Иванищев Константин Владимирович Учитель географии МБОУ Никольская СОШ Сакмарского района География 9 класс УМК: География: население и хозяйство России: учеб. 9 кл. А. И. Алексеев, В. В. Николина, изд. – М.: «Просвещение», 2009. Уровень обучения: базовый Тема урока: Поволжье. ЭГП, природные условия и ресурсы, население Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 2, в разделе - 27 Место урока в системе уроков по теме: 1, в разделе - 17 Цель: начать формировать представление об экономическом районе Поволжье. Задачи урока Образовательные: изучить особенности ЭГП, природных условий и ресурсов, населения района; показать роль Волги в развитии экономики; изучить влияние природных условий и ресурсов на развитие и размещение экономики. Развивающие: развивать умение учащихся анализировать разные источники географических знаний и делать выводы; совершенствовать картографические умения. Воспитательные: воспитание патриотизма, экологической культуры, толерантности. Оборудование: Политико-административная и физическая карты России, экономическая карта Поволжья. Ход урока I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания Географический диктант: 1. Северный Кавказ ... район России (многонациональный). 2. Впишите столицы республик: Северная Осетия - Алания - столица ... (г. Владикавказ, г. Дзауджикау); Ингушетия - столица ... (г. Магас); Адыгея - столица ... (г. Майкоп); Дагестан - столица ... (г. Махачкала). 3. Большая часть равнин района занята природной зоной ... (степей). 4. Почвы в Предкавказье - ... (черноземы). 5. Следствием уникальных климатических условий является специализация района на ... (рекреационном хозяйстве), а также возделывании ... (субтропических) культур. 6. Крупным морским портом Северного Кавказа является - ... (г. Новороссийск), «воротами Кавказа» называют ... (г. Ростов-на-Дону). 7. Отраслями специализации района являются: 1) ... (АПК); 2) ... (рекреационное хозяйство); 3) топливная промышленность. 8. Религия горских народов - ... (ислам), исключение составляют православные ... (осетины). 9. Центр курортного побережья Черного моря - ... (г. Сочи). 10. Основная сельскохозяйственная культура - ... (озимая пшеница). 11. В Ростове-на-Дону и Таганроге производят ... (комбайны). 12. В районе находится восточная часть ... (Донецкого) угольного бассейна. III. Изучение нового материала - Поволжский экономический район вытянут с севера на юг вдоль природной оси - реки Волги. Определим состав Поволжья и отметим области и республики на контурной карте. Ученики отмечают на карте области и республики, входящие в состав Поволжья. (По «госплановскому» районированию в состав Поволжья входят (уч.А. рис. 63): Татарстан - столица г. Казань; Калмыкия - столица г. Элиста; Ульяновская, Самарская, Саратовская, Волгоградская, Астраханская и Пензенская области. По уч. А. в состав социально-экономического района Поволжья включены дополнительно к «госплановскому» составу Чувашия, Марий Эл и убраны Пензенская область - она включена в состав ЦЧР и Калмыкия, которую автор учебника отнес к Северному Кавказу.) Задание: - Оцените ЭГП Поволжья, определите отличительные черты ЭГП и сделайте вывод. На самостоятельную оценку - 3 минуты. 1. Главной осью Поволжья является Волга. 2. Волга - связующее звено республик и областей района и районов Европейской части. Субъекты «нанизаны» на Волгу как бусинки на нить. 3. Район вытянут с севера на юг, а это значит климатические условия севера и юга различны. 4. Поволжье находится между индустриальными ядрами России - Центральной Россией и Уралом. 5. Поволжье - приграничный район. (Он имеет «прозрачную» границу с Казахстаном. (Из Средней Азии и Казахстана - наркотики). 6. Сосед на юге Северный Кавказ (нестабильный регион с беженцами и вынужденными переселенцами). 7. Транспортное положение района благоприятно: 1) судоходная река; 2) транзитные железные, автодороги, нефте- и газопроводы пересекают Поволжье с запада на восток (в широтном направлении) и вдоль Волги с севера на юг (Поволжье железная дорога). По Волге выход в моря - Азовское (Черное, Каспийское). Вывод: Поволжье имеет выгодное ЭГП. - Определим природные условия и ресурсы Поволжья: 1) рельеф - равнинный. 2) климат - умеренно-континентальный, на юге континентальный; теплое, на юге - жаркое лето, увлажнение на севере достаточное, на юге - недостаточное, возможны засухи - причина неурожаев. 3) природные зоны - широтная зональность, ярко выражена: район вытянут с севера на юг более чем на тысячу километров: смешанные леса - Татарстан; лесостепи - Ульяновская и Самарская области; степи - Саратовская и Волгоградская области; полупустыни - Астраханская область. - В геологическом отношении Поволжье - это осадочный чехол древней Русской платформы. Задание: - Определите природные ресурсы Поволжья. Дайте оценку минеральным, агроклиматическим, земельным, водным и рыбным ресурсам Поволжья. Сделайте вывод. Учащиеся могут выбрать вид работы: 1) Работа по контурной карте. По карте Поволжья (атлас) учащиеся определяют, что в Поволжье: 1. Минеральные ресурсы: а) ведется добыча нефти и газа (Татария, Самарская и Астраханская области); б) поваренная соль озер Эльтон и Баскунчак; в) строительные материалы. 2. Агроклиматические и земельные ресурсы (условие для развития АПК). 3. Водные ресурсы водохранилищ реки Волги. 4. Рыбные ресурсы - это, прежде всего, осетровые (90% мировых запасов) Каспийского моря. 2) Заполнение таблицы. Природный ресурс Отрасль специализации Промышленные центры 1. Нефть, газ топливная, нефтепереработка 2. Поваренная соль пищевая 3. Рыбные рыбная (пищевая) 4. Агроклиматические, земельные АПК (сельское хозяйство, пищевая) Колонка «Промышленные центры» заполняется на следующем уроке по теме «Хозяйство Поволжья». 3) Логическая опорная схема. Вывод: Природные ресурсы разнообразны и позволяют развивать в Поволжье: 1) АПК (сельское хозяйство, пищевая); 2) химическую промышленность; 3) нефтепереработку (нефтяную и газовую). - Население Поволжья. Задание: - Самостоятельно прочитать текст о население Поволжья (уч. Д., § 54; уч. А., с. 268-271) и ответить на вопросы. Вопросы к классу: 1. Какие государства существовали на территории Поволжья в историческом прошлом? (Булгарское и Хазарское царства, Золотая Орда, Казанское и Астраханское ханства.) 2. Какие опорные оборонительные пункты возникли в Поволжье в XVI веке? (Царицын, Самара, Саратов.) 3. Каков естественный прирост населения Поволжья? (Отрицательный, кроме Калмыкии.) 4. Сравните среднюю плотность населения России и Поволжья. (В Поволжье средняя плотность населения в 3 раза выше.Наибольшая плотность в Татарстане, наименьшая в Калмыкии.) 5. Преобладающий народ в Поволжье? (Русские.) 6. Когда в Поволжье поселились немцы? (В XVIII веке.) 7. Какие народы Поволжья подвергались насильственной миграции? (Немцы, калмыки.) 8. Каков уровень урбанизации Поволжья? (74%.) 9. Найдите соответствие: национальность религия 1. русские А. ислам 2. татары Б. православие 3. калмыки В. буддизм Ответы: 1 - Б; 2 - А; 3 - В. 10. Назовите города-миллионники Поволжья. (Казань, Самара.Население Волгограда в 1990 году составляло 1 млн. 5 тыс. человек, но к 2000 г. сократилось и составило 989 тыс. чел.) 11. Какие города назывались раньше Царицын, Сталинград, Симбирск? (Царицын и Сталинград - ныне Волгоград, Симбирск - ныне Ульяновск.) 12. Как размещены крупные города Поволжья? (На берегах Волги.) 13. Какой город (центр области распложен в стороне от Волги? (Пенза.) Учащиеся отвечают на вопросы (лист с вопросами о населении Поволжья на каждом столе) в парах. Затем сверяют ответы, работая в группах (по 4-5 человек). IV. Закрепление - Назовите субъекты РФ, входящие в состав Поволжья? - Назовите основные черты ЭГП Поволжья? - Улучшится ли ЭГП вашей области, республики, если она окажется на месте Самарской области? - Оцените природные условия Поволжья для жизни людей и развития экономики района. - Природные ресурсы Поволжья отличают следующие черты (дополнить): преобладание нерудных ископаемых, среди которых нефть (истощение запасов), газ, соль. - Назовите народы Поволжья. - Какова история заселения Поволжья немцами? Почему немцы эмигрируют в Германию? - Каков религиозный состав населения Поволжья? V. Домашнее задание § 53, вопросы для самооценки (с. 272) 1-4, 8; по желанию выбор вопросов: «Моя точка зрения». «Представьте, что...» Опережающее задание Группе учащихся подготовить сообщения «Проблемы Поволжья», «Города Поволжья».
Автор(ы): Иванищев К. В.
Скачать: География 9кл - Конспект.docx