Ухалова Мария Яковлевна, учитель географии, МБОУ «Емельяновская средняя общеобразовательная школа», МО Матвеевский район Название предмета: География Класс:10 УМК: География: экономическая и социальная география мира:2 ч.Ч. 1. Общая характеристика мира: учебник для 10-11 классов Общеобразовательных учреждений / Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский. – 7-е изд. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013. -232 с.: ил. Уровень обучения: базовый Тема урока: «Современная эпоха НТР и мировое хозяйство. Общее количество часов,отведенное на изучение темы – 2 ч. Место урока в системе уроков по теме – второй урок по теме 4 «Мировое хозяйство и научно-техническая революция». (1 слайд) (2 слайд) Цель: Показать особенности развития НТР, ее характерные черты и составные части. Задачи: - Сформировать понятие НТР,НТП; познакомить с чертами и частями НТР. - Формировать умение слушать и выделять главное в содержании, схематически составлять конспект. - Показать масштабы научно-технических достижений человечества. Планируемые результаты: Развитие познавательных мотивов, постановка и сохранение учебной задачи, планирование учебного сотрудничества со сверстниками, выделение и структурирование необходимой информации, умение организовывать совместную деятельность и учебное сотрудничество с партнером. Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, интернет, Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: учебники, настенная «Политическая карта мира», атласы. (3 слайд) Содержание урока I. Организационный момент II. Актуализация знаний 1.Фронтальный опрос Какие существуют формы разделения труда? Что такое международное географическое разделение труда? Какие виды стран по их роли в МГРТ вам известны? Что такое мировое хозяйство? (4-5 слайд) Какие отрасли промышленности являются наиболее современными, а какие – самыми старыми? Как вы думаете тема сегодняшнего урока….? (Слайд 6) III. Изучение нового материала. 1. Слово учителя (приложение 1) 2.Работа со словарём. Слово «революция» в различных словарях имеет следующее толкование. (Учащиеся цитируют определение «революция» из разных словарей) 3.Беседа по вопросам. Что объединяет все эти определения? Какое бы определение вы дали НТР? 4.Работа с таблицей (приложение 2) В чем отличие понятий научно-технический прогресс и НТР? Ответ: (Слайд 9) Научно-технический прогресс НТР НТП – это постепенное, поступательное развитие производительных сил, которое является эволюционным развитием общества. НТР – Это коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную производительную силу общества. Задание: Проанализируйте две формулировки, сравните их и найдите, в чем главное отличие двух явлений? Ответ: (Слайд 10) НТП НТР Постепенное Быстрые Поступательное Глубокие изменения Эволюционное развитие общества Превращение науки в в непосредственную производительную силу общества Современная наука стала индустрией открытий, мощным стимулятором развития техники. 5.Работа с текстом учебника Задание1 Определить характерные черты НТР (По Максаковскому) (Слайд 11-14) 1)Универсальность, всеохватность. Вопрос: Назовите новую технику, появившуюся у вас дома за последние 10 лет. Какой техникой не умеет пользоваться ваша бабушка, мама? 2) Ускорение научно-технических преобразований Задание: (Слайд 12) Проанализируйте таблицу, сделайте выводы. Научное открытие Внедрение в производство Солнечные батареи 2 года Транзисторы 3 года Атомная бомба 6 лет Телевидение 12 лет Рентген 18 лет Радио 35 лет Телефон 56 лет Фотография 112 лет 3) Повышение требований к уровню квалификации трудовых ресурсов. Во всех сферах человеческой деятельности увеличилась доля умственного труда, произошла его интеллектуализация. Решающее значение имеют не рабочие руки, а «умные» рабочие руки. В эпоху НТР востребованы работники с высшим образованием, увеличилась доля работников умственного труда. Это касается и вас. Закончив вуз, вы легче найдёте интересную и высокооплачиваемую работу. 6.Выступление учащегося по теме: Примеры эволюционного пути развития техники и технологии (Слайд 18) 7.Работа с раздаточным материалом. Производство: шесть главных направлений развития. Вопрос: Назовите основные направления развития производства. IV. Закрепление 1.Индивидуальное задание определение места перечисленных ниже положений в таблице: (приложение 11). 2.Работа с рисунками учебника. (Слайд 21 ) Рассмотреть таб.16 стр.149 и рис.77 стр.150 сделать вывод. 3. Отчет обучающихся V. Рефлексия: (Слайд22). Самооценка работы по методике «Светофор» (у каждого ученика заранее подготовленные цветные бумаги ) Дополните предложение Сегодня на уроке я понял, но не могу применить. Понял, могу применить, но объяснить другому не могу. Понял, могу применить и объяснить. VI. Домашнее задание (Слайд 22) 1)§22. Задания на страницах 151-152; 2) повторить из курса 9-го класса: Топливно-энергетический комплекс РФ; 3)задание в рабочей тетради: тесты стр.78-80, тематический практикум стр.81, картографический практикум стр.82-83. 4)Сообщение«Топливно-энергетическая промышленность загрязняет окружающую среду» (по желанию).
Автор(ы): Ухалова М. Я.
Скачать: География 10кл - Конспект.docxАвтор(ы): Ухалова М. Я.
Скачать: География 10кл - Презентация к уроку.pptАвтор(ы): Ухалова М. Я.
Скачать: География 10кл - Приложение.doc