Абдрашитова Альфия Гумеровна , учитель географии, МБОУ « Верхнечебеньковская СОШ» Сакмарский район Предмет: география Класс: 9 УМК: А.И. Алексеев, В.В. Николина География: население и хозяйство России. - М.: «Просвещение», 2009. Уровень обучения: базовый Тема урока: Экономическое районирование Общее количество часов: в разделе – 27, в теме - 1 Место урока в системе уроков по теме: 1, в разделе - 1 Цель урока: сформировать представление об экономических районах России; познакомить учащихся с основными функциями и видами районирования; Задачи урока: Образовательные: познакомить учащихся с основными функциями и видами районирования; изучить подходы к районированию и виды. Развивающие продолжить формирование картографических умений, умений самостоятельно работать с источниками информации; формирование интереса к изучению географии хозяйства и населения. Воспитательные развивать коммуникативные умения учащихся в парной и групповой работе, воспитывать ответственное отношение к учению; воспитание чувства патриотизма; осуществлять краеведческое воспитание. Средства обучения: физическая и политико-административная карты России, атласы, учебник, компьютер, проектор, презентация «Экономическое районирование» Тип урока: изучение нового материала. ХОД УРОКА 1. Организационный момент. Подготовка рабочего места, приветствие, настрой на работу. 2. Актуализация и целеполагание. - Сегодня на уроке мы продолжим изучение нашей страны.(слайд 1). А что станет предметом нашего изучения, вы скажете после того, как выполните задание. (слайд 2) Задание: сопоставьте предмет науки и метод его изучения. Химия Биология Геология История География периодизация эпох. периодическая система хронология классификация видов и систематика ? Задание в готовом виде (с ответами) (слайд3) Химия – периодическая система Ботаника – классификация видов и систематика Геология – периодизация эпох История – хронология География – ? районирование - Основным методом изучения географии является районирование. - Определите тему нашего урока. Запись темы урока в тетрадь. - Что такое районирование? - От какого слова оно произошло? - Что значит район? (Обсуждение в парах) - Какие цели и задачи вы ставите перед собой на сегодняшний урок географии? Дополните предложение: “Сегодня на уроке я хочу…” - Поделитесь своими мыслями вслух. - В ходе урока мы раскроем такие понятия, как “экономический район”, “отрасль специализации”, познакомимся с основными функциями и видами районирования. 3. Изучение нового материала. - Районирование – важнейший метод географии – единственной науки, для которой он является основным. Особенности и проблемы любой страны нельзя понять, не изучая её внутреннее территориальное разнообразие. Без глубокого изучения порайонных географических особенностей невозможно решение сложных проблем и самих районов, и страны в целом. (слайд 4) - Районирование – деление страны на районы, отличающиеся друг от друга природными, экономическими, историческими особенностями, условиями жизни людей. -А с какой целью и для чего проводят районирование? (Дать учащимся возможность обсудить данный вопрос и сформулировать ответ.) - Районирование должно выполнять следующие функции: (слайд 4) упорядочивать информацию о территории; синтезировать (объединять) информацию для её более глубокого понимания и выработки целостного представления о районах; создавать “образ района”, как для лиц, принимающих решение, так и для всего населения страны. - Последняя функция важна для “самопознания страны”: народ любой страны должен представлять, в какой стране он живёт, а каждый житель – иметь хотя бы элементарное представление и о своём районе, и о других частях страны. - Районирование может производиться с различных позиций, для разных целей, с использованием различных методик. В географии используют разные варианты районирования. Оно может быть: ( слайд 5) “сплошное” или “выборочное”; “стабильное” или “плавающее”; “объективное” или “субъективное”; иерархическое или одноуровневое; проблемное или исследовательское; индивидуальное или типологическое; частное или комплексное; однородное или узловое; морфологическое, генетическое или функциональное. - Какие группы районов вы можете назвать? По каким признакам они выделены? Субъекты федерации – по национальному, территориальному, государственному устройству. Природные зоны – по физико-географическому. Основная зона и зона Севера – по степени заселённости территории. По степени благоприятности природных условий и жизни населения – благоприятные, неблагоприятные и экстремальные. - В России районирование проводится в соответствии с экономическими, национальными, административными принципами. - Для того чтобы начать изучение любой страны, её следует разделить на какие-то “естественные части” – районы. Особенно это важно при изучении таких больших стран, как Россия. В 8-м классе вы изучали природу России на основе деления её на физико-географические районы. Назовите эти районы. (Учащиеся перечисляют названия: Восточно-Европейская равнина, Урал, Кавказ, горы Южной Сибири, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток). - Чем больше страна, тем труднее ею управлять из центра и тем важнее для неё разделение территории на части, каждая из которых обладает определённой самостоятельностью при решении местных вопросов, т.е. самоуправлением. Россия в разные периоды своей истории делилась на воеводства, наместничества, губернии, генерал-губернаторства и т.д. - Современное административно-территориальное устройство России определено Конституцией, принятой 12 декабря 1993года. В мае 2000 года по указу Президента были образованы 7 федеральных округов, сейчас их-9. Они непосредственно подчинены Президенту через назначаемых в них полномочных представителей. - А что лежит в основе деления страны на экономические районы? (В основе деления страны на экономические районы лежит географическое разделение труда, которое выражается в специализации территории. (, слайд 6,7) - Какие правила надо соблюдать при выделении районов? (слайд 8) Территория одной области не может относиться к разным экономическим районам. Ни одно национальное образование (республика, округ) не может быть разделено границами экономических районов. Работа по карте учебника. “Экономические районы России” (парная работа). Показать на карте экономические районы страны. Дайте определение понятию “экономический район”. . Экономический район – это территория страны, состоящая из нескольких субъектов, которая отличается от других своей специализацией.(слайд 9). В России выделено 11 экономических районов. Основой для деления страны на экономические районы является географическое разделение труда. Такое деление страны часто называют “госплановским”, т.к. эту схему районирования разработал Госплан. Это районирование используется проектными организациями, по нему сводится статистика. 4. Закрепление Задание классу Дать определение понятию “специализация” Представить отличительные черты специализации в виде схемы (слайд10) Результат работы может быть представлен в виде модели, словесного рассказа с показом на карте, с объяснением решения задачи на классной доске. Ответ – схема (слайд 11). Как определить отрасли специализации. Формула (слайд 12) Схема экономического района (слайд13) Вспомогательные и обслуживающие отрасли( слайд14) Итак, проговариваем вслух список экономических районов ( слайд15) Разъяснение понятия ТПК ( слайды 16, 17) 5. Подведение итогов урока. Какие экономические термины и понятия вы изучили на уроке? Выставление оценок. 6.Домашнее задание. Выполнить задания по теме в рабочей тетради и контурной карте.
Автор(ы): Абдрашитова А. Г.
Скачать: География 9кл - Конспект.docАвтор(ы): Абдрашитова А. Г.
Скачать: География 9кл - Презентация к уроку.ppt