Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

43. Центральный район. Население и трудовые ресурсы. Народные промыслы

Текст урока

  • Конспект

     Cулимов  Александр  Юрьевич, учитель географии,
    МБОУ «Егорьевская СОШ» Сакмарский район
    Предмет: география
    Класс: 9
    УМК: А.И. Алексеев, В.В. Николина География: население и хозяйство России. - М.: «Просвещение», 2009.
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Центральный район. Население и трудовые ресурсы. Народные промыслы.
    Общее количество часов: в разделе – 27, в теме - 10
    Место урока в системе уроков по теме: 3, в разделе - 4
    Цель урока: Сформировать представление о населении Центральной России как регионе формирования русского народа. Расширить знания об обычаях, традициях русского народа. Дать знания о народных художественных промыслах населения Центральной России.
    Задачи урока: 
    Образовательные: Познакомить с особенностями и характерными чертами населения Центрального района (характер великоросса), а также влиянием природных условий на занятия населения.
    Развивающие: Сформировать навыки сотрудничества с одноклассниками или с другими людьми за пределами класса и согласованного участия в работе по созданию общего продукта из отдельных взаимосвязанных частей;
    Воспитательные: Воспитание патриотизма, чувства прекрасного, гордости и любви к своей Родине. Способствовать развитию духовных качеств личности обучающихся.
    Средства обучения: Карты «Плотность населения  России», «Народы России», политико­-административная, образцы продукции народных художественных промыслов насе­ления Центральной России., атласы, учебник, компьютер, проектор, тематическая презентация.
    Ход урока
    I. Организационный момент
    II.         Проверка домашнего задания
    1) Устный опрос:
    а. Оцените ЭГП Центральной России.
    б. Оцените природные условия и ресурсы Центральной России.
    2) Географический диктант:
    1. Какой район не входит в состав Центральной России?
    
     а) Центральный район;   б) Волго-Вятский;в)  Центрально-Черноземный;  г) Северный.
    
    2. Связи с окраинами России и соседними странами осуществлялись в XI- XVI вв.
    а)    по рекам; б)  по дорогам грунтовым; в) по морям. 
    
    3.  Центральная Россия имеет ... положение
    а)    периферийное; б)    столичное; в)    приграничное.
    
    4.   Соседними странами, имеющими границу с Центральной Россией, являются:
    а)    Украина;  б) Беларусь; в)    Молдавия;   г) Литва.
    
    5.  Транспортная сеть в Центральной России представлена ...
    а)    автомобильными дорогами; б) железными дорогами; в)  трубопроводами;    г) всеми видами транспорта.
    
    6.   Как назывался древний торговый путь, проходивший по рекам и волокам?
    
    7.   Центральная Россия ...
    а)    богата природными ресурсами; б)  не богата природными ресурсами.
    
    8.  В Центральной России есть крупное месторождение ...
    а)    бурого угля;    б) торфа; в) фосфоритов;    г) железной руды.
    
    9.   Развитию экономики Центральной России благоприятствуют ...
    а)    природные условия; б)    природные ресурсы; в)    ЭГП.
    
    Ответы: 1 - в; 2 - а; 3 - б; 4-а, б, г; 5 -г; 6- путь «из варяг в греки»; 7 -б; 8- г; 9-а, в.
    
    III.   Изучение нового материала
    План на доске:
    1. Народы Центральной России (народные художественные промыслы);
    2. Агломерации;
    3. Древние города;
    4. Центры военной науки и ВПК;
    5. Центры промышленности;
    6. Миграции населения;
    7. Численность населения;
    8. Сельское расселение;
    9. Трудовые ресурсы.
    
    -   Русские являются самым многочисленным народом Центральной России. Они пре­обладают во всех областях Центрального, Центрально-Черноземного, Волго-Вятского и Северо-Западного районов. Центральная Россия - колыбель русского народа.
    В республиках Волго-Вятского района живут чуваши (Чувашия), марийцы (Ма- рий-Эл), мордва (Мордовия). Преобладают русские в республиках Мордовии и Ма­рий-Эл, а в Чувашии преобладает коренное население - чуваши (68%).
    
    Обычаи и традиции русских
    Русские относятся к славянской группе индоевропейской семьи. Исповедуют православие. Главными религиозными праздниками являются Рождество Христово (7 января), Пасха, Троица. Из языческих праздников до сих пор отмечается Масле­ница, которая совпадает с «проводами зимы».
    Русские используют письменность кириллицу (ее создатели Кирилл и Мефодий). Традиционной едой на Руси были каши, квашеная капуста, ржаной хлеб, собирали грибы, ягоды. По праздникам пекли пироги, блины.
    Одежда русских отличалась по губерниям. Но, как правило, женщины носили рубаху с длинными рукавами, на которую одевали сарафан. На голове - платок. Мужчины носили рубаху почти до колен длиной, и штаны, часто в полоску. На но­гах летом носили лапти, которые плели из лыка, а зимой - валенки.
    Девушки заплетали одну косу, а замужние женщины - две косы.
    Народные художественные промыслы
    В селах Центральной России расположенных вблизи от городов зародились на­родные кустарные промыслы. Условиями их возникновения стали неустойчивые урожаи, свободное время зимой (внесезонье), соседство рынков, ярмарок, где можно было продать изготовленные изделия.
    Наиболее активно промыслы развивались в XIX веке.
    Один из наиболее старых по времени возникновения - подмосковный промысел резьбы по дереву - находится в селе Богородском, которое расположено близко к Троице-Сергиевой Лавре. В Богородском в XVII в. стали вырезать из дерева игруш­ку. Для изготовления игрушки и скульптуры издавна применяется древесина липы, ольхи, осины - мягких пород. Резчики использовали топор, стамески, ножи.
    Изделия из капа и капокорня - наростов на стволах и корнях березы изготавли­вают мастера г. Кирова (Вятки).
    Один из видов расписной деревянной посуды - «золотая хохлома» изготавлива­ется в г. Семенове Нижегородской области. Золотой фон или золотой орнамент на цветной фоне основа росписи.
    Село Хохлома, где проходили ярмарки, дало название целому промыслу. Ковши, братины, ложки, декоративные блюда привлекают своей яркостью и красочностью.
    Вырезанный из липы или березы полуфабрикат покрывают слоем жидкой глины, пропитывают льняным маслом, шпаклюют, вновь покрывают маслом и высушива­ют. Поверхность натирают алюминиевым порошком, поверх которого выполняют роспись. Завершается процесс покрытием всего изделия олифой. Окончательную сушку проводят при 100-120° С. Слой олифы приобретает золотистый оттенок.
    
    Кисть хохломская! Большое спасибо!
    Сказывай сказку для радости жизни!
    Ты как душа у народа, красива,
    Ты, как и люди, служишь Отчизне!
    В. Боков
    
    Хохломские чаши всегда с удовольствием принимали в подарок. Чаши отлича­лись друг от друга формой и росписью.
    Самое интересное изделие - братина. Был древний обычай - братчина. Когда нужно обсудить какое-либо важное дело, собирались в одной избе люди - родствен­ники. Рассаживались за одним столом обсуждали дела. К концу разговора и подава­лись щи и каша в особой посуде, называемой братиной. Это горшок до 50 см в диа­метре. Иногда по одной стороне братины изображался росписью большой алый цве­ток - цветок счастья. Но цвел он только один раз в году в Иванов день. Тот, кто су­мел увидеть этот цветок, становился счастливым на всю жизнь.
    Ставец - индивидуальная посуда. Состоял он из двух равновеликих чаш, одна из которых накрывала другую. Ставцы были посудой у монахов. Отсюда пошла пого­ворка: «Всяк старец имей свой ставец!»
    Рисунок на изделиях - ягоды, травка, цветы. Травка писалась черным и красным цветом. Затейливые узоры называются Кудрины. Травки превращаются в крупные кудри - завитки. Они всегда золотые. Словно перья сказочной птицы, загораются они на черном или красном фоне.
    Красный цвет символизирует огонь, любовь, преданность. Золотистый - свет «солнце»; на черном фоне замечательно смотрятся все яркие цвета, он символизиру­ет торжественность.
    Еще один художественный промысел - финифть - дивная по красоте роспись по эмали. Славится финифтью г. Ростов в Ярославской области. «Финифть» в переводе с греческого означает светлый, блестящий камень. Белоснежные пластинки из спла­вов, обожженные при высокой температуре, сияют драгоценной росписью. В техни­ке финифти изготовляли нагрудные иконки, образки, позднее - женские украшения с цветочной росписью, миниатюрные портреты и пейзажи на крохотных шкатулках.
    Палехские черно-лаковые шкатулки, украшенные миниатюрной живописью, из­вестны не только в России, но и за рубежом. Появилось это искусство в селе Палех Ивановской области в 1924 г. Об искусстве Палеха написала стихи Ольга Маркова:
    
    Палех
    Не печалься, древняя земля!
    Ты богата сказами да былью...
    Русские, иконные края...
    Палеха несломленные крылья!
    Будто свиток Палешка - река 
    В полосе вишневого заката 
    Белый храм возносится куда-то,
    Мудрый, как ушедшие века!
    Сколько здесь оставлено сердец,
    Сколько тут написано шкатулок?!
    Да и сам-mo Палех, как ларец,
    Первозданен, искренен и хрупок...
    Зарастает речка муравой.
    На воде - венок живой из лилий...
    (То ли день струится золотой,
    Толи свет из утонченных линий?...)
    Не печалься, древняя земля!
    Пчелами гудит лесной малинник... 
    русские иконные края 
    Сохраняют Таинства святыни.
    
    -                      В Центральной России в основном преобладает городское население.
    Задания:
    -  Определите, в каком районе Центральной России наи­большая доля городского населения, а в каком наименьшая?
     (Наибольшая доля горожан в Северо-Западном районе, а наименьшая - в Центрально­черноземном районе.)
    -  Назовите города-миллионники Центральной России, запишите их в тетрадь. 
    (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новго­род.)
    -   Вокруг этих городов сформировались агломерации. Вспомните, что называется агломерацией? Найдите на карте древние города Центральной России.
     (Новго­род, Муром, Ростов, Псков, Смоленск, Ярославль, Суздаль, Курск, Рязань, Владимир, Москва . )
    -   Как изменилась численность населения в областях и городах Центральной Рос­сии. 
    (Численность населения уменьшалась в Тверской, Смоленской, Рязанской, Кировской, Псковской , Тамбовской. Росло население с 1926 по 1990 гг., а затем снижалось в Московской, Ленинградской, Нижего­родской областях. Росла численность населения в городах Твери, Смоленске, Рязани, Кирове, Пскове, Тамбове до 1994 г . Сокращалась численность населе­ния с 1989 года в крупнейших городах .)
    -  Почему численность населения крупных городов уменьшалась? 
    (Уменьшился естественный прирост и миграции населения.)
    -   Как изменяется численность населения в сельских населенных пунктах? 
    (Из-за оттока населения из села в город (процесс урбанизации) в сельской местно­сти не хватает трудовых ресурсов . Сейчас идет миграция в сельскую мест­ность Центральной России жителей Севера , вынужденных переселенцев, се­мей бывших военнослужащих.)
    
    III .Закрепление
    
    1.  Какое население преобладает в Центральной России?
    а)городское; б)сельское.
    
    2. Какой народ преобладает в Центральной России?
    а) чуваши;     б) мордва; в) марийцы; г) русские.
    
    3. В состав , какого района входят республики?
    а)  Центрального; б)  Волго-Вятского; в)  Центрально-Черноземного.
    
    3)  «Золотая хохлома» - это народный художественный промысел ...
    а) г. Кирова; б) г. Семенова; в)  села Богородского.
    
    4. В г. Ростове Ярославской области изготавливают ...
    а)  финифть; б) деревянная игрушка; в)  лаковая миниатюра.
    
    5.   На территории Центральной России находятся города-милионники ...
    а) Москва;  б) Воронеж;   в) Нижний   Новгород; г)   Санкт-Петербург;    д) Псков.
    
    6. Укажите древние города Центральной России.
    а) Новгород;  б) Дубна; в) Санкт-Петербург;  г) Псков.
    
    7. Самая высокая доля горожан в ...
    а)         Центральном районе; б) Северо-Западном районе; в) Центрально-Черноземном районе.
    
    8. Городов-миллионников нет в ...
    а)         Центральном районе; б)  Северо-Западном районе; в)  Волго-Вятском районе; г) Центрально-Черноземном районе.
    
    Ответы: 1 - а; 2 - г; 3 - б; 4 - б; 5 - а; 6 - а, в, г; 7 - а, г; 8 - б; 9 - г.
    
    
    Домашнее задание: § 44, контурная карта «Центральный район»
     

    Автор(ы): Сулимов А. Ю.

    Скачать: География 9кл - Конспект.doc

Презентация к уроку

Задания к уроку