалева Е. Е.

    Скачать: География 9кл - Конспект.docx

Презентация к уроку

Задания к уроку