Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Окружность, описанная около правильного многоугольника и вписанная в правильный многоугольник

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: геометрия
    Класс: 9
    УМК: Геометрия 9 класс. Л. С. Атанасян. 2012г.
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: "Окружность, описанная около  правильного многоугольника и вписанная в правильный многоугольник"   
    Общее количество часов, отведенных на изучение темы: 12
    Место урока в системе уроков по теме: 2
    Цель урока:  
    - ввести понятие окружности, описанной около правильного многоугольника и вписанной в правильный многоугольник.
    - доказать теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в правильный многоугольник
    
    Задачи урока:
    - закрепить навыки и умения обучающихся пользоваться теоремами; продолжить работу по формированию навыков решения геометрических задач
    - ввести понятие окружности, описанной около правильного многоугольника и вписанной в правильный многоугольник.
    - доказать теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в правильный многоугольник
    -развитие умения планировать полный или частичный ход решения;
    -формирование навыка исследовательской деятельности;
    -повышение уровня математической культуры учащихся.
    -воспитывать толерантность и умение работать в группах;
    -воспитывать умение доводить  начатое дело до положительного результата;
    -умение осуществлять самоконтроль
    
    Планируемые результаты 
    Предметные: учащиеся знают понятие окружности, описанной около правильного многоугольника и вписанной в правильный многоугольник,  как доказать теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в правильный многоугольник. 
    Овладение навыками решение задач, выделять обобщенные методы решения задач.
    Техническое обеспечение урока:  компьютер, мультимедийная аппаратура. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: У учащихся на партах листы учета знаний, карточки, презентация урока .
    
    
    Содержание урока.
    1. Организационный момент 
    Девиз урока:
    Три пути ведут к знанию:
    Путь размышления – это путь самый благородный;
    Путь подражания – это путь самый легкий;
    Путь опыта – это путь самый горький. 
    Китайский философ и мудрец Конфуций.                             (Слайд 1)
    2. Мотивация учебной деятельности учащихся. 
    Дорогие ребята! Я надеюсь, что этот урок пройдет интересно, с большой пользой для всех. Очень хочу, чтобы те, кто еще равнодушен к царице всех наук, с нашего урока ушел с глубоким убеждением, что геометрия – интересный и нужный предмет.
    Французский писатель XIX столетия Анатоль Франс однажды заметил: “Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом”.                                                      (Слайд 2)
    Давайте последуем совету писателя на сегодняшнем уроке: будьте активны, внимательны, поглощайте с большим желанием знания, которые пригодятся вам в дальнейшей жизни. 
     3. Актуализация знаний и способов действий
    Фронтальный опрос: 
    Верно ли, что диагонали ромба пересекаются под прямым углом и точкой пересечения делятся пополам?
    Верно ли, что диагонали ромба равны?
    А как называется ромб, у которого диагонали равны?
    Верно ли, что у правильного многоугольника все стороны и углы равны?
    Верно ли, что два треугольника называются равными, если их площади равны?
    Верно ли, что прямоугольный треугольник может быть правильным?
    Верно ли, что у правильного треугольника есть центр симметрии?
    Верно ли, что ромб это параллелепипед, у которого все стороны равны?
    Верно ли, что при осевой симметрии расстояния между точками сохраняются?
    Верно ли, что в квадрате можно провести 4 оси симметрии?
    Верно ли, что в равностороннем треугольнике все углы равны?
    
    Работа в парах   (Приложение 1)
    1.	Является ли равнобедренный треугольник с углом при вершине 60⁰ правильным?
    2.	Является ли ромб с равными диагоналями правильным четырехугольником?
    3.	Докажите, что в равнобедренном треугольнике центр вписанной окружности лежит на одной из медиан.
    4.	Все углы выпуклого пятиугольника равны друг другу. Найдите величину каждого угла.
    Самопроверка.Подводится итог. Кто был наиболее активным. У кого имеются пробелы, какие.
    А теперь посмотрите, пожалуйста, что здесь изображено?
    Что такое орнамент? 
    Для чего он служит ?
    Где используется?
    - Мы знаем, что орнамент служит для украшения зданий, одежды, предметов быта, оружия, применяется в графике и т.д. Долгие века люди верили в охранную силу орнамента, считали, что он оберегает от бед и приносит счастье, благополучие. Постепенно функция оберега была утрачена, но сохранилась его основная задача – сделать предмет более нарядным и привлекательным, художественно выразительным. (Слайд 3-9)
    А из каких фигур  состоит этот орнамент?          (Слайд 10)
    Как располагаются фигуры относительно друг друга?
    Как располагается окружность?
    4.Сообщение темы урока 
    Кто может сформулировать тему нашего урока?
    Тема нашего урока: "Окружность, описанная около  правильного многоугольника и вписанная в правильный многоугольник"   (Слайд 11)
    Открыли тетради и записали тему урока
    5. Постановка цели и задач урока
    Какие цели мы себе поставим на наш урок?
     Ввести понятие окружности, описанной около  правильного многоугольника и вписанной в правильный многоугольник.
    6. Изучения новых знаний и способов действий
    Давайте заполним таблицу. В столбике «ДО» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или  «-» если вы не согласны с утверждением
    Приложение 2
    ДО
    УТВЕРЖДЕНИЯ
    ПОСЛЕ
    
    Окружность называется описанной около многоугольника, если все его вершины лежат на этой окружности
    
    
    Около любого треугольника  можно описать окружность и притом только 1
    
    
    Около любого четырехугольника  можно описать окружность и притом только 1
    
    
    Около любого  выпуклого многоугольника  можно описать окружность и притом только 1
    
    
    Около правильного выпуклого многоугольника  можно описать окружность и притом только 1
    
    
    В любой четырехугольник  можно вписать окружность и притом только 1
    
    
    В любой правильный многоугольник  можно вписать окружность и притом только 1
    
    Какая окружность называется описанной?                                                         
    (Слайд 12)
    Определение: Если все вершины многоугольника лежат на окружности, то окружность называется описанной около многоугольника, а многоугольник – вписанным в окружность
    Около какого многоугольника можно описать окружность?
    (работа в группах)
    Теорема:   (Один представитель группы наиболее подготовленный доказывает теорему)
     (Слайд 13)
    Около любого правильного многоугольника можно описать окружность, и притом  только одну.
    Какая окружность называется описанной?                                                                 
    (Слайд 14)
    Определение: Если все стороны многоугольника касаются окружности, то окружность называется вписанной в многоугольник, а многоугольник – описанным около этой окружности.
    Теорема:     ( теорему доказывает учитель)                                                                      
    (Слайд 15-16)
    В любой  правильный  многоугольник  можно  вписать  окружность, и  притом  только  одну. 
    Следствия.                                                                                                                    (Слайд 17)
    Следствие №1 
    Окружность, вписанная в правильный многоугольник, касается сторон многоугольника в их серединах. 
    Следствие №2 
    Центр окружности, описанной около правильного многоугольника, совпадает с центром окружности, вписанной в тот же многоугольник
       7. Первичное закрепление
    1. № 1084 (а,б) у доски
    2. Работа по карточкам (Приложение 3)
               1 уровень
               Сколько сторон имеет правильный вписанный многоугольник, если дуга описанной                                                  окружности, которую стягивает его сторона, равна 45˚?
               2 уровень
               Докажите, что в правильном пятиугольнике ABCDE диагонали AC и AD делят угол BAE на три равные части.
    (Взаимопроверка)
       8. Информация о д/з, инструктаж по его выполнению
    На  "4"   п. 106 – 107,
     вопросы 1 - 4 (стр. 290).
     № 1083 (д), 1084(д,е)
    На "5" п. 106 – 107,
     вопросы 1 - 4 (стр. 290).
    № 1083 (д), 1084(д,е)
    №  1086
    9. Итог урока
    Вернемся к таблице приложение № 2
    В столбике «После» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-» если вы не согласны с утверждением
    Сравнить столбики «ДО» и «ПОСЛЕ». Изменились ли ваши убеждения? Почему?
     Какие утверждения являются самыми важными для вас? Почему?
    10.  Рефлексия
    Давайте составим синквейн и в поэтической форме выразив своё отношение к изучаемому материалу.
    Например:
    Окружность.
    Вписанная, описанная.
    Изучим, поймем, заинтересуемся. Присутствует в ЕГЭ.
    Реальность.
    Геометрические узоры повсюду, это достаточно привычное явление, просто мы на это редко обращаем внимание за повседневными делами и просто так. 
    Математика вокруг нас всегда и везде ! 
    
     

    Автор(ы): Филатова Л. М.

    Скачать: Геометрия 9кл - Конспект.docx

Презентация к уроку

Задания к уроку