Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

50. Обобщающий урок по теме: "Центральная Россия"

Текст урока

  • Конспект

     
                                         Евсеева Нина Григорьевна, учитель географии,
    МБОУ «Марьевская  ООШ», Сакмарский район
    
    Предмет: география
    Класс: 9
    УМК: А.И. Алексеев, В.В. Николина География: население и хозяйство России. - М.: «Просвещение», 2009.
    Уровень обучения: базовый
    
    Тема урока: Обобщающий урок по теме: «Центральная Россия»
    
    Общее количество часов: в разделе – 27, в теме - 10
    Место урока в системе уроков по теме: 10, в разделе - 11
    Цель урока:  обобщить и закрепить знания об экономических районах Центральной России, проверить уровень знаний.
     Задачи урока: 
    Образовательные:  определить общие черты и специфические признаки экономических районов;
    Развивающие: развивать творческие способности обучающихся, умения работать с разными источниками  географической информации, анализировать и делать выводы;
    Воспитательные: воспитывать патриотические чувства, расширить экологическое мировоззрение и развивать межпредметные связи.
    Средства обучения: физическая и политико-административная карты России, атласы, учебник, компьютер, проектор  (раздаточный материал – лист учета и оценки, тесты,  таблица)
                                                                                               
                                      Ход урока
    1. Организационный момент.
    2. Сообщение  темы и целей урока.
    - Сегодня мы проведем урок закрепления изученного материала в виде игры  интеллектуальный «Брейн – ринг».
    Нам нужно разделиться на 4 команды. Делиться будем с помощью жеребьевки.  У нас получилось 4 команды. Каждая команда должна выбрать себе капитана. 
    Жюри: учитель  ИЗО ,  учитель литературы, учитель географии. В конце мы подсчитаем  баллы и выявим  команду знатоков. (см. Приложение)
    
    3. Основная часть.
    1 конкурс "Разминка".  8мин.    (вопросы на экране)
    -Я задаю вопросы для всех команд одновременно, чья команда первой поднимет руку, та и будет отвечать. За каждый правильный ответ 1 балл.
    Какие районы входят в состав Центральной России?
    Какие формы рельефа преобладают на территории региона?
    Назовите основные речные системы региона.
    В каком климатическом поясе находится регион?
    Назовите основные природные зоны Центральной России.
    Как называется город, который является субъектом Центральной России и имеет столичное положение?
    Кем и когда был создан город Москва?
    Основные функции г. Москва.
    Какую планировку имеет г. Москва?
    Перечислите достопримечательности города.
    Сколько областей входит в состав центрального района?
    Вокруг крупнейшего города этого района расположены  дворцово-парковые ансамбли
    В каком городе ЦР была построена первая АЭС?
    В каком районе находится крупный ЦБК, производящий газетную бумагу?
    В какой области ЦЧР создан заповедник с реликтовыми дубовыми рощами?
    Какой район ЦР является самым маленьким по площади?
    Какой район славиться самыми плодородными почвами и как он они называются?
    Какой район не имеет государственных границ с другими странами?
    Что характерно для трудовых ресурсов ЦР?
    По территории какогоj района проходит маршрут «Золотое кольцо» ?
    Какой город является производителем оружия и самоваров?
    Город, название которого связано с меловыми отложениями белого цвета.
    Река на которой расположены города Ярославль, Ниж.Новгород.
    Как называется город текстильной промышленности, который в народе называют городом невест?
    В каких  районах  находится города-миллионники?
    
    2 конкурс "Картограф"         3мин
    Показать на карте экономические  районы   Центральной России  - по жребию (5 баллов).
    Каждая  команда  показывает  субъекты своего экономического района –  (5 баллов) 
    
    3 конкурс   «Заполни таблицу» (каждая команда заполняет  данные по своему экономическому району и озвучивают)  10баллов  + символ района 5бал.
       15мин.
    
    
    №
    п\п
    
    Центральный
    Волго-Вятский
    Центрально-
    Черноземный
    Северо-
    Западный
    1
    Площадь
    
    
    
    
    2
    Состав
    
    
    
    
    
    
    
    3
    ЭГП: граничит
    
    
    
    
    
    
    
    Положение по отношен. к топливно-энер. и сырьевым базам страны
    
    
    
    
    
    Положение по отношен. к  транспортным магистралям
    
    
    
    
    4
    Природные
    Условия
    
    
    
    
    
    5
    Природные ресурсы
    
    
    
    
    
    
    6
    Население и
    Трудовые
    Ресурсы
    
    
    
    
    7
    Хозяйство: отр.
    специализации
    
    
    
    
    
    Территориальная структура  хозяйства
    
    
    
    
    
    8
    Города
    
    
    
    
    
    
    9
    Проблемы  и перспективы  развития
    
    
    
    
    
    Символ
    Района
    
    
    
    
    
    
    
    4 конкурс капитанов:  «Самое, самое, самое… в  экономическом районе» .  4бал.   3мин
    
    5 конкурс:  «Узнай меня по описанию»            2б. за правильный ответ
    1. Высокая плотность населения, большая обеспеченность водными, лесными ресурсами. В сельском хозяйстве выращивают хмель
    2. Выгодное ЭГП. АПК – отрасль специализации, проблема рекультивации почвы.
    3. Самый крупный по численности населения район, беден природными ресурсами
    4. Район имеет выгодное ЭГП, основная отрасль – машиностроение, значительная часть населения района проживает в городе-миллионере.
    5. В 18 веке район был «диким полем», находится крупное месторождение железной руды.
    6. Самый маленький по площади, имеется крупный порт, проблема – наводнение в крупнейшем городе.
    7. В состав района кроме областей входят 3 республики, на территории района находится крупный промышленный узел.
    8. Выгодное ЭГП,  «район-лидер» по освоению новых технологий.
    Пока жюри подводит итоги   поработайте с тестами   -10мин (см. приложение)
    Подведение итогов урока  
        Домашнее задание : Составить кроссворд по  Центральной России  -2мин.
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Евсеева Н. Г.

    Скачать: География 9кл - Конспект.docx

Задания к уроку