Название предмета: ГЕОМЕТРИЯ Класс: 9 УМК (название учебника, автор, год издания) Геометрия, 7–9: Учебник для общеобразоват. учреждений / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.] – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 384 с. Уровень обучения - базовый Тема урока: Теорема о площади треугольника. Теорема синусов Общее количество часов, отведенное на изучение темы-1 Место урока в системе уроков по теме: первый урок (комбинированный урок ) Цель урока: Доказать теорему о площади треугольника и теорему синусов Показать применение этих теорем при решении задач. Задачи урока: Формировать умение решать задачи с использованием данных теорем; Развивать умение анализировать, обобщать, применять материал при подготовке к ОГЭ; Развивать интеллектуальные способности; активизировать интерес к учебному предмету. Планируемые результаты: Знают и умеют применять теорему о площади треугольника и теорему синусов для решения треугольников. Техническое обеспечение урока: компьютер. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы): карточки с заданиями, «Методика обучения математике в средней школе: Учебное пособие для студентов мат. спец. педвузов и университетов» / Г. И. Саранцев. – М. : Просвещение, 2002. – 224 с. Содержание урока I. Организационный момент. Сообщить тему урока, сформулировать цель урока. II. Актуализация знаний учащихся: 1. Проверка выполнения домашнего задания 2. Проверка опорных знаний обучающихся. Фронтальная работа с классом. (часть задач взята из открытого банка заданий ОГЭ) 1. Найдите площадь треугольника, если его основание равно 7 см, а высота равна 4 см. 2. Найдите синус угла, если его косинус равен . 3. Найдите синус угла, если синус смежного с ним угла равен 0,3. 4. Луч ОС образует с положительной полуосью абсцисс угол 60°. Найдите координаты точки С, если ОС = 6 дм. 5.Определите, каким – остроугольным, прямоугольным или тупоугольным – является треугольник, два угла которого равны 43° и 48°. 6. Точка С единичной полуокружности имеет координаты . Найдите угол, который образует луч ОС с положительной полуосью ОХ. III. Объяснение нового материала. 1. Доказательство теоремы о площади треугольника можно организовать в форме решения задачи: Найти площадь треугольника АВС, если СВ = a, АС = b, C = α°. Координаты точки В равны Высота треугольника АВС, проведенная к стороне АС, равна ВН. С другой стороны, ВН- это ордината точки В, т.е.. Sавс= Итак, 2. Устно решить задачу: найти площадь треугольника АВС, если АВ = 12 см, АС = 8 см, А = 30°. 3. Проблемная ситуация. Предлагается решить устно задачу Верно ли для треугольника равенство: ? c=c=c После того, как обучающиеся убедятся, что в прямоугольном треугольнике стороны пропорциональны синусам противолежащих углов, ставится вопрос: «Верно ли это утверждение для любого треугольника?». Ответ получим после доказательства теоремы синусов. 4. Доказать теорему синусов, используя теорему о площади треугольника. 1). Теорема: Стороны треугольника пропорциональны синусам противолежащих углов. Доказательство. Пусть в AB = c,BC = a, AC = b. Докажем, что . По теореме о площади треугольника Можно ли приравнять 1и2, 2и3, 1и3 равенства? (Да) Из первых двух равенств получаем На что можно разделить полученное равенство? ( значит, аналогично, из второго и третьего равенств следует Итак, . Теорема доказана. Теорему можно записать и в другом виде: 2). В теореме синусов в том виде, в каком мы ее получили, присутствует недоговоренность: мы узнали, что отношения сторон к синусам противолежащих им углов равны между собой, но чему же именно равны эти отношения? Известно, что если в треугольнике против сторон a, b, c лежат углы , , соответственно, то . где R - радиус окружности, описанной около треугольника. Таким образом, существует правило нахождения радиуса описанной около треугольника окружности . Доказательство этого факта рассмотрено в задаче №1033 (учащимся предлагается самостоятельно рассмотреть задачу дома.) IV. Закрепление изученного материала (решение задач). 1. Решить задачу № 1020 (б) на доске и в тетрадях. Решение S = АВ · ВС sin B = ∙ 18∙ 3 sin 45° = 9∙ 3 ∙ = 27 (cм2). Ответ: 27 cм2. 2. Решить задачу № 1022. Решение S = 60 см2; S = АВ · AС sin A; 60 = AB · 15 sin 30°; 60 = АВ · ; АВ = 60 : = 16 (см). Ответ: 16 см. 3. Решить задачу № 1026. Решение Используем теорему синусов: ; B = 180° – (60° + 75°) = 45°; ; AB = ≈ 15 (см). SΔABC = АC · AB sin A = · 12 · 15 sin 75° ≈ 87 (см2). Ответ: АВ ≈ 15 см; SАВС = 87 см2. Дополнительные номера из учебника: №№ 1025(а, в, г, е, и), 1024 V. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Проанализируйте свою работу на уроке, заполнив карточку. Карточка для этапа рефлексии Ответьте на вопросы: 1)Данная тема мне понятна. 2)Я хорошо понял теорему синусов, теорема о площади треугольника. 3)Я знаю, как пользоваться теоремой синусов, теоремой о площади треугольника. 4)Я понял теорему, но в работе на уроке допустил ошибки при вычислении ________________________________ 6)Я доволен своей работой на уроке_______________________________________ По желанию 2-3 человека озвучивают свой анализ деятельности на уроке VI. Домашнее задание. П.97, № 42 из рабочей тетради, № 1025( б, д, ж, и- две задачи по выбору учащегося)
Автор(ы):
Скачать: Геометрия 9кл - урок 24.docx