Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

22 урок МГРТ и мировое хозяйство. Практическая работа №9 (Ухалова М.Я.)

Текст урока

  • Конспект

     Ухалова Мария Яковлевна, учитель географии,
     МБОУ «Емельяновская средняя общеобразовательная школа», 
    МО Матвеевский район
    
    Название предмета:География 
    Класс:10
    УМК:География: экономическая и социальная география мира:2 ч.Ч. 1. Общая характеристика мира: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский. – 7-е изд. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013. -232 с.: ил.
    Уровень обучения: базовый 
    Тема урока: Международное географическое разделение труда и мировое хозяйство. Практическая работа № 9. «Определение стран – экспортеров основных видов сырья, промышленной и сельскохозяйственной продукции, разных видов услуг»
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: (2 часа)
    Место урока в системе уроков: первый урок по теме  «Мировое хозяйство и научно-техническая революция».
    Цели урока: сформировать понятие о международном географическом разделении труда как основном понятии экономической географии и его формах.
    Задачи урока.
    Образовательные:
    способствовать усвоению новых знаний;
    способствовать формированию глобального мышления, масштабности современного мирового хозяйства.
    Развивающие:
    способствовать развитию интеллектуальных познавательных способностей;
    на примере международной экономической интеграции показать усиление роли внешних связей и проведение странами согласованной межгосударственной политики;
    развивать практическую направленность знаний и умений;
    показать связь с другими курсами и предметами: история (8 класс), география (7 класс).
    Воспитательные:
    способствовать формированию толерантной личности, готовой интегрироваться в мировое сообщество;
    воспитывать коммуникативные навыки, чувство сопричастности общему делу, умения работать коллективно.
    Планируемые результаты - развитие познавательных мотивов, постановка и сохранение учебной задачи, планирование учебного сотрудничества со сверстниками, выделение и структурирование необходимой информации, умение организовывать совместную деятельность и учебное сотрудничество с партнером.
    Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, интернет
    Дополнительные методическое и дидактическое обеспечение урока: учебники, атласы
    
    Содержание урока:
    I.Организационный момент.
    II. Актуализация опорных знаний и умений.
         1.Работа со схемой (Анализ схемы Приложение №1).
         2.Фронтальный опрос
    Какие отрасли хозяйства вы знаете?
    Чем они отличаются?
    Что понимают под термином «специализация»? Приведите примеры продукции, на которой специализируется промышленность России.
    Можно ли представить себе современное хозяйство России без связей с другими странами? Почему?
    III. Мотивация учебной и познавательной деятельности.
    Зафиксировать мотивы предыдущих достижений – «Мы хорошо поработали в 9 классе над темой «Хозяйство России». Слово «хозяйство» вам хорошо знакомо. Вы часто слышите словосочетание «домашнее хозяйство», «хозяйство страны», «мировое хозяйство». Эти понятия объединяют работа и взаимодействие между ее составляющими, например между людьми в домашнем хозяйстве, между отдельными отраслями хозяйства страны или отдельными странами в мировом хозяйстве. Вызвать мотивы относительной неудовлетворенности – «Но не усвоили еще одну важную сторону этой темы, которая вызовет у вас больший интерес». 
    Усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность – «А между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо, например, это может быть связано с Вашей будущей профессией».В настоящее время развитие страны невозможно представить без потоков товаров, капиталов и услуг, которые увеличиваются с каждым годом и перемещаются из страны в страну. Они пересекают границы на автомобилях, поездах, самолетах, судах и даже с помощью современных электронных средств.
    IV.Изучение нового материала.
    Тема  урока…2слайд
        1.Работа с текстом учебника. 
    1.Выделите  этапы развития мирового хозяйства.
    3слайд.
    1-й– XV-XVIIвв. – зарождение мирового капиталистического рынка (великие географические открытия, колонии).
    2-й- XVIII – XIX вв.- Формирование капиталистического рынка
    3-й– конец XIX в. – .Формирование мирового хозяйства на основе общемирового разделения труда
    4-й– вторая половина XX в. – Научно-техническая революция(НТР), глобализация экономики
    4слайд
    2. Выписать стадии развития мировой экономики.
    Исторический  опыт  говорит  о  том, что в своем   развитии  человеческое  общество  проходит три последовательные стадии:
    доидустриальную (аграрную);
    - индустриальную;
    - постиндустриальную.
    3.Вспомните из курса 9 класса основные структуры хозяйства
    5слайд
    Аграрная структура хозяйства
    6слайд
    Индустриальная структура хозяйства
    7слайд
    Постиндустриальная структура хозяйства
    8-слайд
    структура ВВП некоторых стран мира в конце 20 века
    9-слайд
    Международное географическоеразделение труда (МГРТ)-специализация отдельных стран и территорий на производстве и экспорте определенныхтоваров и услуг
    10-слайд
    Отрасли международной специализации
         2. Работа в группах.
    Определяют «лицо» страны.
    Группа № 1:
    Греция – производство оливок, оливкового масла
    Швейцария – производство часов
    Япония – автомобилестроение
    Группа № 2:
    Кипр – туризм
    Чехия – пивоварение
    Саудовская Аравия – добыча нефти
        3.Работа с рисунком 73, стр. 142. 
        4.Сообщение учащихся 
    Интеграционные объединения современного мира: НАФТА,ЕС,АСЕАН,МЕРКОСУР.
    V. Применение знаний и умений в новой ситуации.
        1.Практическая работа № 9
    «Определение стран – экспортеров основных видов сырья, промышленной и сельскохозяйственной продукции, разных видов услуг»
    Цели: определить страны – лидеры по производству и экспорту продукции, используя разные источники информации;
    - выделить факторы, способствующие их развитию.
    Оборудование: карты: политическая, минеральных ресурсов, сельского хозяйства; статистические данные.
    Порядок выполнения работы.
    1. На основе анализа карт, текста учебника и статистических данных заполните таблицы: Приложение №2
    2. Определите группу лидеров по всем показателям. Объясните факторы, способствующие высокому уровню развития этих стран.
    11-слайд
    VI. Рефлексия. Подведение итогов.
    VI. Домашнее задание:
    1.п.21 всем;
    2.Ззадание в рабочей тетради: тесты стр73-75, тематический практикум стр.76, картографический практикум стр.77-78. 
    3.  Творческое:  индивидуальные сообщения по теме: «Производство: шесть главных направлений развития». 
    1)Электронизация
    2)Комплексная автоматизация 
    3)Перестройка энергетического хозяйства                                                                      4)Производство новых материалов 
    5)Ускоренное развитие биотехнологий. 
    6)Космизация
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Ухалова М. Я.

    Скачать: География 10кл - Конспект.docx

Презентация к уроку

Задания к уроку