Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

46. Центрально – Черноземный район

Текст урока

  • Конспект

     МажекеновЕрбулатБалтабаевич, учитель географии,
    МБОУ «Орловская ООШ» Сакмарский район
    
    Предмет: география
    Класс: 9
    УМК: А.И. Алексеев, В.В. Николина География: население и хозяйство России. - М.: «Просвещение», 2009.
    Уровень обучения: базовый
    
    Тема урока: Центрально – Черноземный район.
    
    Общее количество часов: в разделе – 27, в теме - 10
    Место урока в системе уроков по теме: 6, в разделе - 7
    Цель урока: изучить особенности экономики Центрально-Чернозёмного района 
    Задачи урока: 
    Образовательные: Изучить и дать оценку ЭПГ района, ресурсы и природные условия, как факторы специализации района. Сформировать представление об этапах освоения территории Центрально-Черноземного района.
    Развивающие: совершенствовать умение учащихся работать с разными источниками географических знаний; развивать картографические умения
    Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к учению; воспитание чувства патриотизма.
    
    Средства обучения: карта «Центральная Россия», атласы
    
    Ход урока
    1. Организационный момент
    2. Проверка  домашнего задания
    а) Расскажите, как осуществляется процесс урбанизации в Центральном районе?
    б ) Дайте экономико-географическую характеристику Москвы, Тулы?
    в) Какие проблемы стоят перед городами Центрального района
    
    3. Изучение нового материала.
    Учитель: Сегодня мы с Вами познакомимся с особенностями Центрально-Черноземного района России, для этого самостоятельно прочитаем отрывок  И.С. Тургенева «Записки охотника» на стр. 239-240 (уч-ся читают и отвечают на вопрос)
    Учитель: Для того чтобы ответить на этот вопрос давайте обратимся к истории ЦЧР (слайд № 2)
    Давайте с Вами, определим  положение ЦЧР на физической карте, (учащиеся вместе с учителем определяют территорию ЦЧР)
    В состав района входит 5 областей  (слайд № 3)
    
    Самостоятельная работа учащихся: Подпишите на контурной карте название областей входящих в изучаемый район и обведите границы его территории.
    
    -Пользуясь картой, давайте определим соседей ЦЧР (ответы учащихся: на севере с Центральным районом, на востоке с Поволжьем, на юге с Украиной и Северным Кавказом.
    Дать общую характеристику Центрально-Чернозёмного района нам помогут статистические данные учебника на стр.241. 
    Самостоятельная работа учащихся в парах: Выпишите в тетрадь площадь территории данного района, его численность и самостоятельно определите плотность населения.
    Выпишите в тетрадь долю городского населения района.
    Учитель:Транспортные оси, идущие с севера на юг, пересекаются с транспортными путями широтного протяжения. В местах их пересечения – крупные города и промышленные узлы. Назовите крупные города и промышленные узлы района. (Воронеж, Липецк, Курск, Белгород, Тамбов).
    Сделайте вывод: Выгодное ли положение Центрально-Чернозёмного района? (ответы учащихся)
    Учитель: Откройте учебник на стр. 242-243 и  давайте познакомимся с особенности Центрального Черноземья.
    Работа в парах - учащиеся самостоятельно читают текст и выписывают в тетрадь этапы 
    13в.
    Дикое поле. 
    17 в.
    Русская помещичье-крестьянская колонизация. 
    18 - 19 вв.
    Развитие зернового хозяйства, снабжение хлебом
     промышленного Центра. 
    Конец 19 – начало 20
    Кризис, вызванный конкуренцией новых зерновых
     районов и аграрным перенаселением. 
    1900-1930 гг.
    Расширение доли технических культур в земледелии,
     производство сахара, развитие химической
     промышленности на пищевом сырье. 
    с 1950-х гг.
    Начало освоения руд Курской магнитной аномалии,
     развитие черной металлургии и машиностроения. 
    
    
    Учитель:исходя из ваших ответов,  сделаем вывод:главными природными ЦЧР являются черноземы и минеральные ресурсы. Используя карту, самостоятельно определите, где находятся крупнейшие месторождения железной руды. (учащиеся определяют  месторождение КМА.
     Месторождение железных руд было открыто в 20 веке  и наличие железных руд позволяет развивать черную металлургию.
    Учитель: сообщает информацию об основных отраслях специализации ЦЧР, иллюстрируя свой рассказ слайдами из презентации.
    Основные отрасли специализации: сельское хозяйство и пищевая промышленность, чёрная металлургия, металлоёмкое машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность.
    В сельском хозяйстве преобладает растениеводство — посевы сахарной свёклы, масличных и зерновых культур. Вживотноводстве развито: молочно-мясное скотоводство, свиноводство и птицеводство.
    Экологические проблемы ЦЧЭ района(сообщение учащегося)
    
    4. Закрепление: учащиеся выполняют тест и проводят взаимопроверку
    1. Выберите выражения, характеризующие особенности Центрально-Черноземного района:
    а) самый многонациональный район России;
    б) самый маленький по площади район;
    в) сельскохозяйственный район России;
    г) сосредотачивает большие запасы железной руды.
    
    2. Выберите верные ответы. В состав Центрально-Черноземного района входят:
    а) Воронежская область;
    б) Липецкая область;
    в) Ульяновская область;
    г) Курская область.
    
    3. Определите ресурсы, запасы которых в Центральном Черноземье значительны:
    а) черноземы;
    б) железная руда;
    в) каменный уголь;
    г) бурый уголь.
    
    4) Назовите главные отрасли специализации ЦЧР.
    5) Влияет ли наличие природных ресурсов (таких как железная руда) на формирование отраслей специализации данного района.
    5. Рефлексия
    -Я сам не смог справится с заданием;
    -У меня не было затруднений;
    -Я только слушал предложения других;
    - Я выдвигал идеи;
    Подведение итогов урока и выставление оценок с комментарием учителя.
    
    6. Домашнее задание: п.47 подготовить творческое задание:Как сохранить главное богатство района – чернозём, который В. В. Докучаев называл «царём почв»? Предложите свои  пути решения проблемы.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Мажекенов Е. Б.

    Скачать: География 9кл - Конспект.docx

Презентация к уроку