Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Теорема о медиане

Текст урока

  • Конспект

     
    Название предмета: геометрия
    Класс: 10
    УМК (название учебника, автор, год издания)
    1. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутусов и др. «Геометрия 10-11», Москва, «Просвещение», 2012 г.
    2. В.А. Яровенко – Методическое пособие для учителя «Поурочные разработки по геометрии к учебному комплекту Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева,  10 класс» - Москва, «ВАКО», 2011 г.
    Уровень обучения: (профильный)
    Тема урока: «Медиана» 
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 12
    Место урока в системе уроков по теме: Урок по учебному плану пятый
     Цели урока:
    1. Образовательные:  
    - повторить и обобщить знания по данной теме; 
    - развивать умения систематизировать теоретический материал, выделять из него наиболее важное и существенное, применять полученные знания на практике;
    - закрепить навыки решения планиметрических  задач.
    2.Развивающие:
    - расширение кругозора учащихся, повышение мотивации к изучению предмета; 
    - стимулирование познавательного интереса, развитие творческих способностей; 
    - развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать изученные факты; 
    - закрепление теоретических знаний и развитие практических навыков и умений; 
    - развитие графической культуры учащихся, геометрического воображения и логического мышления;
    - формировать потребность в решении геометрических задач в целях подготовки к ЕГЭ и получения дальнейшего образования;
    - развивать математическую речь, умение слушать, делать логические выводы, аргументировать свою точку зрения.
    3. Воспитательные:
    - формировать умение работать в команде;
    - воспитывать уважение к чужому мнению, чувства товарищества, сотрудничества, ответственности за общее дело;
    - развивать познавательный интерес к изучению математики.
    
    Задачи, способствующие достижению цели:
    - сформировать умения применять полученные знания при решении планиметрических задач; 
    - обобщить, систематизировать, знания учащихся по планиметрии; 
    - познакомить учащихся с некоторыми методами и приемами решения планиметрических задач; 
    - побуждать желание выдвигать гипотезы по решению задач и аргументировано доказывать их; 
    - формировать навыки работы с дополнительной научной литературой и другими источниками информации; 
    - способствовать развитию умений работать в малых творческих группах; 
    - научить учащихся применять аппарат алгебры к решению геометрических задач. 
    Планируемые результаты: 
    Знать: теорему о медиане и следствие из неё. 
    Уметь: вычислять медиану по трём сторонам 
    
    Техническое обеспечение урока:
    1. Приложения (раздаточный материал)
    
    
    
                              
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Содержание урока
    «Мало иметь хороший ум, главное хорошо его применять» 
     Р.Декарт.
    Актуализация полученных знаний
    Работа в командах. 
    Вычислить медиану может понадобиться в самый неожиданный момент. Например, при планировке садового участка.
    Вычислить медиану (несколько способов)
    Медианой треугольника называется отрезок, соединяющий любую вершину треугольника с серединой противоположной стороны. Три медианы пересекаются в одной точке всегда внутри треугольника. Эта точка делит каждую медиану в отношении 2:1.
    1способ
    Медиану можно найти используя теорему Стюарта. Согласно которой, квадрат медианы равен четверти суммы удвоенных квадратов сторон минус квадрат стороны, к которой проведена медиана.
    mc^2 = (2a^2 + 2b^2 - c^2)/4,
    где
    a, b, c - стороны треугольника.
    mc - медиана к стороне с;
    2 способ
    Задача по нахождению медианы может быть решена через дополнительные построения треугольника до параллелограмма и решение через теорему о диагоналях параллелограмма. Продлим стороны треугольника и медиану, достроив их до параллелограмма. Таким образом, медиана треугольника будет равна половине диагонали получившегося параллелограмма, две стороны треугольника - его боковым сторонам (a, b), а третья сторона треугольника, к которой была проведена медиана, является второй диагональю получившегося параллелограмма. Согласно теореме, сумма квадратов диагоналей параллелограмма равна удвоенной сумме квадратов его сторон.
    2*(a^2 + b^2) = d1^2 + d2^2,
    где
    d1, d2 - диагонали получившегося параллелограмма;
    отсюда:d1 = 0.5*v(2*(a^2 + b^2) - d2^2)
    
    
    Карточки из книги Е.В Потоскуев,  Л.В Звавич. Контрольные и проверочные работы.10-11 классы (Стр8).
    Карточка№1.В равнобедренном треугольнике АВС(АВ=ВС) на стороне ВС Взята точка М так, что ВС:МС=1:1. В каком отношение прямая АМ делит медиану ВЕ треугольника АВС, считая от вершины В ?(Ответ:1:2)
     Карточка№2. Найдите третью сторону остроугольного треугольника, если две его стороны равны а и в и известно, что медианы этих сторон пересекаются под прямым углом.(Ответ: корень квадратный из (а2+в2):2)
    Карточка№3.Две стороны треугольника равны соответственно 6 и 8. Медианы, проведённые к этим сторонам, пересекаются под прямым углом. Найти третью сторону треугольника. (Ответ: 2корень квадратный из 5).
    Проверка с обсуждением задач.
    Объяснение нового материала.
    Рассмотрим задачу, в которой требуется по сторонам треугольника найти его медиану.
    Задача.
    Даны стороны треугольника. Найти длину медианы, проведенной к наибольшей стороне.
    Дано: ∆ ABC,
    BC=a, AC=b, AB=c,
    сторона AC — наибольшая,
    BO- медиана.
    Найти: BO.
    Решение:
    
     
    1) На луче BO отложим отрезок OD, OD=BO.
     
    
     
    2) Проведем отрезки AD и CD.
    3) Рассмотрим четырехугольник ABCD.
    AO=CO (так как BO — медиана треугольника ABC по условию);
    BO=DO (по построению).
    Так как диагонали четырехугольника ABCD в точке пересечения делятся пополам, то ABCD — параллелограмм (по признаку).
    4) По свойству диагоналей параллелограмма, 
        
        
        
        
    так как BO=1/2 BD (по построению), 
        
    Если ввести обозначение 
        
    формула для нахождения медианы треугольника по его сторонам примет вид: 
        
    Запоминать эту формулу не обязательно. При решении конкретной задачи следует привести все рассуждения.
    Если медиана проведена не к наибольшей, а к наименьшей либо средней по величине стороне, решение задачи аналогично.
    Соответственно, формулы для нахождения длины медианы в этих случаях:
        
        
    Решение задач
    1. Решение задач А.Л.Семёнова, И.В. Ященко ЕГЭ 4000задач. Математика. №2431, 2469, 2601 (стр. 404)
    2.Вычислить медианы по сторонам 25см, 25см, 14см.
    
    Домашнее задание(раздаточный материал)
    1 задача. Найдите площадь треугольника АВС,еслиАВ=13см, АС=15 см и длина медианы АМ =7 см(ответ 54 см2).
    
    2 задача. Найти отношение суммы квадратов длин сторон треугольника к сумме квадратов длин его медиан.(ответ 4:3).
    
    3 задача. В треугольнике ABC медианы, проведенные к сторонам AC и BC, пересекаются под прямым углом. Известно, что AC = b, BC = a. Найдите длину стороны AB.
    Ответ: 
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Используемая литература
    1. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутусов и др. «Геометрия 10-11», Москва, «Просвещение», 2012 г.
    2. В.А. Яровенко – Методическое пособие для учителя «Поурочные разработки по геометрии к учебному комплекту Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева,  10 класс» - Москва, «ВАКО», 2011 г.
    3. Л.С. Сагателова. Геометрия. Решаем задачи по планиметрии. Практикум. Волгоград :Учитель,2009г.
    4. Б.Г.Зив, В.М Мейлер, А.Г.Баханский. Задачи по геометрии.7-11 классы. », Москва, «Просвещение», 2012 г.
    5. Л.С. Сагателова. Геометрия. Решаем задачи по планиметрии. Практикум. Волгоград :Учитель,2009г.
    
    
     

    Автор(ы): Ильина В. В.

    Скачать: Геометрия 10кл - Конспект.docx