МажекеновЕрбулатБалтабаевич, учитель географии, МБОУ «Орловская ООШ» Сакмарский район Предмет: география Класс: 9 УМК: А.И. Алексеев, В.В. Николина География: население и хозяйство России. - М.: «Просвещение», 2009. Уровень обучения: базовый Тема урока: Центрально – Черноземный район. Общее количество часов: в разделе – 27, в теме - 10 Место урока в системе уроков по теме: 6, в разделе - 7 Цель урока: изучить особенности экономики Центрально-Чернозёмного района Задачи урока: Образовательные: Изучить и дать оценку ЭПГ района, ресурсы и природные условия, как факторы специализации района. Сформировать представление об этапах освоения территории Центрально-Черноземного района. Развивающие: совершенствовать умение учащихся работать с разными источниками географических знаний; развивать картографические умения Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к учению; воспитание чувства патриотизма. Средства обучения: карта «Центральная Россия», атласы Ход урока 1. Организационный момент 2. Проверка домашнего задания а) Расскажите, как осуществляется процесс урбанизации в Центральном районе? б ) Дайте экономико-географическую характеристику Москвы, Тулы? в) Какие проблемы стоят перед городами Центрального района 3. Изучение нового материала. Учитель: Сегодня мы с Вами познакомимся с особенностями Центрально-Черноземного района России, для этого самостоятельно прочитаем отрывок И.С. Тургенева «Записки охотника» на стр. 239-240 (уч-ся читают и отвечают на вопрос) Учитель: Для того чтобы ответить на этот вопрос давайте обратимся к истории ЦЧР (слайд № 2) Давайте с Вами, определим положение ЦЧР на физической карте, (учащиеся вместе с учителем определяют территорию ЦЧР) В состав района входит 5 областей (слайд № 3) Самостоятельная работа учащихся: Подпишите на контурной карте название областей входящих в изучаемый район и обведите границы его территории. -Пользуясь картой, давайте определим соседей ЦЧР (ответы учащихся: на севере с Центральным районом, на востоке с Поволжьем, на юге с Украиной и Северным Кавказом. Дать общую характеристику Центрально-Чернозёмного района нам помогут статистические данные учебника на стр.241. Самостоятельная работа учащихся в парах: Выпишите в тетрадь площадь территории данного района, его численность и самостоятельно определите плотность населения. Выпишите в тетрадь долю городского населения района. Учитель:Транспортные оси, идущие с севера на юг, пересекаются с транспортными путями широтного протяжения. В местах их пересечения – крупные города и промышленные узлы. Назовите крупные города и промышленные узлы района. (Воронеж, Липецк, Курск, Белгород, Тамбов). Сделайте вывод: Выгодное ли положение Центрально-Чернозёмного района? (ответы учащихся) Учитель: Откройте учебник на стр. 242-243 и давайте познакомимся с особенности Центрального Черноземья. Работа в парах - учащиеся самостоятельно читают текст и выписывают в тетрадь этапы 13в. Дикое поле. 17 в. Русская помещичье-крестьянская колонизация. 18 - 19 вв. Развитие зернового хозяйства, снабжение хлебом промышленного Центра. Конец 19 – начало 20 Кризис, вызванный конкуренцией новых зерновых районов и аграрным перенаселением. 1900-1930 гг. Расширение доли технических культур в земледелии, производство сахара, развитие химической промышленности на пищевом сырье. с 1950-х гг. Начало освоения руд Курской магнитной аномалии, развитие черной металлургии и машиностроения. Учитель:исходя из ваших ответов, сделаем вывод:главными природными ЦЧР являются черноземы и минеральные ресурсы. Используя карту, самостоятельно определите, где находятся крупнейшие месторождения железной руды. (учащиеся определяют месторождение КМА. Месторождение железных руд было открыто в 20 веке и наличие железных руд позволяет развивать черную металлургию. Учитель: сообщает информацию об основных отраслях специализации ЦЧР, иллюстрируя свой рассказ слайдами из презентации. Основные отрасли специализации: сельское хозяйство и пищевая промышленность, чёрная металлургия, металлоёмкое машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность. В сельском хозяйстве преобладает растениеводство — посевы сахарной свёклы, масличных и зерновых культур. Вживотноводстве развито: молочно-мясное скотоводство, свиноводство и птицеводство. Экологические проблемы ЦЧЭ района(сообщение учащегося) 4. Закрепление: учащиеся выполняют тест и проводят взаимопроверку 1. Выберите выражения, характеризующие особенности Центрально-Черноземного района: а) самый многонациональный район России; б) самый маленький по площади район; в) сельскохозяйственный район России; г) сосредотачивает большие запасы железной руды. 2. Выберите верные ответы. В состав Центрально-Черноземного района входят: а) Воронежская область; б) Липецкая область; в) Ульяновская область; г) Курская область. 3. Определите ресурсы, запасы которых в Центральном Черноземье значительны: а) черноземы; б) железная руда; в) каменный уголь; г) бурый уголь. 4) Назовите главные отрасли специализации ЦЧР. 5) Влияет ли наличие природных ресурсов (таких как железная руда) на формирование отраслей специализации данного района. 5. Рефлексия -Я сам не смог справится с заданием; -У меня не было затруднений; -Я только слушал предложения других; - Я выдвигал идеи; Подведение итогов урока и выставление оценок с комментарием учителя. 6. Домашнее задание: п.47 подготовить творческое задание:Как сохранить главное богатство района – чернозём, который В. В. Докучаев называл «царём почв»? Предложите свои пути решения проблемы.
Автор(ы): Мажекенов Е. Б.
Скачать: География 9кл - Конспект.docxАвтор(ы): Мажекенов Е. Б.
Скачать: География 9кл - Презентация к уроку.pptx