Дегтярева Наталья Владимировна, учитель географии, МБОУ «Кинельская средняя общеобразовательная школа», МО Матвеевский район Название предмета: география Класс: 10. УМК: География. 10 класс. 1Ч., Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Русское слово, 2010 г. Уровень обучения: базовый Тема урока: Классификация природных ресурсов Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час Место урока в системе уроков по теме: 2 урок в разделе «Взаимоотношения природы и общества. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы» Цели урока: обеспечить условия для совершенствования умения давать оценку классификации природных ресурсов и ресурсообеспеченности. Задачи: Образовательные: раскрыть основные закономерности размещения природных ресурсов; сформировать умение давать оценку обеспеченности мира и отдельных регионов различными видами ресурсов. Развивающие: развитие умения и навыков использования и анализа географической информации; выявление причинно-следственных связей; вырабатывать самостоятельность оценочных суждений. Воспитательная: способствовать формированию осознанного отношения к природным ресурсам. Планируемые результаты: учащиеся должны знать: основные закономерности размещения природных ресурсов мира; основные страны обеспеченные и бедные природными ресурсами, понятие - ресурсообеспеченность; уметь использовать статистические данные, анализировать различные источники географических знаний, пользоваться тематическими картами. Техническое обеспечение урока: мультимедиа оборудование, презентация. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: политическая карта мира, атласы (10 класс), учебники. Содержание урока: I.Организационный момент Приветствие учащихся, создание рабочей атмосферы. II. Актуализация знаний. 1. Фронтальный опрос 1. Какие виды природных богатств вам известны? 2. Какими видами природных богатств особенно богата Россия? III. Изучение нового материала 1.Работа с кластерами Предлагает вспомнить материал 9 класса Что такое природные ресурсы? Предлагает кластеры, которые надо дополнить, чтобы ответить на вопрос: виды природных ресурсов. Самостоятельная работа учащихся в парах по заполнению кластера с использованием учебника (стр. 82). Заполняют схему «Классификация природных ресурсов» 1.Природные ресурсы по происхождению. 2. Природные ресурсы по видам хозяйственного использования. 3. Природные ресурсы по исчерпаемости. 2. Обсуждение кластера. Каким образом можно измерить количество ресурсов? 2. Работа в группах Создают определение нового понятия. Ресурсообеспеченность – это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования, которое выражается количеством лет, на которое должно хватить данного ресурса, либо его запасами на душу населения Предлагает зафиксировать определение в знаковой форме. т.е. создать модель. Организует обсуждение моделей Работают в группах, строят модели. Обсуждают модели, построенные другими учащимися. Выбирают те, которые удобны для дальнейшей работы. IV.Закрепление изученного материала 1.Практическая работа в парах «Оценка ресурсообеспеченности стран различными видами природных ресурсов. Решают конкретно-практическую задачу по расчету ресурсообеспеченности стран (нефть, газ, уголь). 2. Сравнение полученных результатов Задает вопросы: о том, что влияет на показатель ресурсообеспеченности; Опираясь на знания по предшествующим курсам географии, приведите примеры стран, бедных природными ресурсами, но достигших высокого уровня экономического и социального развития. V. Применения знаний в условиях выполнения заданий, практикумов. 1.Работа с контурной картой На контурную карту нанести страны, которые по обеспеченности ресурсами можно отнести: к бедным; к специализированным. VI. Рефлексия. Вот подошел к концу наш урок. Предлагаю вам изобразить итог нашего урока. Напротив каждого пункта поставьте знак ?- синим цветом, там, где остались вопросы по теме !- красным цветом, там, где все понятно Вопросы по теме: Что такое природные ресурсы? Какие существуют виды природных ресурсов? Как рассчитывается ресурсообеспеченность? Какие группы стран выделяются на основании их ресурсообеспеченности? VII. Домашнее задание §11; стр. 86 более сложные вопросы. составить кроссворд на данную тему, из 10 вопросов.
Автор(ы): Дегтярева Н. Г.
Скачать: География 10кл - Конспект.docx