Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

34. Мир в 21 веке (Данилко Н. П., Канайкина О. В.)

Текст урока

  • Конспект

     Канайкина Ольга Владимировна
    Учитель географии, 
    МОАУ «СОШ № 25 г.Орска»
    Название предмета география
    Класс 11
    УМК «Экономическая и социальная география мира». В.П. Максаковский, 2006г.
    Уровень обучения базовый
    Тема урока Мир в XXI веке. Устойчивое развитие.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы 1
    Место урока в системе уроков по теме: третий урок по разделе «Глобальные проблемы человечества»
    Цель урока: обобщить  знания,  полученные,  при изучении курса географии «Население и хозяйство мира»; познакомить учащихся с концепцией устойчивого развития
    Задачи урока:
    Образовательная
    Выявить особенности и перспективы развития современного мира;   формировать умения систематизировать и анализировать информацию; 
    Развивающая:
     Развивать творческое мышление учащихся, умение излагать своё мнение и защищать его; 
     Воспитывающая
     Воспитывать  чувство ответственности за общую работу, активную жизненную позицию; развивать умение работах в группах, корректировать свои действия, учитывая интересы группы.
    Планируемые результаты:
    Учащиеся знают географические аспекты глобальных проблем человечества; умеют  приводить примеры природных ресурсов, их использования и охраны,находить в разных источниках информацию,  необходимую для изучения экологических проблем;
    Техническое обеспечение урока
    компьютер, проектор, карта мира, учебник, дополнительная информация к уроку.
    Содержание урока
    I. Организационный момент
    Проверка готовности учащихся к уроку
    II. Проверка домашнего задания.
    Устный опрос:
    1. Расскажите о глобальных прогнозах н будущее (пессимистический подход)
    2. Расскажите о глобальных прогнозах н будущее (оптимистический подход)
    3. Глобальные гипотезы: о чем спорят ученые?
    Письменное задание:
    1. Что такое «Римский клуб»
    2. Кто такие алармисты?
    3. В чем состоит сущность гипотезы о стабилизации численности населения?
    4. Приведите примеры глобальных  проектов.
    Ответы на задание № 9,  в блоке добывания знаний и умений. (3 ученика отвечают устно)
    
    III. Основная часть урока.  
    Постановка проблемного вопроса с помощью видеофильма.  Приложение 5 
    Термин "устойчивое развитие" был введен в широкое употребление Международной комиссией по окружающей среде и развитию в 1987 году. Под  устойчивым,  понимается такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.
    Устойчивое развитие включает в себя два ключевых взаимосвязанных понятия:
    Понятие потребностей, в том числе приоритетных (необходимых для существования беднейших слоев населения):
    2) понятие ограничений (обусловленных состоянием технологии и организацией общества), накладываемых на способность окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности человечества.
    Основной задачей устойчивого развития провозглашается удовлетворение человеческих потребностей и стремлений. Важно подчеркнуть, что устойчивое развитие требует удовлетворения наиболее важных для жизни потребностей всех людей и предоставления всем возможности удовлетворять свои стремления к лучшей жизни в равной степени. Переход к устойчивому развитию предполагает поэтапное восстановление естественных экосистем до уровня, который обеспечивает устойчивость окружающей среды и при котором появляется реальная возможность существования будущих поколений людей, удовлетворения их жизненно важных потребностей и интересов. Формулирование новой стратегии развития означает постепенное соединение в единую самоорганизующуюся систему экономической, экологической и социальной сфер деятельности. В этом смысле устойчивое развитие предполагает, как минимум, экономическую эффективность, биосферосовместимость и социальную справедливость при общем снижении антропогенного давления на биосферу.
    Устойчивое развитие – это такое развитие, при котором удовлетворение нужд нынешнего поколения происходит без ущемления возможностей будущих поколений удовлетворять свои потребности. Эта формулировка из доклада «Наше общее будущее», подготовленного Международной комиссией по окружающей среде и развитию ООН в 1987 году, стала сутью новой парадигмы развития человечества. В принятой на Конференции  ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году представителями 179 стран «Повестке на XXI век» концепция устойчивого развития приобрела статус важнейшего принципа существования земной цивилизации.
    Особенно активно идеи устойчивого развития распространялись в мире в последние 10–15 лет. Большое количество стран сделало реальные шаги по переходу к устойчивому развитию. В них созданы государственные органы, ответственные за устойчивое развитие (советы, комиссии, комитеты при правительствах или главах государств), разработаны или разрабатываются документы национального уровня, ориентирующие развитие на путь устойчивости (концепции и стратегии устойчивого развития, законы, другие нормативные и методические документы). Все большее распространение получают модели устойчивого производства и потребления. Расширяется участие общественности, ученых, бизнеса в решении проблем устойчивого развития.
    Весь мир, и Россия в том числе, стоит на пороге третьей, после агрикультурной и индустриальной, цивилизационной революции, не менее, а может быть, и более фундаментальной, чем две предыдущие. Стратегию устойчивого развития невозможно создать, исходя из традиционных общечеловеческих представлений и ценностей, стереотипов мышления. Она требует выработки новых научных и мировоззренческих подходов, соответствующих не только современным реалиям, но и предполагаемым перспективам развития в III тысячелетии.
    Понятие устойчивого развития должно определяться через два основных признака такого развития - антропоцентрический и биосфероцентрический.
    Под антропоцентрическим признаком в широком смысле понимается выживание человечества (страны) и способность (возможность) его дальнейшего непрекращающегося (устойчивого), непрерывно долгого развития, чтобы наши потомки имели не меньшие возможности, по сравнению с настоящим поколением, удовлетворения своих потребностей в природных условиях и экологических условиях Земли и космоса (принцип равенства возможностей поколений в плане удовлетворения своих потребностей). Биосфероцентрический (в общем случае - экологический) признак понятия связан с сохранением биосферы как естественной основы всей жизни на Земле, необходимого условия ее устойчивости и естественной эволюции, так чтобы дальнейшее развитие человечества не происходило в экофобной форме. В книге “Наше общее будущее” отмечается, что “стратегия устойчивого развития направлена на достижение гармонии между людьми и между обществом и природой”. Этот принцип можно охарактеризовать как принцип коэволюции природы и общества.
    Сказанное позволяет определить устойчивое развитие как стратегию социоприродного развития, которая обеспечивает выживание и непрерывный прогресс общества и не разрушает окружающую природную среду, особенно биосферу.
    IV. Работа в группах.
    Класс делится на 4 группы. Каждая группа получает задание и дополнительный текст.
    1-я группа. Изучить первый компонент устойчивого развития «Экологически устойчивое развитие»
    - определить составляющие экологического развития;
    - что вам кажется самым важным: рост производства, ваших личных доходов или состояние окружающие природной среды?
    - почему решение глобальных проблем зависит не только от государств и правительств, но и от действий всех жителей Земли, каждого отдельного человека, в том числе и от вас лично?
    Приложение № 1.
    2-я группа. Изучить второй компонент устойчивого развития «Экономически устойчивое развитие» 
    - определить составляющие экономического развития;
    - что вам кажется самым важным: рост производства, ваших личных доходов или состояние окружающие природной среды?
    - почему решение глобальных проблем зависит не только от государств и правительств, но и от действий всех жителей Земли, каждого отдельного человека, в том числе и от вас лично?
    Приложение № 2
    3-я группа. Изучить третий компонент устойчивого развития «Устойчивое социальное развитие»
    - определить составляющие социального развития;
    - что вам кажется самым важным: рост производства, ваших личных доходов или состояние окружающие природной среды?
    - почему решение глобальных проблем зависит не только от государств и правительств, но и от действий всех жителей Земли, каждого отдельного человека, в том числе и от вас лично?
    Приложение № 3
    4-я группа. Изучить сущность международного соглашения «Киотский протокол»
    Приложение № 4
    V. Обсуждение в группах. Ответы на вопросы. 
    Главный вывод:  Глобальные проблемы связаны с решением ряда научных, технических, экономических и других вопросов, но прежде всего это проблемы социальные. В условиях мира и научно-технической революции, осуществления стратегии устойчивого развития человеческой цивилизации не грозит гибель из-за перенаселения, недостатка ресурсов и загрязнения окружающей среды.
    VI. Домашнее задание: §3 в теме 11, стр. 373, задание № 10
    VII. Рефлексия. В тетради нарисуйте смайлик, который отражает вашу работу на уроке сегодня. Спасибо за работу на уроке.
    	
    
    
    	
     

    Автор(ы): Канайкина О. В.

    Скачать: География 11кл - Конспект.docx
  • Конспект

    Автор(ы): Данилко Н. П.

    Скачать: География 11кл - Конспект.docx

Видео урока

Другие материалы