Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

53. Европейский Юг – Северный Кавказ. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население

Текст урока

  • Конспект

                                          Евсеева Нина Григорьевна, учитель географии,
    МБОУ «Марьевская  ООШ» Сакмарский район
    Предмет: география
    Класс: 9
    УМК: А.И. Алексеев, В.В. Николина География: население и хозяйство России. - М.: «Просвещение», 2009.
    Уровень обучения: базовый
    
    Тема урока:  Европейский  Юг – Северный Кавказ.  Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население.
    Общее количество часов: в разделе – 27, в теме - 3
    Место урока в системе уроков по теме: 1, в разделе - 1
    Цель урока: выявление особенностей географического положения, состава и факторов формирования экономического района, используя ранее полученные знания, через развитие умений анализа тематических карт, текста и иллюстраций традиционных и электронных учебных пособий для раскрытия существующих особенностей экономического района.
    Задачи урока: Образовательные  Учащиеся получают знания об особенностях ЭГП и факторах формирования Северного Кавказа при выполнении практических заданий и самостоятельных действий, а также определяют  эти особенности.
    Развивающие  Учащиеся развивают умения: составления краткого конспекта по изучаемому материалу в индивидуальной и совместной практической деятельности, самостоятельно ставить учебные задачи, планировать свою учебную деятельность, выявлять главное при работе с текстом и подводить итоги работы в устной и письменной форме.
    Воспитательные:  воспитание чувства патриотизма и бережного отношения к природе. Учащиеся формируют ценностное отношение к особенностям изучаемого экономического района для выявления проблем с целью их комплексного решения.
    Средства обучения: физическая и политико-административная карты России, атласы, учебник, компьютер, проектор, презентация «Северный Кавказ (состав)»  (раздаточный материал  – задания обучающимся, тесты, географический диктант)
                                       
                                                           ХОД УРОКА
    I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
    Взаимное приветствие, проверка готовности к уроку.
    II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
    Географический диктант 
    подобные виды заданий будут встречаться в КИМах ОГЭ (определение субъекта  по описанию). Я предлагаю определить, к какому из пяти изученных нами районов относится каждая  характеристика      3мин.
     
    1. Самый маленький по площади район России
    2. Самая западная республика России.
    3. По территории района проходит маршрут «Золотое кольцо»
    4. Крупнейший город, расположенный за полярным кругом.
    5. Отрасли специализации этого района: лесная промышленность, металлургия (цветная и чёрная), ТЭК
    6. Район имеет крупное месторождение железной руды
    7. Экономика района в основном базируется на привозном сырье и топливе
    8. Самый крупный по площади район в Европейской России
    9. Вокруг крупнейшего города этого района расположены  дворцово-парковые ансамбли
    10. К отраслям  специализации этого района относятся: машиностроение.  текстильная промышленность
    11. В состав района входят три республики.
    
    
    Ш. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.
    ?Какие экономические районы нами уже изучены? (Европейский Север, Северо-Западный район, Центральный, Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы)
    ? А сколько их всего? (11)
    Посмотрите на фоторяд (презентация)
    
     Что вы видите, какой район страны? (Кавказ)
    
    Задание. Поставьте задачи к уроку. (Выявить особенности ЭГП района, оценить выгодно ли он расположен, познакомиться с составом экономического района, природными условиями и ресурсами ,  факторами его формирования и населением)
    ? С чего начнем нашу работу? (с атласа)
    
    Перейдем к реализации учебных задач.
    
    Вступительное слово учителя
    . Сегодня мы познакомимся с особенностями ЭГП, природных условий и ресурсов и причинами разнообразия населения Северного Кавказа. Да – это район особенный: он самый многонациональный, Этот район здравница и житница страны.
    - Пользуясь какой таблицей, мы находим  площадь территории и население (1)  ---записываем
    Задание №1: Давайте определим состав района (рис 91, текст учебника, атлас  с.36) и нанесем на к\к
    ? Что нам  еще предстоит  сегодня сделать исходя из опыта уже изученных вами тем?
    (Изучить природные условия и ресурсы, факторы формирования территории, населении)
    ? Каковы особенности ЭГП данного экономического района?
    Задание №2: Оцените и сделайте вывод.
    Примерные устные ответы учащихся.
    Объяснение учителя
    Определение района
    а. Положение на юге европейской части России. Самый южный район России. С трёх сторон ограничен природными рубежами. Подразделяется на две части Горную и равнинную.
    б. На востоке омывается Каспийским морем, на западе Черное и Азовское – выход к Средиземному морю.
    в. Приграничное положение – с Грузией , Азербайджаном, Абхазией, Южной Осетией.
    г. На севере соседи – Украина, ЦЧР, Поволжье.
    Транспортная сеть хорошо развита на равнинной части, в горах железные дороги отсутствуют, только вдоль побережья проложены железные дороги.
    Задание №3: заносим основные черты ЭГП в тетрадь
    Приграничное положение
    Самый южный район России (окраинное положение)
    Природные рубежи: Кавказские горы, Каспийское море, Азовское и  Чёрное моря
    Транспорт: Транзитное положение
    Богат природными ресурсами
    Вывод: ЭГП СК выгодное, НО необходима стабильная обстановка в регионе. После потери портов и флота на Чёрном море необходима реконструкция портов Новороссийска, Туапсе, Сочи.  Проведение олимпиады, а вернее строительство необходимых объектов в Сочи,  укрепили  экономику этого  района.
    Задание № 4:Определите природные условия  Северного Кавказа и сделайте вывод. Работа проводится в группах по тексту учебника  и картам по плану:
    1) Рельеф
    2) Климат
    3) Воды
    4) Почвы
    5) Природные зоны
    Сообщение учащихся по результатам работы.  Вывод: Природные условия  - 
    благоприятны. 
    
    Физминутка     Стороны горизонта (повороты головы)
                               Приседания (горы, глубины)
    Задание №5: Оцените наличие различных видов ресурсов ( работа в группах)
    1 группа - минеральные ресурсы;
    2 группа – земельные ресурсы;
    3 группа – рекреационные ресурсы;
    4 группа – агроклиматические;
    5 группа – водные.
    
    Сообщение учащихся по результатам работы
    1 группа - минеральные ресурсы; (каменный уголь, газ, нефть, вольфрамомолибденовые руды)  Карта.
    
    2 группа – земельные ресурсы; (черноземы)
    
    3 группа – рекреационные ресурсы; (Черноморское побережье. Приэльбрусье. Кавказские минеральные воды)
    
    4 группа – агроклиматические; (220-240 дней со среднесуточной температурой выше 10 градусов С. Черноморское побережье – субтропики)
    
    5 группа – водные. (небогат Реки – карта)
    
    Вывод: Условия для развития в районе 1) рекреационного хозяйства;
                                                                        2) АПК;
                                                                         3) топливной промышленности.
    Задание №6: (выпрлняем самостоятельно) Найдите выделенные в учебнике и запишите в тетрадь факторы формирования района (§ 52, стр. 272-274) - 5 минут.
    Беседа: Северный Кавказ единственный район  в России, где население до 1990-х годов быстро увеличивалось.  Сейчас в Ингушетии и Дагестане самый высокий прирост в стране. В большинстве республик рождаемость остается высокой, причины – традиции ислама. Из республик только в Северной Осетии религия православие.
    Численность населения мы записали в начале урока – оно составляет? (18885тыс.  чел.)
    Естественный прирост?  (Р-С)
    Миграции?
    Откройте карту плотности населения. (анализ. ) ? Есть ли города миллионники в Южной России?  Крупные  города?
    Теперь посмотрим карту «Народы» (анализ)  Вывод: - самый многонациональный  район .
    Вопросы к классу:
    - Какая проблема является очень острой для населения Северного Кавказа? (безработица)
    - На Северном Кавказе высокая доля пожилых людей.  Почему?  (сюда приезжают северяне, вышедшие на пенсию)
                     
    IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
    Задание №5:  Практикум. Согласно таблице 1 расставьте  республики  Северного Кавказа  в  порядке  уменьшения их территории.
        Задание №6:  Тестирование по теме: «Северный Кавказ»
               1.Какие регионы входят в состав Северного Кавказа:
      А – Красноярский Край  Г – Ставропольский край
    Б – Республика Адыгея    Д – Республика Калмыкия
    В – Ростовская область     Е – Саратовская область 
    
    2.С какими странами граничит Северный Кавказ:
    А – Азербайджан, Украина, Грузия
    Б – Украина, Армения, Азербайджан
    В – Грузия, Казахстан, Украина
    
    3. Какой тип климата характерен для большей части Северного Кавказа:
    А – резко – континентальный
    Б – субтропический
    В – умеренно – континентальный
    
    4. Среди других районов России население Северного Кавказа выделяется:
    А – максимальной численностью
    Б – самой высокой долей горожан
    В – самым сложным национальным составом
    
    5. Один из важнейших курортных центров Северного Кавказа:
    А – Ростов на Дону
    Б – Пятигорск
    В – Новочеркасск
    
    6. Сопоставить субъекты Северного Кавказа и их столицы
    А – Дагестан 1. г. Нальчик
    Б – Адыгея 2. г. Владикавказ
    В – Кабардино – Балкария 3. г. Махачкала
    Г – Северная Осетия 4. г. Майкоп
    
    7. Какой тип климата характерен для побережья Чёрного моря:
    А – резко – континентальный
    Б – субтропический
    В – умеренно – континентальный
    
    8. Среди других районов России население Северного Кавказа выделяется:
    А – максимальной численностью
    Б – самой высокой долей горожан
    В – самый высокий уровень безработицы
    
    9. Один из важнейших курортных центров Северного Кавказа:
    А – Ростов на Дону
    Б – Сочи
    В – Новочеркасск
    
    10. Городом-миллионером на Северном Кавказе является:
    А – Краснодар
    Б – Сочи
    В – Грозный
    Г – Ростов на Дону
    
    11.   Большая часть горских народов исповедует:
    А.  – православие
    Б. ислам
    В. буддизм
    Домашнее задание: параграф 52, контурная карта Северного Кавказа
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Евсеева Н. Г.

    Скачать: География 9кл - Конспект.docx

Презентация к уроку