Богатырева Наталья Геннадьевна, учитель географии, МБОУ «Сарай-Гирская средняя общеобразовательная школа» МО Матвеевский район Название предмета: география Класс: 10 УМК: География: Экономическая и социальная география мира: в 2 ч. Ч.1. Общая характеристика мира: учебник для 10-11 классов. Е.М. Домогацких, Н.И Алексеевский. – М.: ООО «Русское слово-учебник», 2015 ) Уровень обучения: базовый Тема урока: Половозрастной состав населения и трудовые ресурсы. Практическая работа №3 «Сравнительный анализ половозрастных пирамид разных стран, объяснение причин выявленных различий». Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час Место урока в системе уроков по теме: второй урок темы «География населения мира». Цель урока: Формирование представлений о возрастной и половой структуре населения мира; знаний об основных критериях анализа структуры населения, особенностях возрастного состава населения, его трудоспособной части, структуре занятости населения. Задачи урока: Обучающие:выявить географические закономерности возрастного и полового состава населения мира; дать знания оструктуре занятости населения. Развивающие: продолжить формирование умений работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами. Воспитательные: развивать коммуникативные умения учащихся работать в парной и групповой работе. Планируемые результаты: Развивать географическое мышление для определения географических аспектов возрастного состава населения, его трудоспособной части; объяснять особенности структуры населения, специфику половозрастных пирамид для разных стран. Техническое обеспечение урока: Компьютер, мультимедийный проектор, экран, географическая карта «Политическая карта мира». Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География» для 10-11 классов общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч.1.- М.: ООО «Русское слово»,2016. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. В.И. Сиротин, География 10 класс, 2015. Атлас, география 10 класс, М.:- «Дрофа», 2015. Содержание урока: I.Организационный момент. Подготовка рабочего места, приветствие, настрой на работу. II.Актуализация знаний 1.Беседа. 1.Что такое естественный прирост населения и как он рассчитывается? 2.Что такое демографический взрыв? 3.Что такое воспроизводство населения? 4.Какие существуют типы воспроизводства населения? А теперь более сложные вопросы 1.Какова причина демографического взрыва? 2.В чем заключаются различия традиционного и современного типов воспроизводства населения? 3.Чем объясняется различная демографическая ситуация в развитых и развивающихся странах? III. Целеполагание 1.На какие группы делится население по возрастному признаку? 2.Что такое трудовые ресурсы? 3.Для чего необходимо знать половозрастную структуру любой страны? Цель нашего урока: формирование представлений о возрастной и половой структуре населения мира. А что станет предметом изучения нашего урока. Какие задачи вы ставите перед собой на уроке? IV. Изучение нового материала 1.Постановка проблемы Какие факторы влияют на половозрастной состав населения страны? 2.Беседа. Рассмотрите рисунок 7 учебника, с. 30. Каково соотношение мужчин и женщин на планете? В большинстве развитых стран преобладают женщины, в развивающихся странах ситуация разная. Как вы думаете, почему? 3.Работа с учебником с. 30. (самостоятельно читают второй и третий абзац учебника). Итак, количество мужчин и женщин в мире примерно одинаково. Однако существуют страны с доминированием женщин или наоборот мужчин. В развитых странах преобладают женщины. Связано это с большей продолжительностью жизни женщин в этих странах. В развивающихся странах ситуация разная. В нефтедобывающих странах Персидского залива трудится много мигрантов, прежде всего мужчин, поэтому преобладает мужское население. В крупных странах мира –Китае и Индии -проводится ограничительная демографическая политика, а мальчики на Востоке желательней девочек. В Африке и Латинской Америке количество мужчин и женщин примерно одинаковое. Возрастной состав населения зависит от типа его воспроизводства, который определяется количеством детей, лиц пожилого возраста, продолжительностью жизни. Рассмотрим рисунок 8 учебника с.31. Долю людей того или иного возраста в населении страны характеризуют половозрастные пирамиды. Эти пирамиды показывают возрастную структуру отдельно для мужской и женской части населения. Первому и второму типу воспроизводства населения соответствуют два принципиально различных вида половозрастных пирамид.В развитых странах значительна доля населения старших возрастов, доля детей мала, поэтому половозрастные пирамиды имеют относительно узкое основание и довольно широкую среднюю часть. В развивающихся странах картина противоположная: очень велика доля детей, а взрослых значительно меньше, потому что смертность, довольно высока. Поэтому у половозрастных пирамид развивающихся стран такое непропорционально расширенное основание. 4.Работа в парах Задание. В чем различие понятий «трудовые ресурсы» и «экономически активное население»? V.Обобщение и закрепление знаний 1.Фронтальный опрос 1.Каково соотношение мужчин и женщин на планете? 2.Какие группы возрастов выделяют в населении Земли? 3.Что можно узнать, используя данные половозрастной пирамиды? 2.Практическая работа №3 «Сравнительный анализ половозрастных пирамид разных стран мира». Цель работы: формирование умений работы с графическими материалами на основе обработки статистических материалов. Рекомендации. При выполнении работы используются статистические материалы, половозрастные пирамиды развитой и развивающейся страны. Половозрастная пирамида представляет собой двойную перевернутую столбчатую диаграмму, относящуюся к мужской и женской частям населения. По вертикали обозначаются возрастные промежутки, по горизонтали в обоих частях пирамиды – численность населения в данной возрастной группе. По результатам деятельности целесообразно провести анализ пирамиды, который позволит выяснить: -тип воспроизводства населения; -соотношение мужчин и женщин в различных возрастных группах; -причины непропорциональности внешнего вида пирамиды; -доли отдельных возрастных групп в общей численности населения. VI.Рефлексия. -Что нового вы узнали сегодня на уроке? -Какие были трудности? Удалось ли их преодолеть? -Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке? Оцените свою работу на уроке. VII.Домашнее задание. Параграф 4 изучить, вопросы стр. 34. Практическое задание. Используя данные половозрастных пирамид, сравните долю населения в возрасте старше 64 лет в развитых и развивающихся странах. Укажите не менее трех факторов, влияющих на указанные вами различия.
Автор(ы): Богатырева Н. Г.
Скачать: География 10кл - Конспект.docx