Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Повторение. Параллельные и перпендикулярные прямые

Текст урока

  • Конспект

     Предмет: геометрия
    Класс: 9 общеобразовательный класс
     УМК: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др. Геометрия. Учебник для 7-9 классов. Москва  «Просвещение» 2012 г.
    Уровень обучения: базовый.
    Тема урока: Повторение по теме «Начальные геометрические сведения. Параллельные и перпендикулярные прямые».
    Количество часов, отведенное на изучение темы: 6 час.
    Место урока в системе уроков по теме: 1.
     Цель урока: повторение понятий, изученных в 7 классе по теме параллельные прямые; подготовка к итоговой аттестации.
     Задачи урока:
    - повторить и обобщить  понятия: параллельные прямые; перпендикулярные прямые, свойства параллельных прямых;
    - формирование умений в решении задач на применение понятий, свойств параллельных и перпендикулярных прямых.
    - развивать познавательную деятельность, умение применять имеющиеся знания к решению задач, формировать  активность и самостоятельность учащихся; 
    - развивать логическое мышление, оперативную память, выделяя главное, анализируя, формулируя выводы.
    - обеспечить эстетику урока; 
    - прививать умение рационально использовать             учебное время; 
    
                Планируемые результаты: 
    - учащиеся обобщили понятия и  свойства параллельных и перпендикулярных прямых;
    - умеют применять понятия и свойства к решению задач модуля «Геометрия» в ОГЭ.
    
    Техническое обеспечение урока: компьютер, документ камера, мультимедиапроектор.
    Дополнительное методическое обеспечение урока: чертежи к задачам, карточки-тесты. 
    
    Содержание урока.
    
    1.Организационный момент.
    Приветствие, сообщение цели урока, позитивный настрой на урок.
    2.Актуализация знаний .Рисунки заранее заготовлены на доске.
    Какие понятия, свойства связаны с данными чертежами? 
    1) Опре­де­ле­ние (рисунок 1):
    Две пря­мые на­зы­ва­ют­ся па­рал­лель­ны­ми, если они не пе­ре­се­ка­ют­ся . 
       
    Рис. 1
    2.) От­рез­ки .
    3) Рисунок 2 Тео­ре­ма:
    Две пер­пен­ди­ку­ляр­ные пря­мые к одной и той же тре­тьей пря­мой нигде не пе­ре­се­кут­ся.  
    
    .
    Эта тео­ре­ма до­ка­зы­ва­ет су­ще­ство­ва­ние па­рал­лель­ных пря­мых.
    4) Рисунок 3 При­зна­ки па­рал­лель­но­сти пря­мых.
     – пря­мые, с – се­ку­щая.
    Углы -1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8,  называются:
    - на­крест ле­жа­щие углы: ;
    - од­но­сто­рон­ние углы: ;
    - со­от­вет­ствен­ные углы: .
    Если при пе­ре­се­че­нии па­рал­лель­ных пря­мых а и b се­ку­щей пара ка­ких-ли­бо на­крест ле­жа­щих углов равна, то пря­мые а и b па­рал­лель­ны.
     Если пара со­от­вет­ствен­ных углов равна, то пря­мые па­рал­лель­ны. 
    Если пара од­но­сто­рон­них углов в сумме со­став­ля­ет 180, то пря­мые па­рал­лель­ны.
    
     
    (Необходимо чертеж (рис 3) перенести в тетрадь  и записать схематично признаки параллельности прямых)
    3.Применение знаний при решении задач. (можно предложить систему оценивания: за каждое верно решенную задачу ученик получает по 2 балла).
    №1.Устно решить задачи (по готовым чертежам (см. рис. 4–8):Чертежи проецируются на экран 
    
    Рис. 4
    
    Рис. 5
    
    Рис. 6
    Докажите, что а || b.
    Докажите, что а || с.
    Докажите, что а || b 
    и m || n, если
    1 = 2 = 3.
    
    Рис. 7
    
    Рис. 8
    
    Дано: 1 = 83°;
    2 больше 1 на 14°.
    Параллельны ли прямые
    MN и АВ?
    Дано: 2 = 114°;
    1 меньше 2 на 20°.
    Параллельны ли сторона
    СЕ и прямая АВ?
    
    
    №2.Укажите номера неверных утверждений: 
    1) При пересечении двух параллельных прямых третьей прямой сумма накрест лежащих углов равна .
    2) Диагонали ромба перпендикулярны.
    3) Центром окружности, описанной около треугольника, является точка пересечения его биссектрис.
    Ответ необходимо прокомментировать.
    Письменное выполнение заданий.  Учащиеся с высокой мотивацией выполняют 3-8 задания самостоятельно с последующей проверкой. Учащиеся с низкой мотивацией- №3- 4 задания с помощью учителя. Остальные –задание №3-4 самостоятельно, №.6, предворительно проанализировав условие вместе с учителем. Проверка задач №3-8 демонстрируется и проверяется при помощи документ камеры.
    №3. Прямые m и n параллельны. Найдите ∠3, если ∠1=22°, ∠2=72°
     Ответ дайте в градусах.
    №4.Чему равен меньший из внутренних односторонних углов при параллельных прямых а и в , секущей с, если эти углы относятся как 2:4?  
    №5.Определите, чему должен быть равен α, чтобы прямые a и b были параллельны? Ответ дайте в градусах.
     
    №6.Биссектриса тупого угла параллелограмма делит противоположную сторону в отношении , считая от вершины тупого угла. Найдите большую сторону параллелограмма, если его периметр равен .
    Напомним, что биссектриса угла — это луч, выходящий из вершины угла и делящий угол пополам.
    Пусть  — биссектриса тупого угла . По условию, отрезки и  равны  и  соответственно.
    Рассмотрим углы и . Поскольку и  параллельны,  — секущая, углы и  являются накрест лежащими. Мы знаем, что накрест лежащие углы равны. Значит, треугольник  — равнобедренный, следовательно, .
    Периметр параллелограмма — это сумма всех его сторон, то есть
    .
    Отсюда , .
    Ответ: .
    №7. . Диагональ параллелограмма образует с двумя его сторонами углы и . Найдите больший угол параллелограмма. Ответ дайте в градусах.
    Нарисуйте параллелограмм и его диагональ. Заметив на чертеже накрест лежащие углы и односторонние углы, вы легко получите ответ: .
    №8. Чему равен больший угол равнобедренной трапеции, если известно, что разность противолежащих углов равна ? Ответ дайте в градусах.
    Мы знаем, что равнобедренной (или равнобокой) называется трапеция, у которой боковые стороны равны. Следовательно, равны углы при верхнем основании, а также углы при нижнем основании.
    Давайте посмотрим на чертеж. По условию, , то есть .
    Углы  и  — односторонние при параллельных прямых и секущей, следовательно,
    °.
    Итак, 
    , тогда .
    Ответ: .
    4.Тестирование по теме. Приложение 1.
    Взаимопроверка
    Оценивание. 
    5.Итоги урока.
    При решении каких задач вы испытывали трудности?
    Какие свойства легли в основу решения задач на уроке?
    
    6.Домашнее задание
    Задания по сборнику А.В.Семенова стр.52-53.
    
       
    
    
    
     

    Автор(ы): Тухфатуллина Р. М.

    Скачать: Геометрия 9кл - Конспект.doc

Задания к уроку