Халиков Марсель Камильевич, учитель географии, МБОУ «Старокутлумбетьевская средняя общеобразовательная школа», МО Матвеевский район. Название предмета:География Класс:10 класс УМК: География 10-11 класс, часть 1, Е. М Домогацких, Н.И Алексеевский, 2009 г. Уровень обучения: базовый Тема урока: Размещение населения и его миграции. Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час. Место урока в системе уроков по теме: 5 урок в разделе «География населения мира» Цель урока: Сформировать знания об особенностях распределения населения. Дать представление о масштабах миграции Задачи урока: Обучающая: сформировать представление об основных особенностях распределения населения по планете. Объясните, что такое миграция, факторы влияющие на различные виды миграций. Развивающая: Продолжать развивать навыки работы с текстовыми и картографическими источниками информации, навыки логического мышления на основе выявления причинно-следственных связей. Воспитательная: Воспитывать взаимоуважение, организованность, аккуратность, умение выслушивать мнение другого человека, уважение к человеческому обществу.Привитие идеи причинно-следственной связи между явлениями; формирование экологического стиля мышления. Техническое обеспечение урока: Учебник «География 10-11 класс, часть 1, Е. М Домогацких, Н.И Алексеевский», атлас 10 класса, проектор, интерактивная доска, карта мира, контурные карты мира. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: презентация на тему «Размещение населения и его миграции.» Содержание урока: 1.Организационный момент .Приветствие учителя учащимися, проверка отсутствующих на занятии, проверка готовности к уроку 2.Целеполагание Учитель объявляет тему урока, совместная постановка цели и задач урока. Слайд №1. 3.Изучение нового материала 1. Беседа Как вы думаете, а каковы причины неравномерного размещения населения? Слайд №2 Равномерно ли размещено население России? В мире в целом в размещении населения тоже наблюдаются большие контрасты: - около 70% населения проживают на 7 % суши; - на половине суши плотность населения менее 5 чел на км2; - необитаемо 15 % суши; - 80% населения размещается на равнинах (28% от площади). Слайд№3. 2.Работа с атласом 1.Определить различия между показателями плотности в странах мира. Слайд 4. 2.Работа с анаморфичной картой По какому принципу построена данная карта? 3.Работа с таблицей Механическое движение населения можно подразделить на 4 основные вида Слайд №7,№): Возвратное Безвозвратное Внутрипоселенное Эпизодические перемещения Смена места жительства внутри населенного пункта Межпоселенное Студенты, рабочие городов-спутников и пригородов МИГРАЦИЯ Миграции подразделяют на международные или внешние (понятия «эмиграция» и «иммиграция») и внутригосударственные или внутренние. Причины миграции могут быть подразделены на факторы «выталкивания» и «притяжения» (выводятся совместно с классом) Слайд №9 Факторы выталкивания: Факторы притяжения: - низкая заработная плата - безработица - дефицит жилья - социальные перевороты - неблагоприятные климатические условия - нетерпимость - природные катаклизмы - высокая заработная плата - возможность трудоустроиться -улучшение жилищных условия - стабильная социальная обстановка - благоприятные климатические условия - толерантность - высокий уровень культуры Ребята, обратите внимание: на первых местах стоят причины, связанные с материальным благополучием (наличие работы, жилья). Это неслучайно. Подавляющая часть современных мигрантов в мире – это трудовые мигранты. В зарубежном мире существует три центра притяжения трудовых ресурсов: - Западная Европа; - США; - страны Персидского залива. 4. Закрепление изученного материала. 1.Практическая работа №6 «Объяснение причин миграционных процессов в Европе» (тренировочная). Проблемный вопрос: Почему Европа является центром мировой миграции? Для ответа на этот вопрос, нужно выполнить следующее задание: На контурных картах Европы (они заранее подготовлены учителем) отметьте основные миграционные процессы в Европе. Обозначьте направления миграции стрелочками разного цвета: синяя (въезжают), красная (выезжают). Над каждой стрелочкой укажите причину миграции. Можно пользоваться атласами, учеником. 5.Рефлексия Что нового вы узнали сегодня на уроке? Какие были трудности? Удалось ли их преодолеть? Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке? Оцените свою работу на уроке. 6. Домашнее задание: Параграф 8. На контурные карты нанести основные центры миграции (иммиграции и эмиграции). Творческое: составить кроссворд на данную тему, из 10 вопросов.
Автор(ы): Халиков М. К.
Скачать: География 10кл - Конспект.docxАвтор(ы): Халиков М. К.
Скачать: География 10кл - Презентация к уроку.ppt