Евсеева Нина Григорьевна, учитель географии, МБОУ «Марьевская ООШ», Сакмарский район Предмет: география Класс: 9 УМК: А.И. Алексеев, В.В. Николина География: население и хозяйство России. - М.: «Просвещение», 2009. Уровень обучения: базовый Тема урока: Обобщающий урок по теме: «Центральная Россия» Общее количество часов: в разделе – 27, в теме - 10 Место урока в системе уроков по теме: 10, в разделе - 11 Цель урока: обобщить и закрепить знания об экономических районах Центральной России, проверить уровень знаний. Задачи урока: Образовательные: определить общие черты и специфические признаки экономических районов; Развивающие: развивать творческие способности обучающихся, умения работать с разными источниками географической информации, анализировать и делать выводы; Воспитательные: воспитывать патриотические чувства, расширить экологическое мировоззрение и развивать межпредметные связи. Средства обучения: физическая и политико-административная карты России, атласы, учебник, компьютер, проектор (раздаточный материал – лист учета и оценки, тесты, таблица) Ход урока 1. Организационный момент. 2. Сообщение темы и целей урока. - Сегодня мы проведем урок закрепления изученного материала в виде игры интеллектуальный «Брейн – ринг». Нам нужно разделиться на 4 команды. Делиться будем с помощью жеребьевки. У нас получилось 4 команды. Каждая команда должна выбрать себе капитана. Жюри: учитель ИЗО , учитель литературы, учитель географии. В конце мы подсчитаем баллы и выявим команду знатоков. (см. Приложение) 3. Основная часть. 1 конкурс "Разминка". 8мин. (вопросы на экране) -Я задаю вопросы для всех команд одновременно, чья команда первой поднимет руку, та и будет отвечать. За каждый правильный ответ 1 балл. Какие районы входят в состав Центральной России? Какие формы рельефа преобладают на территории региона? Назовите основные речные системы региона. В каком климатическом поясе находится регион? Назовите основные природные зоны Центральной России. Как называется город, который является субъектом Центральной России и имеет столичное положение? Кем и когда был создан город Москва? Основные функции г. Москва. Какую планировку имеет г. Москва? Перечислите достопримечательности города. Сколько областей входит в состав центрального района? Вокруг крупнейшего города этого района расположены дворцово-парковые ансамбли В каком городе ЦР была построена первая АЭС? В каком районе находится крупный ЦБК, производящий газетную бумагу? В какой области ЦЧР создан заповедник с реликтовыми дубовыми рощами? Какой район ЦР является самым маленьким по площади? Какой район славиться самыми плодородными почвами и как он они называются? Какой район не имеет государственных границ с другими странами? Что характерно для трудовых ресурсов ЦР? По территории какогоj района проходит маршрут «Золотое кольцо» ? Какой город является производителем оружия и самоваров? Город, название которого связано с меловыми отложениями белого цвета. Река на которой расположены города Ярославль, Ниж.Новгород. Как называется город текстильной промышленности, который в народе называют городом невест? В каких районах находится города-миллионники? 2 конкурс "Картограф" 3мин Показать на карте экономические районы Центральной России - по жребию (5 баллов). Каждая команда показывает субъекты своего экономического района – (5 баллов) 3 конкурс «Заполни таблицу» (каждая команда заполняет данные по своему экономическому району и озвучивают) 10баллов + символ района 5бал. 15мин. № п\п Центральный Волго-Вятский Центрально- Черноземный Северо- Западный 1 Площадь 2 Состав 3 ЭГП: граничит Положение по отношен. к топливно-энер. и сырьевым базам страны Положение по отношен. к транспортным магистралям 4 Природные Условия 5 Природные ресурсы 6 Население и Трудовые Ресурсы 7 Хозяйство: отр. специализации Территориальная структура хозяйства 8 Города 9 Проблемы и перспективы развития Символ Района 4 конкурс капитанов: «Самое, самое, самое… в экономическом районе» . 4бал. 3мин 5 конкурс: «Узнай меня по описанию» 2б. за правильный ответ 1. Высокая плотность населения, большая обеспеченность водными, лесными ресурсами. В сельском хозяйстве выращивают хмель 2. Выгодное ЭГП. АПК – отрасль специализации, проблема рекультивации почвы. 3. Самый крупный по численности населения район, беден природными ресурсами 4. Район имеет выгодное ЭГП, основная отрасль – машиностроение, значительная часть населения района проживает в городе-миллионере. 5. В 18 веке район был «диким полем», находится крупное месторождение железной руды. 6. Самый маленький по площади, имеется крупный порт, проблема – наводнение в крупнейшем городе. 7. В состав района кроме областей входят 3 республики, на территории района находится крупный промышленный узел. 8. Выгодное ЭГП, «район-лидер» по освоению новых технологий. Пока жюри подводит итоги поработайте с тестами -10мин (см. приложение) Подведение итогов урока Домашнее задание : Составить кроссворд по Центральной России -2мин.
Автор(ы): Евсеева Н. Г.
Скачать: География 9кл - Конспект.docxАвтор(ы): Евсеева Н. Г.
Скачать: География 9кл - Приложение.docx