Евсеева Нина Григорьевна, учитель географии, МБОУ «Марьевская ООШ» Сакмарский район Предмет: география Класс: 9 УМК: А.И. Алексеев, В.В. Николина География: население и хозяйство России. - М.: «Просвещение», 2009. Уровень обучения: базовый Тема урока: Европейский Север. Природа. Народы. Общее количество часов: в разделе – 27, в теме - 2 Место урока в системе уроков по теме: 1, в разделе - 12 Цель урока: сформировать представление об особенностях ЭГП, природных условий и ресурсов, населения Европейского Севера. Задачи урока: Образовательные: изучить особенности ЭГП, природных условий и ресурсов; познакомить с населением Европейского Севера. Развивающие: совершенствовать умение учащихся самостоятельно работать с картами, учебником и делать выводы; отработка навыков публичного выступления. Воспитательные: воспитание чувства патриотизма и бережного отношения к природе. Средства обучения: физическая и политико-административная карты России, атласы, учебник, компьютер, проектор, презентация «Уникальные объекты Европейского Севера», раздаточный материал –маршрутный лист Ход урока 1. Оргмомент. 2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сейчас я хочу показать вам два уникальных места находящихся на территории нашей страны, имеющих всемирную известность, как культурные и природные памятники. 1) Ки́жи или Ки́жский пого́ст — всемирно известный архитектурный ансамбль, расположенный на острове Кижи Онежского озера, состоящий из двух церквей и колокольни XVIII—XIX веков. 2) Кива́ч — водопад на реке Суна в Карелии. Высота водопада около 11 метров, третий по величине равнинный водопад Европы. (Сс. Атлас с.31. Культурное наследие Анализ карты атласа) 3. Актуализация знаний. Что вы помните из курса 8 кл. об этой территории? Ответы учащихся. Давайте вспомним план характеристики экономического района. 1. Состав 2. ЭГП 3. Природные условия и ресурсы 4. Население и трудовые ресурсы. ( На сегодня достаточно) 4. Каковы же цели нашего урока? (озвучивают) 5. Первичное усвоение и проверка понимания новых знаний. На ваших маршрутных листах задания, которые нам позволят познакомиться и расширить знания о Европейском Севере (см. приложение 1) Задание 1: (выполняем в парах) В учебнике на стр. 359 по рис.86 «Европейский Север» и карте атласа «Европейский Север и Северо-Запад России» (стр. 30) определите, какие субъекты РФ входят в состав района, нанесите их на к\к Мурманская обл., Республика Карелия (г. Петрозаводск), Архангельская обл. с Ненецким автономным краем (г. Нарьян-Мар), Республика Коми (г. Сыктывкар), Вологодская обл. Вывод: Европейский Север включает 3 области, 1 автономный округ и 2 республики. задание № 2, на его выполнение в парах у вас есть 2 минуты. Пользуясь картой атласа «Европейский Север и Северо-Запад России» (стр. 30) дайте оценку экономико- географического положения Европейского Севера. - крайний европейский север; - пересекает Северный полярный круг; - приморское положение (Баренцево, Белое и Карское моря Северного Ледовитого океана); - пограничное положение (Норвегия и Финляндия); - соседское положение (Северо-Западный, Центральный и Уральский экономические районы) - проходит Северный морской путь, транспортная сеть – редкая. Железные дороги расходятся по 3 направлениям – на Мурманск, на Архангельск, на Воркуту. Но есть возможность использовать в навигацию судоходные реки: Печору, Северную Двину и водно-озерный путь из Ладожского озера по реке Свирь в Онежское и по каналу – в Белое море. Вывод: северное положение; приморское положение; пограничное положение. задание №3, на формулировку ответа, в парах и нанесения полезных ископаемых на к\к вам, дается 8 мин. Используя текст учебника и карту атласа «Европейский Север и Северо-Запад России» (стр. 30) дайте оценку природно- ресурсному потенциалу района. Рельеф Климат Водные ресурсы Природные зоны (о тундре, тайга состоит из ели и сосны. В Карелии растет ценная береза с мраморным рисунком древесины) - Печорский угольный бассейн; - железные руды Кольского полуострова и Карелии; - Хибинское месторождение апатитов; - Мончегорское медно-никелевое месторождение; - месторождения нефти и газа Тимано-Печорская провинция и на шельфе Баренцева моря; Вывод: Природные условия суровые на севере и неблагоприятные на юге, но район обеспечен ресурсами: - лесными ; - водными и гидроресурсами; - минеральными; - богатые морские биоресурсы; (Местное население издавна промышляло здесь морского зверя (тюленей), занималось рыбной ловлей. И это не случайно, ведь моря района поражают рыбными богатствами (до 50 видов в Белом море): камбала, треска, сельдь, сёмга; до 200 видов водорослей; миллионы тонн запасов беспозвоночных, самыми ценными из которых являются мидии К сожалению, бездумный и хищнический лов рыбы приводит к экологической катастрофе. Физкультминутка. «Вверх по радуге». Встаньте, закройте глаза, сделайте глубокий вдох. И представьте, что вместе с этим вдохом вы взбираетесь вверх по радуге, а выдыхая – съезжаете с нее, как с горы. Повторите 4-5 раз. Присаживайтесь. … Выступление уч-ся по 1, 2, и 3 заданиям (до 9 мин) Задание №4. (4мин) Прочитайте и запишите в тетрадь. определите, в каком направлении и вдоль чего шло освоение территории района? Этапы освоения Европейского Севера: Белозерск 862г. Вологда 1147г. Великий Устюг 1212г. Архангельск 1584г. Сыктывкар 1586г. Петрозаводск 1703г. Череповец 1777г. Котлас 1890г. Мурманск 1916г. Ухта 1929г. Освоение района началось в IX веке с юга на север вдоль транспортных путей. Города, как «жемчужины» нанизаны на них. В начале города создавались на берегах судоходных рек. («жемчужная нить») Вывод: Освоение шло с юга на север вдоль транспортных путей. Что вы знаете о Беломорканале? – (он соединяет Онежское озеро с Белым морем и первая большая стройка ГУЛАГа (Гла́вное управле́ние лагере́й и мест заключе́ния — подразделение НКВД СССР). Беломорско-Балтийский канал имел, прежде всего, военно-стратегическое значение. В 30-е - 40-е гг. по нему были проведены подводные лодки, торпедные катера в Белое море, ставшие основой для создания Краснознамённого Северного флота, сыгравшего важную роль в победе советского народа в Великой Отечественной войне). Задание № 5. Остался еще вопрос. Какой? ( Население и трудовые ресурсы) Как мы его будем рассматривать? (правильно, проанализируем карты) . Работа с картой. Плотность населения. Национальный состав. Беседа. 1. Каковы особенности размещения населения на Европейском Севере? 2. Какой возрастной состав населения? 3. Каковы черты характера складывались у русского населения Европейского Севера и почему? (Ответ найдете в учебнике с.261) Закрепление: 1. Назовите моря, омывающие Европейский Север. 2. Назовите государства, граничащие с районом 3. Почему в районе бывает полярный день и полярная ночь 4. Состав Европейского Севера? 5. Почему Баренцево море теплее Белого? 6. Почему рудные полезные ископаемые распространены на северо- западе района, а топливные—на северо-востоке? 7. В чем выгодность ЭГП? 8. Какие миграции характерны для Европейского Севера? 9. Назовите коренные народы Севера? Итог урока Домашнее задание: п.50 работа с картой Индивидуальное задание: 1. Подготовить сообщение о поморах. 2. Подготовить сообщение о староверах.
Автор(ы): Евсеева Н. Г.
Скачать: География 9кл - Конспект.docxАвтор(ы): Евсеева Н. Г.
Скачать: География 9кл - Презентация к уроку.pptxАвтор(ы): Евсеева Н. Г.
Скачать: География 9кл - Приложение.docx