ФИО, должность, место работы: Отюцкая Екатерина Александровна, учитель географии, г. Орск, МОАУ «СОШ №8 г. Орска им. А.К. Коровкина» Название предмета: география Класс: 11 УМК: Экономическая и социальная география мира: учебник для образовательных учреждений/В.П. Максаковский. – М.: Просвещение, 2006 Уровень обучения: базовый Тема урока: Хозяйство Китая: достижения и проблемы. Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 Место урока в системе уроков по теме: 5 Цель урока: охарактеризовать особенности развития экономики Китая, оценить достижения и проблемы. Задачи урока: 1) выявить специфические черты развития промышленности и сельского хозяйства Китая; 2) сформировать представление о роли Китая в истории мировой цивилизации и экономики; 3) рассмотреть факторы и причины, определяющие важнейшие экономико-географические особенности Китая; 4) развивать умение анализировать информацию, выделять главное, представлять в виде опорного конспекта; 5) воспитывать ответственное отношение к интеллектуальному труду, удовлетворение от выполненного задания, уважительное отношение к народам других стран. Планируемые результаты: знать географическую специфику Китая; уметь составлять комплексную географическую характеристику стран. Техническое обеспечение урока: компьютер, экран, проектор Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: настенные карты: «Политическая карта Зарубежной Азии», «Китай». Тип урока: изучение нового материала Содержание урока: 1. Организационный момент. Вступительное слово. Китайское «экономическое чудо» последовавшее за германским, японским и «четырех малых драконов» оказалось самым грандиозным и по масштабам - оно затронуло четверть человечества, — и по радикальности перемен. Современная китайская экономика пугает весь свет темпами своего роста. То и дело звучат прогнозы: через 10 лет Поднебесная догонит и перегонит Америку, через 20 – станет безусловным мировым лидером, через 30 – всем нам придется учить китайский язык! Попробуем разобраться в специфике «экономического чуда». Оценить его достижения, а также выяснить какой ценой достаются КНР ее блестящие успехи. Тема урока: Экономика КИТАЯ: достижения и проблемы. 2. Изучение нового материала 1. Какие факторы, влияют на развитие хозяйства? (ЭГП, природные и трудовые ресурсы). 2. Общие сведения о стране: Площадь - 9561 тыс. км2 (3 место) Численность населения-1394 млн. человек (1 место) (по состоянию на 2014 г) Столица - Пекин Знакомство с текстом учебника: стр. 235 п.1. (Состав территории, форма административно-территориального деления и правления) 3. Население Китая. Население Китая: демографические особенности; национальный и религиозный состав; язык и письменность. “хань” 2/5 – молодёжь В языке 7 основных диалектов Единая иероглифическая письменность – “путунхуа” (“общепонятный язык”) Количество чёрточек в иероглифе может доходить до 30 Каждый иероглиф произносится определённым тоном (“ма” - мама; конопля; лошадь; ругать) По этническому составу большинство населения – китайцы. Национальных меньшинств - 6%- 80 млн. человек Неграмотных в стране - 250 млн. Китайская иероглифическая письменность – 50 тыс. знаков Оканчивая начальную школу ребёнок должен знать – 3,5 тыс.знаков Охарактеризовать население Китая (самостоятельно) по указанным пунктам плана и источникам информации. Пункт плана: 1. Численность населения 2. Тип воспроизводства 3. Демографическая политика 4. Возрастной и половой состав 5. Обеспеченность трудовыми ресурсами 6. Коэффициент урбанизации 7. Главные города и агломерации 8. Общий вывод и перспективы 4. Экономика Китая: промышленность, сельское хозяйство. Современный Китай - мощная индустриально-аграрная страна, занимающая важные позиции в мировом хозяйстве. Ныне Китай образует третий по мощи центр мирового хозяйства. Китай занимает 1 место в мире по производству 26 видов промышленной и сельскохозяйственной продукции (стр.238 учебника) 1 место - по добыче угля и железной руды, выплавке стали,выпуску хлопчатобумажных тканей, телевизоров, радиоприемников, валовому сбору зерновых. 2 место - по производству электроэнергии, химических удобрений, синтетических материалов и т.д. Характеристика тяжёлой промышленности. Основу ТЭК Китая образует угольная промышленность сосредоточенная на севере страны, крупнейший бассейн Датунский. Нефть Китая рассредоточена по территории, главное месторождение (Дацин - 1/3 добычи. Производство электроэнергии на 4/5 базируется на ТЭС; главные каскады ГЭС сооружены на Янцзыи и Хуанхэ; сооружены первые АЭС. Металлургия в основном представлена комбинатами полного цикла, крупнейший из которых Аньшанский. В машиностроении преобладают универсальные предприятия, а также производство бытовой техники. На основе текста учебника кратко охарактеризуйте химическую и лёгкую промышленность Китая. Химическая промышленность (производство удобрений, бытовой химии, фармацевтика) Текстильная промышленность - главная отрасль лёгкой промышленности Китая Охарактеризуйте территориальную структуру хозяйства Китая. Экономические зоны Китая По рис. 65 стр.237 учебника охарактеризуйте распределение населения и промышленности по экономическим зонам. Значительную роль в экономике Китая играет сельское хозяйство, в котором занято около 450 млн. человек. Главные земледельческие районы: “Жёлтый Китай” - выращивание пшеницы, кукурузы “Зелёный Китай” - посевы риса, чайные плантации. 5. Практическая работа Характеристика специализации основных сельскохозяйственных районов Китая. Ход работы: Используя текст учебника Максаковского В.П. (стр. 214 - 215) и карты атласа (стр. 32), заполните таблицу: «Сельскохозяйственные районы Китая» Название района Географическое положение Особенности природных условий Структура сельского хозяйства Специализация растениеводства Специализация животноводства «Желтый Китай» «Зеленый Китай» «Холодный Китай» «Сухой Китай» Сделайте вывод о развитии и специализации сельскохозяйственных районов Китая. Внешнеторговые связи. Главные внешнеэкономические партнёры Китая – Япония, США, Россия. 3. Рефлексия А сейчас я прошу вас высказать свое отношение к изучаемой стране и вашей работе на уроке. • первая строка содержит одно слово - название темы урока; • вторая – описание темы в двух словах-признаках, прилагательных; • третья строка – три глагола, определяющие вашу деятельность на уроке; • четвертая строка – это фраза из четырех слов, раскрывающих смысл слова на первой строке • последняя строка – одно слово – ассоциация, синоним, которое повторяет суть темы в 1 строке. (Несколько синквейнов зачитываются) Пожалуйста, выполни задание «Продолжить фразу»: Мне было интересно… Я сегодня понял, что… Я научился … Мне было трудно… Доволен ли ты своей работой? За что ты хочешь похвалить себя или кого-нибудь из одноклассников? 4. Домашнее задание: стр. 235-241 учебника. Проанализировать высказывание Премьер – министр России Дмитрий Медведев считает, что Китай не может служить моделью для экономического развития России. «Нам симпатичен и интересен опыт КНР, - сказал Медведев на встрече в Кремле с представителями предпринимательского сообщества - членами Российского союза промышленников и предпринимателей. - Но это не наша модель развития…»,- сообщает РИА «Новости» . Как вы думаете, почему? Творческое задание - составить кроссворд на тему «Китай»
Автор(ы): Отюцкая Е. А.
Скачать: География 11кл - Конспект.docxАвтор(ы): Отюцкая Е. А.
Скачать: География 11кл - Приложение.docx