Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

14 урок Лесные ресурсы (Дегтярева Н.Г.)

Текст урока

  • Конспект

     Дегтярева Наталья Владимировна, учитель географии,
     МБОУ «Кинельская средняя общеобразовательная школа», 
    МО Матвеевский район
    
    Название предмета: география
    Класс: 10.
    УМК: География. 10 класс. 1Ч., Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Русское слово, 2010 г.
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Лесные ресурсы
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Место урока в системе уроков по теме: 5 урок в разделе «Взаимоотношения природы и общества. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы»
    Цели урока: сформировать представления о закономерностях размещении лесных ресурсов на планете, выделять главные районы их концентрации
    Задачи: 
    Образовательные: раскрыть основные закономерности размещения природных ресурсов;
    сформировать умение давать оценку обеспеченности мира и отдельных регионов различными видами ресурсов
    Развивающие: развивать коммуникативные, самоорганизаторские, информационные компетенции  обучающихся.
    Воспитательная:  способствовать формированию осознанного отношения к природным ресурсам.
    Планируемые результаты: учащиеся должны знать: основные закономерности размещения лесных ресурсов мира; различать понятия «рациональное природопользование» и «нерациональное природопользование»; оценивать роль лесных ресурсов  на качественно новом этапе взаимодействия общества и природы; использовать знания об оптимизации человеческого воздействия на природную среду в реальной жизни. Уметь использовать статистические данные, анализировать  различные источники географических знаний, пользоваться тематическими картами.
    Техническое обеспечение урока: компьютер, экран, проектор, карта.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: 1.http://www. prosv.ry- сайт издательства «Просвещение»
    Содержание урока:
    I. Организационный момент.
    - приветствие
    - проверка присутствующих учеников на уроке.
    II. Актуализация знаний
        1.Географический диктант:
    Все виды природных богатств, которые на данном уровне развития цивилизации используются или могут быть использованы в хозяйственной деятельности (природные ресурсы)
    Соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования  (ресурсообеспеченность)
    Вещества и соединения, находящиеся в земной коре в виде горных пород и минералов, используемые в хозяйственной деятельности (минеральные ресурсы)
    Площадь земельной поверхности, пригодная для проживания людей и всех видов хозяйственной деятельности (земельные ресурсы)
    Польдеры – это………
    Верхний плодородный слой Земли (почва)
    III. Первичное восприятие и усвоения нового материала.
         1.Слово учителя
     В лесах планеты находится основная часть органического вещества планеты. Лес необходим для фотосинтеза, для поставки кислорода в атмосферу, для поглощения углекислого газа, для сохранения плодородия почв и чистоты вод. Лес – место обитания огромного количества растений и животных.  Лес поглощает шум и многие загрязняющие атмосферу вещества. Лес благоприятно влияет на здоровье и настроение человека. Лесами занято около 4 млрд. га земель (около 30% суши). Для количественной оценки лесных ресурсов используются следующие показатели: лесная площадь, лесистость и запас древесины. Лидирующее место по всем «лесным» показателям занимает  Латинская Америка. Далее идут СНГ, С.Америка и Африка.Четко прослеживается два лесных пояса: северный с преобладанием хвойных пород деревьев и южный (главным образом тропические леса развивающихся стран).
          2. Работа в группах. Учащиеся получают карточки с заданиями. 
    Группы учеников:
    1 группа Северный лесной пояс
    2 группа Южный лесной пояс
    Задание для 1 группы. 
    Проведите мини исследование северного лесного пояса (хвойные и смешанные леса умеренного пояса) по плану используя:
    1.        В чем состоит ценность северного лесного пояса?
    2.        Какая опасность им угрожает?
    3.        Какие причины  таких опасных ситуаций?
    4.        Предложите свои соображения по спасению северного лесного пояса.
     Информация к размышлению:
    В целом во всех странах Европы объем прироста древесины больше, чем объем его заготовок. Например, в Великобритании лесистость увеличилась на 7% в начале 20-ого века и до 20% в конце 20-ого века.
      Задание для 2 группы. 
    Проведите мини исследование тропического лесного пояса по плану.
    1.   В чем состоит ценность тропических лесов?
    2.   Какая опасность им угрожает?
    3.   Какие причины  таких опасных ситуаций?
    4.   Предложите свои соображения по спасению тропического леса.
    Информация к размышлению:
    1.За последние 200 лет площадь лесов на Земле уменьшилась в 2 раза. Лишь в Африке в течение 20 века лесопокрытая площадь уменьшилась в 2 раза. В Эфиопии в начале прошлого века леса занимали 40% территории, сейчас- 3%.
    2. В развитых странах из 1000 куб. м. деловой древесины получают до 200 т. бумаги, то в Африке - лишь 13т.
    3. Половина всей древесины в мире идет на дрова. Это в основном в развивающихся странах.
    4. Годовой прирост древесины в тропических лесах в несколько раз больше, чем в северных лесах.
     IV. Применения знаний в условиях выполнения заданий, практикумов. 
          1. Защита мини-проектов с показом презентаций (предварительное домашнее задание)
    Проект оценивается всем классом и учителем
    Критерии оценки:
    Раскрытие темы
    Логичность изложения
    Использование различных источников знаний
    Привлекательность проекта (Вызывает ли интерес у слушателей?)
    Умение защитить свой проект.
    V. Рефлексия. 
    Составление синквейна. 
    Что вызвало у вас затруднение? Над чем еще предстоит поработать? 
    VI. Домашнее задание.
    § 15, Подготовка к контрольной работе.
      
    
     

    Автор(ы): Дегтярева Н. Г.

    Скачать: География 10кл - Конспект.docx