Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Теорема о площади треугольника. Теорема синусов (Бикбулатов А.Н.)

Текст урока

  • урок 24

          Название предмета: ГЕОМЕТРИЯ
    Класс:  9
    УМК (название учебника, автор, год издания) Геометрия, 7–9: Учебник для общеобразоват. учреждений / [Л. С. Атанасян,   В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.] – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 384 с.
    Уровень обучения - базовый
    Тема урока: Теорема о площади треугольника. Теорема синусов
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы-1
    Место урока в системе уроков по теме: первый урок (комбинированный урок )
    Цель урока: Доказать теорему о площади треугольника и теорему синусов  
    Показать применение этих теорем при решении задач.
    Задачи урока: Формировать умение решать задачи с использованием данных теорем;
    Развивать умение анализировать, обобщать, применять материал при подготовке к ОГЭ;
    Развивать интеллектуальные способности; активизировать интерес к учебному предмету.
    Планируемые результаты: Знают и умеют применять теорему о площади   треугольника и теорему синусов для решения треугольников.
    Техническое обеспечение урока:  компьютер.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы): карточки с заданиями, «Методика обучения математике в средней школе: Учебное пособие для студентов мат. спец. педвузов и университетов» /   Г. И. Саранцев.  –  М. : Просвещение, 2002. – 224 с.
    Содержание урока
    I. Организационный момент.
    Сообщить тему урока, сформулировать цель урока.
    
    II. Актуализация знаний учащихся:
    1. Проверка выполнения домашнего задания
    2. Проверка опорных знаний обучающихся.
    
    Фронтальная работа с классом. (часть задач взята из открытого банка заданий ОГЭ)
    1. Найдите площадь треугольника, если его основание равно 7 см, а высота равна 4 см.
    2. Найдите синус угла, если его косинус равен .
    3. Найдите синус угла, если синус смежного с ним угла равен 0,3.
    4. Луч ОС образует с положительной полуосью абсцисс угол 60°. Найдите координаты точки С, если ОС = 6 дм.
    5.Определите, каким – остроугольным, прямоугольным или тупоугольным – является треугольник, два угла которого равны 43° и 48°.
    6. Точка С единичной полуокружности имеет координаты . Найдите угол, который образует луч ОС с положительной полуосью ОХ.
    III. Объяснение нового материала.
    1. Доказательство теоремы о площади треугольника можно организовать в форме решения задачи:  Найти площадь треугольника АВС, если СВ = a, АС = b, C = α°.
    Координаты точки В равны    
    Высота треугольника АВС, проведенная  к стороне АС, равна ВН. С другой стороны, ВН- это ордината точки В, т.е..
    Sавс=	
    Итак,	
    2. Устно решить задачу: найти площадь треугольника АВС, если АВ = 12 см, АС = 8 см, А = 30°.
    
    3. Проблемная ситуация. 
    
    Предлагается решить устно задачу
         Верно ли для треугольника равенство: ?
    
    c=c=c
    
    После того, как обучающиеся убедятся, что в прямоугольном треугольнике стороны пропорциональны синусам противолежащих углов, ставится вопрос: «Верно ли это утверждение для любого треугольника?». Ответ получим после доказательства теоремы синусов. 
    
    4. Доказать теорему синусов, используя теорему о площади треугольника.
    
    1). Теорема: Стороны треугольника  пропорциональны синусам противолежащих углов. 
     Доказательство. Пусть в  AB = c,BC = a, AC = b.
     Докажем, что .
    По теореме о площади треугольника 
    
    Можно ли приравнять 1и2, 2и3, 1и3 равенства? (Да)
    Из первых двух равенств получаем   На что можно разделить полученное равенство? ( 
    значит, аналогично, из второго и третьего равенств следует   Итак, .      Теорема доказана. 
    
    Теорему можно записать и в другом виде: 
    
    2). В теореме синусов в том виде, в каком мы ее получили, присутствует недоговоренность: мы узнали, что отношения сторон к синусам противолежащих им углов равны между собой, но чему  же именно равны эти отношения? Известно, что если в треугольнике против сторон a, b, c лежат углы , ,  соответственно, то .
    где R - радиус окружности, описанной около треугольника.
    
    Таким образом, существует правило нахождения радиуса описанной около треугольника окружности . Доказательство этого факта рассмотрено в задаче №1033 (учащимся предлагается самостоятельно рассмотреть задачу дома.)
    IV. Закрепление изученного материала (решение задач).
    1. Решить задачу № 1020 (б) на доске и в тетрадях.
    Решение
    S = АВ · ВС sin B = ∙  18∙  3 sin 45° = 9∙  3 ∙   = 27 (cм2).
    Ответ: 27 cм2.
    
    2. Решить задачу № 1022.
    Решение
    S = 60 см2; S = АВ · AС sin A; 60 = AB · 15 sin 30°;
    60 = АВ · ; АВ = 60 : = 16 (см).
    Ответ: 16 см.
    
    3. Решить задачу № 1026.
    Решение
    Используем теорему синусов:
    ;  B = 180° – (60° + 75°) = 45°;
    ;  AB = ≈ 15 (см).
    SΔABC = АC · AB sin A = · 12 · 15 sin 75° ≈ 87 (см2).
    Ответ: АВ ≈ 15 см; SАВС = 87 см2.
     
    Дополнительные номера из учебника:  №№ 1025(а, в, г, е, и), 1024
    
    V. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
    Проанализируйте свою работу на уроке, заполнив карточку.
    Карточка для этапа рефлексии
                       Ответьте на вопросы:
    1)Данная тема мне понятна.
    2)Я хорошо понял теорему синусов, теорема о площади треугольника. 
    3)Я знаю, как пользоваться теоремой синусов, теоремой о площади треугольника. 
    4)Я понял теорему, но в работе на уроке допустил ошибки при вычислении
    ________________________________
    6)Я доволен своей работой на уроке_______________________________________
    По желанию 2-3 человека озвучивают свой анализ деятельности на уроке
    
    VI. Домашнее задание.
    П.97, № 42 из рабочей тетради, № 1025( б, д, ж, и- две задачи по выбору учащегося)
     

    Автор(ы):

    Скачать: Геометрия 9кл - урок 24.docx