Название предмета: геометрия Класс: 10 УМК (название учебника, автор, год издания) 1. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутусов и др. «Геометрия 10-11», Москва, «Просвещение», 2012 г. 2. В.А. Яровенко – Методическое пособие для учителя «Поурочные разработки по геометрии к учебному комплекту Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева, 10 класс» - Москва, «ВАКО», 2006 г. Уровень обучения: (профильный) Тема урока: «Задача Эйлера». Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 12 Место урока в системе уроков по теме: Урок по учебному плану восьмой. Цели урока: Познакомить с задачей Эйлера; Научить применять её при решении задач Задачи урока: обучающие: 1. создать условия для формирования основных понятий, аксиом; 2. сформировать умение работать с текстом учебника и текстом, предъявляемым на экране монитора; 3. сформировать умение находить примеры на предметах окружающего мира, мыслить пространственно, анализировать, наблюдать, делать выводы развивающие: 1.развивать логическое мышление, память, пространственное воображение, познавательный интерес; 2.расширять представления учащихся об окружающем мире; 3.поддерживать интерес к изучаемому предмету; 4.содействовать развитию навыка самостоятельной работы учащихся посредством вовлечения их в исследовательскую деятельность воспитывающие: 1.активизировать интерес к изучаемому материалу, используя ИКТ. Планируемые результаты: Знать: задачу Эйлера и распознавать её при решении задач Уметь: применять задачу Эйлера при решении Техническое обеспечение урока: 1. Персональный компьютер, 2. Приложения (раздаточный материал) 3. Памятки с рисунками, где учащиеся будут записывать формулы (приложение 1); 4. Задания для практической работы (приложение 2); 5. Учебник. Содержание урока Выступление ученика: 2012 год был богат на знаменательные даты. Исполнилось 305 лет со дня рождения Леонарда Эйлера – гения XVIII века, 130 лет со дня рождения Якова Исидоровича Перельмана, известного популяризатора физико-математических наук, а также 100 лет со дня рождения Бориса Анастасьевича Кордемского, ставшего достойной заменой многогранному Я.И.Перельману. Всем этим замечательным людям в неделю математики была посвящена игра «Что? Где? Когда?», в которой использовались задачи Леонарда Эйлера, Якова Исидоровича Перельмана и в большей степени Бориса Анастасьевича Кордемского. Разработку этого внеклассного мероприятия я предлагаю своим коллегам. Да, много решено загадок От прадеда и до отца, И нам с тобой продолжить надо Тропу, которой нет конца. Оформление доски: портрет Л. Эйлера. Леонард Эйлер. В 2007 году ему исполнилось 300 лет со дня рождения. Эйлер родился в г. Базеле в Швейцарии 4 апреля 1707 года в семье сельского пастора. Его математической подготовкой в Базельском университете руководил известный в то время математик Иоганн Бернулли, с сыновьями которого – Даниилом и Николаем он подружился. После окончания университета Эйлер вместе с братьями Бернулли был приглашён в Петербург, в Академию наук. С этого времени вся жизнь Л.Эйлера оказалась связанной с Россией. Деятельность Л.Эйлера была многогранной. Он изучал высшие разделы математики и механики, подготовил « Руководство к арифметике для употребления в гимназии имп. Академии наук», написал множество научных работ, с его именем связано множество математических понятий: уравнение, формулы, преобразование, тождества, функция и т.д. Он скончался 18 сентября 1783г., до последнего дня продолжая работать. Выступление ученика: Одним из первых, кто использовал для решения задач круги, был выдающийся немецкий математик и философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716). В его черновых набросках были обнаружены рисунки с кругами. Затем этот метод основательно развил швейцарский математик Л. Эйлер (1707 – 1783) Леонард Эйлер, крупнейший математик XVIII века, родился в Швейцарии. В 1727г. по приглашению Петербургской академии наук он приехал в Россию. Эйлер попал в круг выдающихся математиков, получил большие возможности для создания и издания своих трудов. Он работал с увлечением и вскоре стал, по единодушному признанию современников, первым математиком мира. Научное наследие Эйлера поражает своим объемом и разносторонностью. В списке его трудов более 800 названий. Полное собрание сочинений ученого занимает 72 тома. Леонард Эйлер (1707 – 1783) Последние 17 лет жизни Эйлера были омрачены почти полной потерей зрения. Но он продолжал творить так же интенсивно, как в молодые годы. Только теперь он уже диктовал ученикам, которые проводили за него громоздкие вычисления. С1761 по 1768 год им были написаны знаменитые «Письма к немецкой принцессе», где Эйлер как раз и рассказывал о своем методе, об изображении множеств в виде кругов. Именно поэтому рисунки в виде кругов, обычно называют «кругами Эйлера». Эйлер отмечал, что изображение множеств в виде кругов «очень подходит для того, чтобы облегчить наши рассуждения». Понятно, что слово «круг» здесь весьма условно, множества могут изображаться на плоскости в виде произвольных фигур. После Эйлера этот же метод разрабатывал чешский математик Бернард Больцано (1781 – 1848). Только в отличие от Эйлера он рисовал не круговые, а прямоугольные схемы. Методом кругов Эйлера пользовался и немецкий математик Эрнст Шредер (1841 – 1902). Этот метод широко используется в его книге «Алгебра логика». Но наибольшего расцвета графические методы достигли в сочинениях английского логика Джона Венна (1843 – 1923). С наибольшей полнотой этот метод изложен им в книге «Символическая логика», изданной в Лондоне в 1881 году. В честь Венна вместо кругов Эйлера соответствующие рисунки называют иногда диаграммами Венна; в некоторых книгах их называют также диаграммами (или кругами) Эйлера – Венна. Мы решали такие задачи Задача 1. Все мои друзья занимаются каким-нибудь видом спорта. 16 из них увлекаются футболом, а 12 — баскетболом. И только двое увлекаются и тем и другим видом спорта. Угадайте, сколько у меня друзей? Изучение нового материала. Определение: центральным подобием с центром О и коэффициентом k не равным 0 называется отображение плоскости на себя, при котором каждая точка М переходит в такую точку М1,что ОМ = kОМ1.Затем перейдем к задаче Эйлера. Задача Эйлера(стр200). Решение задач.№849,850 учебника. Задача Леонарда Эйлера. Можно ли поочерёдно обойти все семь мостов города Кенигсберга (ныне Калининград), соединяющих районы этого города с островами на реке Преголя, проходя по каждому мосту только один раз? Ответ. Нельзя, т.к. сеть имеет 4 нечётных узла (3, 5, 3, 3), а сеть, имеющую больше двух нечётных узлов, нельзя полностью обойти одним маршрутом. Домашнее задание№849 Список литературы 1. Энциклопедия для детей. Том 11. Математика. М.: Аванта +, 2002. 2. Прасолов В. В. Задачи по планиметрии: Ч.1. М.: Наука, Физматлит, 1995. 3. Сканави М. И. Сборник задач по математике для поступающих во Втузы. М.: Высшая Школа, 1995. 4. Шарыгин И.Ф. Геометрия. Задачник.9—11 классы. — М.: Дрофа, 1996. 7. Г.И.Глейзер. История математики в школе – 1983, - 316с.
Автор(ы): Ильина В. В.
Скачать: Геометрия 10кл - Конспект.docx