Халиков Марсель Камильевич, учитель географии, МБОУ «Старокутлумбетьевская средняя общеобразовательная школа», МО Матвеевский район Название предмета: География Класс:10 класс УМК: География 10-11 класс, часть 1, Е. М Домогацких, Н.И Алексеевский, 2009 г. Уровень обучения: базовый Тема урока: Сельское и городское население Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 ч. Место урока в системе уроков по теме: 6 урок в разделе «География населения мира» Цель урока: Создать условия для понимания и обобщения представление об урбанизации как о всемирном процессе, основанном на росте городов и городского населения во всех регионах мира. Задачи урока: Обучающая: сформировать представление о городских и сельских поселениях, как основных формах расселения в мире, выявить общие черты мировой урбанизации. Развивающая: развивать умения анализировать статистические данные, самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, с контурной картой, с различными источниками географической информации, планировать свою деятельность. Воспитательная: Воспитывать взаимоуважение, организованность, аккуратность, умение выслушивать мнение другого человека, уважение к человеческому обществу. Техническое обеспечение урока: Учебник «География 10-11 класс, часть 1, Е. М Домогацких, Н.И Алексеевский», атлас 10 класса, проектор, интерактивная доска, карта мира, контурные карты мира. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: презентация на тему «Городское и сельское население мира. Урбанизация» Содержание урока: 1.Организационный момент Приветствие учителя учащимися, проверка отсутствующих на занятии, проверка готовности к уроку 2.Целеполагание Тема нашего урока сегодня «Сельское и городское население» Итак, как вы думаете, какова цель сегодняшнего занятия? Интересно, какую цель на сегодняшнем занятии ставит каждый из вас. Учитель спрашивает несколько учеников на выбор. Итак, ребята, на предыдущих уроках мы начали изучать тему население Земли. Какие вопросы нами уже рассмотрены? Зачем она нужна нам для изучения? 3.Изучение нового материала 1.Работа в группах 1.Определить характер расселения населения мира. 2.Современные формы сельского расселения. 3.Городское расселение. 2.Отчет групп. 3.Беседа Какова минимальная численность населения города в России? Чем городские поселения отличаются от сельских поселений? Что такое урбанизация? Что такое агломерация и мегалополис? 4.Работа с таблицей Используя текст учебника, выделите 3 черты всемирной урбанизации, начертите в тетради и заполните таблицу «Общие черты мировой урбанизации».Слайд №17 Слайд № 18 – таблица «Общие черты мировой урбанизации». Черты урбанизации Примеры проявления 1. Быстрые темпы роста городского населения Ежегодно численность городского населения увеличивается на 60 млн. чел. 2. Концентрация населения преимущественно в больших городах В начале XX века больших городов (свыше 100 тыс. чел.) было 360, к началу XXI века их число достигло 4 тыс. Число городов-миллионеров к концу XX века приблизилось к 400. 3. «Расползание» городов, расширение их территории Формирование агломераций. В 1970 году – 3 агломерации, в начале - XXI века – 20! Формирование мегалополисов: Босваш (45 млн. чел.), Токайдо (60 млн. чел.) и др. 5. Работа с учебником Определите уровни урбанизации, Определите темпы урбанизации Для каких стран характерна субурбанизация? Для каких стран характерна ложная урбанизация? 4.Закрепление изученного материала 1.Практическая работа №7 «Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов» (оценочная). Ребята, для того, чтобы лучше усвоить материал и запомнить, что такое агломерация и мегалополис, их виды и распространение, давайте заполним контурные карты. На контурных картах отметить 10 крупнейших агломераций мира и основные мегалополисы мира, центры которых и состав нужно будет отметить. 2.Работа с таблицей. «Урбанизация несет для человечества больше положительных или отрицательных аспектов?» для этого заполним таблицу, которая у вас на столе (таблицы заранее подготавливает учитель). Положительные стороны городов Отрицательные стороны городов Высокий уровень благоустройства Высокая стоимость жилья Этажность застройки Низкое качество питьевой воды Обеспечение города теплом и энергией Загрязнение воздуха Утилизация городских отходов на специальных предприятиях Богатые и бедные кварталы Развитая инфраструктура Грязные улицы Городской образ жизни Высокие цены на землю Динамичность населения Нехватка продовольствия и нерациональное питание. Высокие уровень развития медицины и здравоохранения Концентрация промышленного производства Большие возможности для получения образования Вспышки инфекционных заболеваний Высокая людность и плотность населения Автомобильные пробки 3.Отчет обучающихся. 5.Рефлексия. - Мне очень понравилось… -Мне не понравилось… -Я бы хотел изменить… -Я сегодня задумался… 6.Домашнее задание: Параграф 8. На контурных картах отметить крупнейшие мегалополисы мира. Ответьте на следующие вопросы: - Можно ли утверждать, что человечество вступило на путь превращения нашей Земли в «планету-город»? - Урбанизация – это триумф или деградация природы? - Можно и нужно ли управлять процессом урбанизации? Творческое задание: Составить мини кроссворд по данной теме, из 5-7 вопросов.
Автор(ы): Халиков М. К.
Скачать: География 10кл - Конспект.docxАвтор(ы): Халиков М. К.
Скачать: География 10кл - Презентация к уроку.ppt