Предмет: геометрия Класс: 9 общеобразовательный класс УМК: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др. Геометрия. Учебник для 7-9 классов. Москва «Просвещение» 2012 г. Уровень обучения: базовый. Тема урока: Повторение по теме «Начальные геометрические сведения. Параллельные и перпендикулярные прямые». Количество часов, отведенное на изучение темы: 6 час. Место урока в системе уроков по теме: 1. Цель урока: повторение понятий, изученных в 7 классе по теме параллельные прямые; подготовка к итоговой аттестации. Задачи урока: - повторить и обобщить понятия: параллельные прямые; перпендикулярные прямые, свойства параллельных прямых; - формирование умений в решении задач на применение понятий, свойств параллельных и перпендикулярных прямых. - развивать познавательную деятельность, умение применять имеющиеся знания к решению задач, формировать активность и самостоятельность учащихся; - развивать логическое мышление, оперативную память, выделяя главное, анализируя, формулируя выводы. - обеспечить эстетику урока; - прививать умение рационально использовать учебное время; Планируемые результаты: - учащиеся обобщили понятия и свойства параллельных и перпендикулярных прямых; - умеют применять понятия и свойства к решению задач модуля «Геометрия» в ОГЭ. Техническое обеспечение урока: компьютер, документ камера, мультимедиапроектор. Дополнительное методическое обеспечение урока: чертежи к задачам, карточки-тесты. Содержание урока. 1.Организационный момент. Приветствие, сообщение цели урока, позитивный настрой на урок. 2.Актуализация знаний .Рисунки заранее заготовлены на доске. Какие понятия, свойства связаны с данными чертежами? 1) Определение (рисунок 1): Две прямые называются параллельными, если они не пересекаются . Рис. 1 2.) Отрезки . 3) Рисунок 2 Теорема: Две перпендикулярные прямые к одной и той же третьей прямой нигде не пересекутся. . Эта теорема доказывает существование параллельных прямых. 4) Рисунок 3 Признаки параллельности прямых. – прямые, с – секущая. Углы -1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, называются: - накрест лежащие углы: ; - односторонние углы: ; - соответственные углы: . Если при пересечении параллельных прямых а и b секущей пара каких-либо накрест лежащих углов равна, то прямые а и b параллельны. Если пара соответственных углов равна, то прямые параллельны. Если пара односторонних углов в сумме составляет 180, то прямые параллельны. (Необходимо чертеж (рис 3) перенести в тетрадь и записать схематично признаки параллельности прямых) 3.Применение знаний при решении задач. (можно предложить систему оценивания: за каждое верно решенную задачу ученик получает по 2 балла). №1.Устно решить задачи (по готовым чертежам (см. рис. 4–8):Чертежи проецируются на экран Рис. 4 Рис. 5 Рис. 6 Докажите, что а || b. Докажите, что а || с. Докажите, что а || b и m || n, если 1 = 2 = 3. Рис. 7 Рис. 8 Дано: 1 = 83°; 2 больше 1 на 14°. Параллельны ли прямые MN и АВ? Дано: 2 = 114°; 1 меньше 2 на 20°. Параллельны ли сторона СЕ и прямая АВ? №2.Укажите номера неверных утверждений: 1) При пересечении двух параллельных прямых третьей прямой сумма накрест лежащих углов равна . 2) Диагонали ромба перпендикулярны. 3) Центром окружности, описанной около треугольника, является точка пересечения его биссектрис. Ответ необходимо прокомментировать. Письменное выполнение заданий. Учащиеся с высокой мотивацией выполняют 3-8 задания самостоятельно с последующей проверкой. Учащиеся с низкой мотивацией- №3- 4 задания с помощью учителя. Остальные –задание №3-4 самостоятельно, №.6, предворительно проанализировав условие вместе с учителем. Проверка задач №3-8 демонстрируется и проверяется при помощи документ камеры. №3. Прямые m и n параллельны. Найдите ∠3, если ∠1=22°, ∠2=72° Ответ дайте в градусах. №4.Чему равен меньший из внутренних односторонних углов при параллельных прямых а и в , секущей с, если эти углы относятся как 2:4? №5.Определите, чему должен быть равен α, чтобы прямые a и b были параллельны? Ответ дайте в градусах. №6.Биссектриса тупого угла параллелограмма делит противоположную сторону в отношении , считая от вершины тупого угла. Найдите большую сторону параллелограмма, если его периметр равен . Напомним, что биссектриса угла — это луч, выходящий из вершины угла и делящий угол пополам. Пусть — биссектриса тупого угла . По условию, отрезки и равны и соответственно. Рассмотрим углы и . Поскольку и параллельны, — секущая, углы и являются накрест лежащими. Мы знаем, что накрест лежащие углы равны. Значит, треугольник — равнобедренный, следовательно, . Периметр параллелограмма — это сумма всех его сторон, то есть . Отсюда , . Ответ: . №7. . Диагональ параллелограмма образует с двумя его сторонами углы и . Найдите больший угол параллелограмма. Ответ дайте в градусах. Нарисуйте параллелограмм и его диагональ. Заметив на чертеже накрест лежащие углы и односторонние углы, вы легко получите ответ: . №8. Чему равен больший угол равнобедренной трапеции, если известно, что разность противолежащих углов равна ? Ответ дайте в градусах. Мы знаем, что равнобедренной (или равнобокой) называется трапеция, у которой боковые стороны равны. Следовательно, равны углы при верхнем основании, а также углы при нижнем основании. Давайте посмотрим на чертеж. По условию, , то есть . Углы и — односторонние при параллельных прямых и секущей, следовательно, °. Итак, , тогда . Ответ: . 4.Тестирование по теме. Приложение 1. Взаимопроверка Оценивание. 5.Итоги урока. При решении каких задач вы испытывали трудности? Какие свойства легли в основу решения задач на уроке? 6.Домашнее задание Задания по сборнику А.В.Семенова стр.52-53.
Автор(ы): Тухфатуллина Р. М.
Скачать: Геометрия 9кл - Конспект.docАвтор(ы): Тухфатуллина Р. М.
Скачать: Геометрия 9кл - Приложение.doc