Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Перпендикулярность прямых и плоскостей (Агафонова Т.А.)

Текст урока

  • конспект

     Урок № 57
    Название предмета : геометрия
    Класс: 11
    УМК: « Геометрия 10-11», Атанасян  Л.С.,Бутузов В.Ф., и д.р., 2011
    Уровень обучения :базовый
    Тема урока:  Повторение  по  “Перпендикулярность прямых и плоскостей”
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 ч
    Место урока в системе уроков по теме : 2.
    Цель урока: 
    Повторить и систематизировать вопросы темы “Перпендикулярность прямых и плоскостей”.
    Задачи урока:
    Образовательные: Повторить и систематизировать знания  по данной теме и применить  их при решении задач базового уровня и задач повышенного уровня сложности   ЕГЭ;
    Развивающие:        развивать пространственное мышление, навыки общения в малых группах;
    Воспитательные:  усовершенствовать умение высказывать  и аргументировать собственное  мнение, развивать навыки самостоятельной деятельности.
    Планируемые результаты: 
    После успешного завершения занятия учащиеся  должны:
         – знать основные определения и теоремы по данной теме, уметь применять теорию при решении задач,
         – уметь выполнять чертежи по условию задачи, находить на чертежах перпендикуляр, наклонную, проекцию,  линейный угол двугранного угла, вычислять расстояния между прямой и плоскостью; 
        - применять ранее изученный теоретический материал для решения задач и письменно оформлять их.
    Техническое обеспечение урока:  компьютер, проектор, карточки.
    Содержание урока.
    Орг. Момент.
    I. Мотивация учебной деятельности
    Данная тема является основой для изучения пространственных фигур и  находит  широкое применение в повседневной жизни,  в строительстве.
    II. Активизация опорных знаний
    Математический диктант ( по вариантам)
    1.1. Две прямые называются перпендикулярными, если …
    1.2. Прямая называется перпендикулярной к плоскости, если …
    
    2.1. Перпендикуляром, проведённым из данной точки к данной плоскости, называется …
    2.2.  Наклонной, проведённой из данной точки к данной плоскости, называется …
    
    3.1.    Теорема о трёх перпендикулярах. Сделайте чертёж.
    3.2.   Признак перпендикулярности прямой и плоскости. Сделайте чертёж.
    
    4.1.   Углом между прямой и плоскостью называется…
    4.2.   Расстоянием от точки до плоскости  называется…
    
    5.1.  Признак перпендикулярности двух плоскостей.
    5.2.  Свойство диагонали прямоугольного параллелепипеда.
    
    Устная работа.
    
    В кубе АBCDA1B1C1D  назовите:
    1.Ребра,перпендикулярные к плоскости (DCC1 ).
    2.Ребра,перпендикулярные к плоскости (АВВ1).
    3.Плоскости,перпендикулярные к ребру BB1
    4.Плоскости,перпендикулярные к ребру А D
    5.Выясните взаимное расположение прямой и плоскости
    (ответ обоснуйте):
    а).СС и (DCB); б) D C и (DCB). в) AA и (DCB);
    г) B C и (DCB).
    
    
    
    
    
    
    
    III. Повторение и систематизация знаний.
    
    Работа в группах.
    1 группа
    №1.  Диагонали квадрата  ABCD пересекаются в точке О. SO – перпендикуляр к плоскости квадрата, SO= см. а) Докажите равенство углов, образуемых прямыми SA, SC и SD с плоскостью квадрата. б) Найдите эти углы, если периметр ABCD равен 32 см.
    
    а) Доказательство:
    1. SO(ABC), AC, SD, SA, SB – наклонные; OC,OD, OA, OB – их проекции;  определению; и т.д.
    2. ( как прямоугольные по двум катетам: SO – общая; OC=OA=OD=OB по свойству диагоналей квадрата).
    3. 
    б)  Решение:
    1. , AD=8 см.
    2. , , . AC=см.
    3.  OC=AC, OC=4 см.
    4.    tg  tg  tg  .
    (Ответ:  .)
    2 группа
    Дано: AB=17 см, AC=15см, BC=8 см, 
    AM(ABC),  - меньший, АМ=20см
    Найти: расстояние от точки М до прямой СВ
    Решение:
    
                                    
    1. В  против меньшей стороны лежит меньший угол (по теореме синусов). Проведем   По теореме о трех перпендикулярах .
    2. По формуле Герона
    ;  ;
    , (см); ; 4АЕ=60, АЕ=15 см. По теореме Пифагора ,  (см).
    Ответ: 25 см.
    
    Когда  группы закончили выполнение задания, представитель от каждой группы оформляет решение на доске. Учащиеся записывают решения задач в тетради.
    Если группа выполнила задание верно и смогла защитить свое решение, то каждый из ее участников получает отметку 5. Если группа выполнила задание верно, но при объяснении решения у доски были недочеты – 4, если группа допустила ошибки в решении – 3
    IV. Самостоятельная работа.
    Учащиеся самостоятельно выполняют задание. Если у учащегося возникают вопросы, то он может попросить помощи у учащихся из своей группы или у учителя.
    
    (записать  решение задачи с обоснованием)
    
    
    
    
    Точка М лежит вне плоскости АВС.
    1. Рис.1.Доказать: прямая АС перпендикулярна плоскости АВМ.
    2. Рис.2.ВМDС- прямоугольник. Доказать: прямая СD перпендикулярна плоскости АВС.
    3. Рис.3.АВСD – прямоугольник. Доказать: АD перпендикулярна АМ.
    4. Рис.4. Доказать: прямая ВС перпендикулярна DЕ.
    5. Рис.5. АВСD – параллелограмм. Доказать: прямая МО перпендикулярна плоскости АВС.
    6. Рис.6. АВСD – ромб. Доказать: прямая ВD перпендикулярна плоскости АМС.
    V.   Подведение итогов урока.
    Рефлексия:
    Наше занятие подходит концу. Подведем итог нашего занятия. Сегодня мы повторили теоретический материал по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей», разобрали основные методы решения задач по теме. При возникновении затруднений и вопросов повторите еще раз теоретический материал по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей»
     Пожалуйста, поделитесь с нами своими мыслями о сегодняшнем занятии (хотите одним предложением).
    Вам для этого помогут слова:
    -Я узнал…
    -Мне было интересно …
    - Мне было сложно …
    -Мне понравилось …
    
    Домашнее задание:   Глава II, стр 55,   № 203, 206
     

    Автор(ы):

    Скачать: Геометрия 11кл - конспект.doc