ФИО, должность, место работы: Отюцкая Екатерина Александровна, учитель географии, г. Орск, МОАУ «СОШ №8 г. Орска им. А.К. Коровкина»
Название предмета: география
Класс: 11
УМК: Экономическая и социальная география мира: учебник для образовательных учреждений/В.П. Максаковский. – М.: Просвещение, 2006
Уровень обучения: базовый
Тема урока: Хозяйство Китая: достижения и проблемы.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1
Место урока в системе уроков по теме: 5
Цель урока: охарактеризовать особенности развития экономики Китая, оценить достижения и проблемы.
Задачи урока: 1) выявить специфические черты развития промышленности и сельского хозяйства Китая;
2) сформировать представление о роли Китая в истории мировой цивилизации и экономики;
3) рассмотреть факторы и причины, определяющие важнейшие экономико-географические особенности Китая;
4) развивать умение анализировать информацию, выделять главное, представлять в виде опорного конспекта;
5) воспитывать ответственное отношение к интеллектуальному труду, удовлетворение от выполненного задания, уважительное отношение к народам других стран.
Планируемые результаты: знать географическую специфику Китая; уметь составлять комплексную географическую характеристику стран.
Техническое обеспечение урока: компьютер, экран, проектор
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: настенные карты: «Политическая карта Зарубежной Азии», «Китай».
Тип урока: изучение нового материала
Содержание урока:
1. Организационный момент. Вступительное слово.
Китайское «экономическое чудо» последовавшее за германским, японским и «четырех малых драконов» оказалось самым грандиозным и по масштабам - оно затронуло четверть человечества, — и по радикальности перемен. Современная китайская экономика пугает весь свет темпами своего роста. То и дело звучат прогнозы: через 10 лет Поднебесная догонит и перегонит Америку, через 20 – станет безусловным мировым лидером, через 30 – всем нам придется учить китайский язык! Попробуем разобраться в специфике «экономического чуда». Оценить его достижения, а также выяснить какой ценой достаются КНР ее блестящие успехи.
Тема урока: Экономика КИТАЯ: достижения и проблемы.
2. Изучение нового материала
1. Какие факторы, влияют на развитие хозяйства? (ЭГП, природные и трудовые ресурсы).
2. Общие сведения о стране:
Площадь - 9561 тыс. км2 (3 место)
Численность населения-1394 млн. человек (1 место) (по состоянию на 2014 г)
Столица - Пекин
Знакомство с текстом учебника: стр. 235 п.1. (Состав территории, форма административно-территориального деления и правления)
3. Население Китая.
Население Китая: демографические особенности; национальный и религиозный состав; язык и письменность.
“хань”
2/5 – молодёжь
В языке 7 основных диалектов
Единая иероглифическая письменность – “путунхуа” (“общепонятный язык”)
Количество чёрточек в иероглифе может доходить до 30
Каждый иероглиф произносится определённым тоном (“ма” - мама; конопля; лошадь; ругать)
По этническому составу большинство населения – китайцы.
Национальных меньшинств - 6%- 80 млн. человек
Неграмотных в стране - 250 млн.
Китайская иероглифическая письменность – 50 тыс. знаков
Оканчивая начальную школу ребёнок должен знать – 3,5 тыс.знаков
Охарактеризовать население Китая (самостоятельно) по указанным пунктам плана и источникам информации.
Пункт плана:
1. Численность населения
2. Тип воспроизводства
3. Демографическая политика
4. Возрастной и половой состав
5. Обеспеченность трудовыми ресурсами
6. Коэффициент урбанизации
7. Главные города и агломерации
8. Общий вывод и перспективы
4. Экономика Китая: промышленность, сельское хозяйство.
Современный Китай - мощная индустриально-аграрная страна, занимающая важные позиции в мировом хозяйстве. Ныне Китай образует третий по мощи центр мирового хозяйства. Китай занимает 1 место в мире по производству 26 видов промышленной и сельскохозяйственной продукции (стр.238 учебника)
1 место - по добыче угля и железной руды, выплавке стали,выпуску хлопчатобумажных тканей, телевизоров, радиоприемников, валовому сбору зерновых.
2 место - по производству электроэнергии, химических удобрений, синтетических материалов и т.д.
Характеристика тяжёлой промышленности.
Основу ТЭК Китая образует угольная промышленность сосредоточенная на севере страны, крупнейший бассейн Датунский. Нефть Китая рассредоточена по территории, главное месторождение (Дацин - 1/3 добычи. Производство электроэнергии на 4/5 базируется на ТЭС; главные каскады ГЭС сооружены на Янцзыи и Хуанхэ; сооружены первые АЭС. Металлургия в основном представлена комбинатами полного цикла, крупнейший из которых Аньшанский. В машиностроении преобладают универсальные предприятия, а также производство бытовой техники.
На основе текста учебника кратко охарактеризуйте химическую и лёгкую промышленность Китая.
Химическая промышленность (производство удобрений, бытовой химии, фармацевтика)
Текстильная промышленность - главная отрасль лёгкой промышленности Китая
Охарактеризуйте территориальную структуру хозяйства Китая.
Экономические зоны Китая
По рис. 65 стр.237 учебника охарактеризуйте распределение населения и промышленности по экономическим зонам.
Значительную роль в экономике Китая играет сельское хозяйство, в котором занято около 450 млн. человек.
Главные земледельческие районы:
“Жёлтый Китай” - выращивание пшеницы, кукурузы
“Зелёный Китай” - посевы риса, чайные плантации.
5. Практическая работа
Характеристика специализации основных сельскохозяйственных районов Китая.
Ход работы:
Используя текст учебника Максаковского В.П. (стр. 214 - 215) и карты атласа (стр. 32), заполните таблицу:
«Сельскохозяйственные районы Китая»
Название района
Географическое положение
Особенности природных условий
Структура сельского хозяйства
Специализация растениеводства
Специализация животноводства
«Желтый Китай»
«Зеленый Китай»
«Холодный Китай»
«Сухой Китай»
Сделайте вывод о развитии и специализации сельскохозяйственных районов Китая.
Внешнеторговые связи.
Главные внешнеэкономические партнёры Китая – Япония, США, Россия.
3. Рефлексия
А сейчас я прошу вас высказать свое отношение к изучаемой стране и вашей работе на уроке.
• первая строка содержит одно слово - название темы урока;
• вторая – описание темы в двух словах-признаках, прилагательных;
• третья строка – три глагола, определяющие вашу деятельность на уроке;
• четвертая строка – это фраза из четырех слов, раскрывающих смысл слова на первой строке
• последняя строка – одно слово – ассоциация, синоним, которое повторяет суть темы в 1 строке.
(Несколько синквейнов зачитываются)
Пожалуйста, выполни задание «Продолжить фразу»:
Мне было интересно…
Я сегодня понял, что…
Я научился …
Мне было трудно…
Доволен ли ты своей работой?
За что ты хочешь похвалить себя или кого-нибудь из одноклассников?
4. Домашнее задание: стр. 235-241 учебника.
Проанализировать высказывание
Премьер – министр России Дмитрий Медведев считает, что Китай не может служить моделью для экономического развития России.
«Нам симпатичен и интересен опыт КНР, - сказал Медведев на встрече в Кремле с представителями предпринимательского сообщества - членами Российского союза промышленников и предпринимателей. - Но это не наша модель развития…»,- сообщает РИА «Новости» . Как вы думаете, почему?
Творческое задание - составить кроссворд на тему «Китай»
Автор(ы): Отюцкая Е. А.
Скачать: География 11кл - Конспект.docxАвтор(ы): Отюцкая Е. А.
Скачать: География 11кл - Приложение.docx