Геометрия 10 класс Авторы: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Л.С. Киселева, Э.Г. Поздняк Год издания 2012 Москва «Просвещение» Профильный уровень. Тема: Решение задач на применение аксиом и их следствий (первый урок, всего на изучение темы отводится 3 часа) Цель урока: повторить аксиомы стереометрии и их следствия, сформировать навык применения аксиом стереометрии и их следствий при решении задач. Задачи урока: Обучающие: организовать работу учащихся по систематизации знаний основных теоретических вопросов темы; закрепить и углубить знания и умения учащихся применять аксиомы стереометрии, следствия из аксиом. Развивающие: создать условия для развития познавательной активности учащихся, познавательного интереса к предмету; развивать навыки самостоятельной деятельности учащихся; навыки самоконтроля; активность учащихся, формировать учебно-познавательные действия, коммуникативные, исследовательские навыки учащихся, умение анализировать и устанавливать связь между элементами темы. Воспитывающие: создать условия успешности ученика на уроке; воспитывать культуру умственного труда; способность к самоанализу, рефлексии; развивать умение рецензировать и корректировать ответы товарищей, воспитывать умение критически относиться к результатам деятельности, обеспечить гуманистический характер обучения. Планируемые результаты: Предметные: знать аксиомы, теоремы по данной теме и уметь их доказывать, применять при решении типовых задач. Личностные: уметь отстаивать свою точку зрения и работать в группе. Метапредметные: уметь планировать и оценивать процесс и результат своей деятельности, обрабатывать информацию. Педагогические технологии: элементы обучения в сотрудничестве (работа в группах) и коллективного взаимообучения. Техническое оборудование: - экран; - проектор; - набор геометрических инструментов. Дополнительные методические и дидактическое обеспечение урока: 1. Поурочные разработки по геометрии: 10 класс/Сост. В.А. Яровенко. – М.: ВАКО, 2010. 2.Саакян С. М. Изучение геометрии в 10—11 классах: кн. Для учителя / С. М. Саакян, В. Ф. Бутузов.— 4-е изд., дораб.— М. : Просвещение, 2010.— 248 с. : ил.—ISBN 978-5-09-016554-9. 3.Ященко И. В., Шестаков С. А., Захаров П. И. Подготовка к ЕГЭ по математике в 2015 году. Методические указания. — М.: МЦНМО, 2011. — 144 с. ISBN 978-94057-680-8 4. http://lit.1september.ru/index.php 5. http://alexlarin.net 6. http://www.uroki.net Ход урока I. Организационный момент Здравствуйте, ребята! Я рада сегодня вас видеть и очень надеюсь на совместную плодотворную работу О! Сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух. И разум, сын ошибок трудных, И гений – парадоксов друг. Это крылатое выражение А.С.Пушкина. Действительно, сколько открытий делаем на уроках, познавая с каждым днем все больше и больше. II. Актуализация знаний учащихся На этом уроке мы решим несколько задач с помощью трех аксиом и двух теорем-следствий. В начале урока мы повторим аксиомы, вспомним, что такое теоремы-следствия из аксиом. Далее мы решим несколько задач на взаимное расположение точек, прямых и плоскостей, опираясь на повторенный теоретический материал. 2) Проверка домашнего задания. Двое учащихся готовят у доски доказательство следствий из аксиом. Двое учащихся готовят задачи домашнего задания. № 1,2 из учебника.(чертежи перечертить из учебника) (1-й ученик работает у доски.) Аксиома 1 (А1) Через любые три точки, не лежащие на одной прямой, проходит плоскость, и притом только одна. Иллюстрация аксиомы А1. Рис. 1. Рассмотрим три точки: А, В, С, причем точка С не принадлежит прямой АВ: (Рис. 1.). Тогда через три точки А, В, С, не лежащие на одной прямой, проходит плоскость , и притом только одна. Плоскость можно также обозначить через три точки АВС. Аксиома 2 (А2) Если две точки прямой лежат в плоскости, то все точки прямой лежат в этой плоскости. Иллюстрация аксиомы А2. (Рис. 2.) Рис. 2. Аксиома 3 (А3). Если две плоскости имеют общую точку, то они имеют общую прямую, на которой лежат все общие точки этих плоскостей (плоскости пересекаются по прямой). Иллюстрация аксиомы А3. (Рис. 3.) Рис. 3. 2-й ученик работает у доски Теорема 1 Через прямую и не лежащую на ней точку проходит плоскость, и притом только одна. Иллюстрация теоремы 1. (Рис. 4.) Рис. 4. единственная Теорема 2 Через две пересекающиеся прямые проходит плоскость, и притом только одна. Иллюстрация теоремы 2. (Рис. 5.) Рис. 5. 3) Фронтальная работа: учащиеся работают по готовому чертежу и отвечают на вопросы. Задача №1 (слайд 1) Дано: куб АВСДА1В1С1Д1 Найдите: 1) Несколько точек, которые лежат в плоскости α; 2) Несколько точек, которые не лежат в плоскости α; 3) Несколько прямых, которые лежат в плоскости α; 4) Несколько прямых, которые не лежат в плоскости α; 5) Несколько прямых которые пересекают прямую ВС; 6) Несколько прямых, которые не пересекают прямую ВС. Задача № 2 (слайд 2) Заполните пропуски, чтобы получилось верное утверждение: Задача №3 (слайд 3) 1) Лежат ли прямые АА1, АВ, АД в одной плоскости? (Прямые АА1, АВ, АД проходят через точку А, но не лежат в одной плоскости.) Выслушать ответы учащихся у доски (4 человека) 3) Решение задач. (в тетрадях) Задача № 4 (слайд 4) Докажите, что все вершины четырехугольника АВСД лежат в одной плоскости, если его диагонали АС и ВД пересекаются. Вычислите площадь четырехугольника, если АС┴ВД, АС = 10см, ВД = 12см. Доказательство: 1. (АС ∩ ВД) =α следовательно АС принадлежит плоскости α, ВД принадлежит плоскости α, следовательно точки А, В, С и Д лежат в одной плоскости α . 2. SАВСД =1/2 АС · ВД = (10 · 12):2 = 60 (см2) III. Закрепление изученного материала. Работа учащихся на доске и в тетрадях: Решите задачи из учебного пособия: стр. 8 № 7, 10, 14. Домашнее задание: 1. Пункты 1-3 прочитать, учить аксиомы и теоремы. 2. Решить задачи № 9; 13 Дополнительно № 11; 15 (по желанию) Подведение итогов уроков. Спасибо за урок! Я очень довольна работой! Сейчас оцените свою работу. Я расскажу вам притчу. Рефлексия Притча: Шёл мудрец, а навстречу ему 3 человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил «Что ты делал целый день? И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил тяжелые камни. У второго мудрец спросил «А что ты делал целый день?» и тот ответил «А я выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием «А я принимал участие в строительстве храма» Кто возил камни? (поднимите руки) Кто выполнял свою работу? Кто строил храм? Выставить оценки в дневники.
Автор(ы):
Скачать: Геометрия 10кл - Конспект.docxАвтор(ы):
Скачать: Геометрия 10кл - Презентация к уроку.ppt