Название предмета: геометрия Класс: 9 УМК: Геометрия 9 класс. Л. С. Атанасян. 2012г. Уровень обучения: базовый Тема урока: "Окружность, описанная около правильного многоугольника и вписанная в правильный многоугольник" Общее количество часов, отведенных на изучение темы: 12 Место урока в системе уроков по теме: 2 Цель урока: - ввести понятие окружности, описанной около правильного многоугольника и вписанной в правильный многоугольник. - доказать теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в правильный многоугольник Задачи урока: - закрепить навыки и умения обучающихся пользоваться теоремами; продолжить работу по формированию навыков решения геометрических задач - ввести понятие окружности, описанной около правильного многоугольника и вписанной в правильный многоугольник. - доказать теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в правильный многоугольник -развитие умения планировать полный или частичный ход решения; -формирование навыка исследовательской деятельности; -повышение уровня математической культуры учащихся. -воспитывать толерантность и умение работать в группах; -воспитывать умение доводить начатое дело до положительного результата; -умение осуществлять самоконтроль Планируемые результаты Предметные: учащиеся знают понятие окружности, описанной около правильного многоугольника и вписанной в правильный многоугольник, как доказать теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в правильный многоугольник. Овладение навыками решение задач, выделять обобщенные методы решения задач. Техническое обеспечение урока: компьютер, мультимедийная аппаратура. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: У учащихся на партах листы учета знаний, карточки, презентация урока . Содержание урока. 1. Организационный момент Девиз урока: Три пути ведут к знанию: Путь размышления – это путь самый благородный; Путь подражания – это путь самый легкий; Путь опыта – это путь самый горький. Китайский философ и мудрец Конфуций. (Слайд 1) 2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Дорогие ребята! Я надеюсь, что этот урок пройдет интересно, с большой пользой для всех. Очень хочу, чтобы те, кто еще равнодушен к царице всех наук, с нашего урока ушел с глубоким убеждением, что геометрия – интересный и нужный предмет. Французский писатель XIX столетия Анатоль Франс однажды заметил: “Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом”. (Слайд 2) Давайте последуем совету писателя на сегодняшнем уроке: будьте активны, внимательны, поглощайте с большим желанием знания, которые пригодятся вам в дальнейшей жизни. 3. Актуализация знаний и способов действий Фронтальный опрос: Верно ли, что диагонали ромба пересекаются под прямым углом и точкой пересечения делятся пополам? Верно ли, что диагонали ромба равны? А как называется ромб, у которого диагонали равны? Верно ли, что у правильного многоугольника все стороны и углы равны? Верно ли, что два треугольника называются равными, если их площади равны? Верно ли, что прямоугольный треугольник может быть правильным? Верно ли, что у правильного треугольника есть центр симметрии? Верно ли, что ромб это параллелепипед, у которого все стороны равны? Верно ли, что при осевой симметрии расстояния между точками сохраняются? Верно ли, что в квадрате можно провести 4 оси симметрии? Верно ли, что в равностороннем треугольнике все углы равны? Работа в парах (Приложение 1) 1. Является ли равнобедренный треугольник с углом при вершине 60⁰ правильным? 2. Является ли ромб с равными диагоналями правильным четырехугольником? 3. Докажите, что в равнобедренном треугольнике центр вписанной окружности лежит на одной из медиан. 4. Все углы выпуклого пятиугольника равны друг другу. Найдите величину каждого угла. Самопроверка.Подводится итог. Кто был наиболее активным. У кого имеются пробелы, какие. А теперь посмотрите, пожалуйста, что здесь изображено? Что такое орнамент? Для чего он служит ? Где используется? - Мы знаем, что орнамент служит для украшения зданий, одежды, предметов быта, оружия, применяется в графике и т.д. Долгие века люди верили в охранную силу орнамента, считали, что он оберегает от бед и приносит счастье, благополучие. Постепенно функция оберега была утрачена, но сохранилась его основная задача – сделать предмет более нарядным и привлекательным, художественно выразительным. (Слайд 3-9) А из каких фигур состоит этот орнамент? (Слайд 10) Как располагаются фигуры относительно друг друга? Как располагается окружность? 4.Сообщение темы урока Кто может сформулировать тему нашего урока? Тема нашего урока: "Окружность, описанная около правильного многоугольника и вписанная в правильный многоугольник" (Слайд 11) Открыли тетради и записали тему урока 5. Постановка цели и задач урока Какие цели мы себе поставим на наш урок? Ввести понятие окружности, описанной около правильного многоугольника и вписанной в правильный многоугольник. 6. Изучения новых знаний и способов действий Давайте заполним таблицу. В столбике «ДО» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-» если вы не согласны с утверждением Приложение 2 ДО УТВЕРЖДЕНИЯ ПОСЛЕ Окружность называется описанной около многоугольника, если все его вершины лежат на этой окружности Около любого треугольника можно описать окружность и притом только 1 Около любого четырехугольника можно описать окружность и притом только 1 Около любого выпуклого многоугольника можно описать окружность и притом только 1 Около правильного выпуклого многоугольника можно описать окружность и притом только 1 В любой четырехугольник можно вписать окружность и притом только 1 В любой правильный многоугольник можно вписать окружность и притом только 1 Какая окружность называется описанной? (Слайд 12) Определение: Если все вершины многоугольника лежат на окружности, то окружность называется описанной около многоугольника, а многоугольник – вписанным в окружность Около какого многоугольника можно описать окружность? (работа в группах) Теорема: (Один представитель группы наиболее подготовленный доказывает теорему) (Слайд 13) Около любого правильного многоугольника можно описать окружность, и притом только одну. Какая окружность называется описанной? (Слайд 14) Определение: Если все стороны многоугольника касаются окружности, то окружность называется вписанной в многоугольник, а многоугольник – описанным около этой окружности. Теорема: ( теорему доказывает учитель) (Слайд 15-16) В любой правильный многоугольник можно вписать окружность, и притом только одну. Следствия. (Слайд 17) Следствие №1 Окружность, вписанная в правильный многоугольник, касается сторон многоугольника в их серединах. Следствие №2 Центр окружности, описанной около правильного многоугольника, совпадает с центром окружности, вписанной в тот же многоугольник 7. Первичное закрепление 1. № 1084 (а,б) у доски 2. Работа по карточкам (Приложение 3) 1 уровень Сколько сторон имеет правильный вписанный многоугольник, если дуга описанной окружности, которую стягивает его сторона, равна 45˚? 2 уровень Докажите, что в правильном пятиугольнике ABCDE диагонали AC и AD делят угол BAE на три равные части. (Взаимопроверка) 8. Информация о д/з, инструктаж по его выполнению На "4" п. 106 – 107, вопросы 1 - 4 (стр. 290). № 1083 (д), 1084(д,е) На "5" п. 106 – 107, вопросы 1 - 4 (стр. 290). № 1083 (д), 1084(д,е) № 1086 9. Итог урока Вернемся к таблице приложение № 2 В столбике «После» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-» если вы не согласны с утверждением Сравнить столбики «ДО» и «ПОСЛЕ». Изменились ли ваши убеждения? Почему? Какие утверждения являются самыми важными для вас? Почему? 10. Рефлексия Давайте составим синквейн и в поэтической форме выразив своё отношение к изучаемому материалу. Например: Окружность. Вписанная, описанная. Изучим, поймем, заинтересуемся. Присутствует в ЕГЭ. Реальность. Геометрические узоры повсюду, это достаточно привычное явление, просто мы на это редко обращаем внимание за повседневными делами и просто так. Математика вокруг нас всегда и везде !
Автор(ы): Филатова Л. М.
Скачать: Геометрия 9кл - Конспект.docxАвтор(ы): Филатова Л. М.
Скачать: Геометрия 9кл - Приложение.pptxАвтор(ы): Филатова Л. М.
Скачать: Геометрия 9кл - Приложение 2.docx