Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

16 урок Водные ресурсы (Ракипова Р.Ф.)

Текст урока

  • Конспект

     Ракипова Рушания Фасиховна, учитель географии
    МБОУ «Староашировская средняя общеобразовательная школа
     имени Героя Советского Союза Шамкаева Акрама Беляевича» 
    МО Матвеевский район
    Конспект урока 
    Предмет: география
    Класс: 10
    УМК: «География. 10 класс» Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: «Водные ресурсы» (география 10 класс)
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы  - 1 час
    Место урока в системе уроков по теме:  урок изучения нового материала и первичного закрепления
    Цели урока: дать представление о видах и масштабах использования водных ресурсов, научить выявлять причинно-следственные связи географии размещения водныхресурсов, давать оценку влияния хозяйственной деятельности человека на водные ресурсы, находить путирешения сложившихся проблем при разных видах учебной деятельности.
    Задачи урока: 
    Обобщение и закрепление материала;
    Формирование и совершенствование навыков индивидуальной и групповой, а также творческой учебной деятельности;
    Совершенствование навыков работы по самостоятельному отбору информации из разных видов источников (текст, карты, схемы, таблицы, диаграммы);
    Формирование умения представлять результаты работы схематично (в виде карт, таблиц, схем);
    Формирование навыков выполнения самоанализа результатов учебной деятельности.
    
    Техническое обеспечение урока: электронное обеспечение кабинета
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:
     *География: Экономическая и социальная география мира.
    Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.
    Авторы Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский.
    *Атлас по географии школьника.
    *Настенные карты:
    «Водные ресурсы», «Обеспеченность водными ресурсами».
    * Лист самоконтроля 
    * Карточки с заданиями
    *Электронное обеспечение кабинета.
    * Электронные презентации мини-проектов
    школьников.
    * Выставка дополнительной литературы.
    
    Содержание урока:
    Этапы урока
    Деятельность учителя
    Деятельность учеников
    Орг.момент
    Приветствие.
    Создание позитивного эмоционального настроя для работы на уроке.
    Настраивание на творческую работу, подготовка рабочих мест.
    Проверка дом.задания.
    Опрос по изученной теме.
    Отвечают на вопросы, дополняют и корректируют ответы друг друга.
    Актуализация
    Работа с карточками (Приложение 1).
    Беседа по вопросам карточек.
    Открывают карточки, если есть вопрос, дают ответ. Дополняют и уточняют ответы одноклассников.
    Целеполагание и мотивация
    
    Самостоятельная работа по формулированию:
    1) темы урока, используя карту «Обеспеченность водными ресурсами»
    2) целей урока на основе листа самоконтроля (Приложение 2).
    Анализ ответов учащихся, формулирование темы и цели урока.
    Обращает внимание на значимость позитивных результатов каждого ученика.
    Анализируют лист самоконтроля (Приложение 2), самостоятельно формулируют тему и цели урока, озвучивают результат, после обсуждения с учителем записывают в тетрадь.
    
    Изучение нового
    материала
    
    1.Вступление.
     Вы знаете, что водные ресурсы играют огромную роль в жизни человека, т.к. без них невозможно создание всех благ, поэтому они выполняют связующую роль между природой и обществом. 
    2.Групповая творческая работа по блокам (Приложение 4). Каждой группе дается один блок заданий, при решении которых группа должна сделать вывод – определить один из критериев, от которых зависит обеспеченность водными ресурсами.
    3.Заполнение таблицы (учитель поясняет приема отбора и структурирования материала урока всем учащимся) (Приложение 3).
    3. Работа в тетрадях (запись необходимых новых понятий: речной сток; опустынивание, водные ресурсы, сточные воды ).
    4. Индивидуальное опережающее задание  (выступление творческой группы обучающихся с проектом «Пути очистки водных ресурсов»).
    5.Обобщение: Мы выяснили, что водные ресурсы – самые необходимые для человечества, так как без них невозможны ни жизнь на земле, ни какая-либо деятельность на ней человека. Но необходимо не только использовать водные ресурсы, но и заботиться об их охране и восстановлении. Земля способна отдавать свои богатства, но и люди должны рационально их использовать. При таком подходе  человечество сможет решить  многие насущные проблемы.
    Группы выполняют задания, формулируют вывод, отчитываются о проделанной работе.
    Учащиеся отбирают нужную информацию, заполняют таблицу (Приложение 3).
    Ученики записывают в тетрадь новые понятия.
    Творческая группа выступает с докладом на тему «Пути очистки водных ресурсов».
    
    Первичное закрепление и применение
    
    1.Беседа по основному содержанию блоков учебной информации. 2.Работа с учебником (анализ карты «Обеспеченность стран мира водой»).
    3.Обсуждение результатов работы с таблицей «Критерии обеспеченности стран водными ресурсами».
    4.Парное творческое задание: спроектировать и предложить новые способы обеспечения водными ресурсами территорий, которые в них нуждаются или предложить и нарисовать на карте путь транспортировки айсбергов к данным территориям.
    Корректируют, дополняют информацию содержания урока, анализируют карту.
    Весь класс участвует в дискуссии по выявленным проблемам.
    Обсуждение таблицы.
    Выполнение творческого задания.
    
    Рефлексия
    
    Индивидуальное задание – заполнение таблицы «Результативность работы на уроке» (Приложение 5).
    Подведение общего итога урока.
    Класс определяет результативность своей работы, заполняя таблицу (определяют, смогли ли они добиться цели урока, понять учебный материал, о чем бы хотели узнать побольше, усвоили или нет практические навыки).
    Обучающиеся высказывают по желанию свои мнения.
    Домашнее задание
    
    Параграф 16 учебника. Составить 2 вопроса для взаимопроверки. Предлагает индивидуальное опережающее задание (по желанию): объединиться в творческие группы и составить презентацию на одну из тем («Биологические ресусы мирового Океана», «Минеральные ресурсы Мирового океана», «Водные ресурсы Мирового Океана», «Энергетические ресурсы Мирового океана», «Рекреационные ресурсы Мирового океана»).
    
    Записывают дом. зад. в дневник. Изъявляют желание выполнять индивидуальное задание.
    
     

    Автор(ы): Ракипова Р. Ф.

    Скачать: География 10кл - Конспект.docx

Задания к уроку