Дегтярева Наталья Владимировна, учитель географии, МБОУ «Кинельская средняя общеобразовательная школа», МО Матвеевский район Название предмета: география Класс: 10. УМК: География. 10 класс. 1Ч., Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Русское слово, 2010 г. Уровень обучения: базовый Тема урока: Земельные ресурсы Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час Место урока в системе уроков по теме: 4 урок в разделе «Взаимоотношения природы и общества. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы» Цели урока: обеспечить условия для совершенствования умения давать оценку классификации природных ресурсов и ресурсообеспеченности. Задачи: Образовательные: формирование знаний о возобновимых ресурсах мира; проблемах их использования и возобновления; единстве природного комплекса; Развивающие: развитие умения и навыков использования и анализа географической информации; выявления причинно-следственных связей; Воспитательная: способствовать формированию осознанного отношения к природным ресурсам. Планируемые результаты: Учащиеся должны знать: понятие - земельные ресурсы; закономерности размещения земельных ресурсов мира; уметь оценивать влияние человеческой деятельности на окружающую среду; выявлять основные процессы и закономерности взаимодействия географической среды и общества, анализировать различные источники информации. Техническое обеспечение урока: мультимедиа оборудование, презентация. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: политическая карта мира, атласы (10 класс), учебники. 1.http://www. prosv.ry- сайт издательства «Просвещение» Содержание урока: I.Организационный момент Приветствует учащихся, создает рабочую атмосферу. II. Актуализация знаний. 1. Проверка эссе. 2. Опрос Человек не может жить вне природы. Она является для нас средой обитания, обеспечивающей нашу жизнедеятельность. - Как называется та часть природы, которую человек использует или будет использовать для удовлетворения своих потребностей? - Вспомните классификацию природных ресурсов по происхождению.. - На какие виды делятся ресурсы по исчерпаемости? -Из перечисленного списка выберите исчерпаемые возобновимые ресурсы. Обоснуйте свой выбор. Ответы учащихся. III. Изучение нового материала 1.Работа по плану На доске план характеристики природного ресурса. 1. Значение данного природного ресурса. 2. Его общий объем. 3. Обеспеченность отдельных стран и регионов мира этим видом природного ресурса. 4. Проблема его использования и возобновления, возможные пути решения. Нам необходимо изучить основные виды возобновимых ресурсов, используя статистический материал и карты, составить их характеристику по плану, рассмотреть проблемы их использования, возобновления, показать взаимосвязь природных ресурсов внутри природного комплекса. Из трех названных ресурсов выделите два наиболее жизненно важные для человека, ответ обоснуйте. Все названные ресурсы жизненно важные, определяющие экономические и политические взаимоотношения стран. Перед вами глобус – уменьшенная модель Земли. Нашу планету точнее было бы назвать не Земля, а Океания. Суша составляет всего лишь 29% поверхности Земли (149 млн. кв. км). Это та площадь, на которой человечество живет и ведет свое хозяйство. 2. Работа в парах с текстом учебника стр.96-98 Рассмотрим структуру земельного фонда планеты. Учащиеся в течении 5-7 минут читают текст, анализируют диаграмму «Земельный фонд мира» в учебнике (рис.44), отвечают на вопросы Вопросы: 1. Какова структура мирового земельного фонда? 2. Какие земли представляют наибольшую ценность? 3. В каких природных зонах сосредоточена большая часть обрабатываемых земель? 4. Какова доля пашни в земельном фонде планеты? 5. Какие процессы оказывают влияние на структуру земельного фонда планеты? 6. В чем заключается истощение земель? 7. Почему обеспеченность земельными ресурсами постоянно уменьшается? Структура земельного фонда планеты не остается не изменой. На нее оказывают воздействие два процесса, имеющие противоречивый характер: с одной стороны – расширение земель; с другой стороны – это ухудшение, истощение. Глобальные изменения земельных ресурсов: эрозия почв, заболачивание, засоление ежегодно выводят из оборота 1,5 млн.га. Антропогенное опустынивание охватило более 900 млн. га. 3. Работа в группах Проанализируйте рис. 46 с. 98 и дайте свой прогноз дальнейшего развития процесса опустынивания. Какие материки и страны могут пострадать сильнее всего, а в каких ситуация будет достаточно стабильной? Обсуждение проблемы в группах. 4.Отчет групп V. Применения знаний в условиях выполнения заданий, практикумов. 1. Работа в группах (прием Фишбоу) Ученики заполняют схему на листе контроля, групповая работа. VI. Рефлексия. Оцените значимость нашего урока, удалось ли нам достичь поставленных целей: сегодня я узнал… было интересно… теперь я могу… я почувствовал, что… я научился… я попробую… мне захотелось… VII. Домашнее задание §14; подготовить презентации: 1 группа «Северный лесной пояс» 2 группа «южный лесной пояс»
Автор(ы): Дегтярева Н. Г.
Скачать: География 10кл - Конспект.docx