Название предмета: геометрия Класс: 10 УМК (название учебника, автор, год издания) 1. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутусов и др. «Геометрия 10-11», Москва, «Просвещение», 2012 г. 2. В.А. Яровенко – Методическое пособие для учителя «Поурочные разработки по геометрии к учебному комплекту Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева, 10 класс» - Москва, «ВАКО», 2011 г. Уровень обучения (профильный) Тема урока: «Теоремы Чевы» Общее количество часов, отведенное на изучение темы:12 Место урока в системе уроков по теме:10 Цель урока: ознакомление с теоремами Чевы; исследование способов доказательства теорем; овладение приемами решений планиметрических задач с использованием теоремы Чевы; Задачи урока: обучающие: выявить теоретические положения для доказательства теорем; систематизировать теоретический материал доказательств: а) Теоремы Чевы, проверить эффективность и целесообразность применения теорем при решении задач; научиться применять теоремы Чевы в задачах разной сложности;сравнить задачи, решенные с использованием теоремы Чевы с задачами, решенными традиционным способом; развивающие: 1.развивать логическое мышление, память, пространственное воображение, познавательный интерес; 2.расширять представления учащихся об окружающем мире; 3.поддерживать интерес к изучаемому предмету; 4.содействовать развитию навыка самостоятельной работы учащихся посредством вовлечения их в исследовательскую деятельность воспитывающие: 1.активизировать интерес к изучаемому материалу, используя ИКТ. Планируемые результаты: а) изучить теоремы Чевы; Знать: признак пересечения прямых в одной точке. Уметь: применять признак пересечения прямых в одной точке. Техническое обеспечение урока: 1. Персональный компьютер, 2. Мультимедийный проектор 3. Презентация «Теорема Чевы» 4. Приложения (раздаточный материал) Содержание урока Тема: Теорема Чевы. Цели урока: 1. обобщить, расширить и систематизировать знания и умения учащихся; научить использовать знания при решении сложных задач; 2. способствовать развитию навыков самостоятельного применения знаний при решении задач; 3. развивать логическое мышление и математическую речь учащихся, умение анализировать, сравнивать и обобщать; 4. воспитывать у учащихся уверенность в себе, трудолюбие; умение работать в коллективе. Задачи урока: Образовательная: изучить теорему Чевы; применить её при решении задач. Развивающая: учить выдвигать гипотезу и умело доказательно отстаивать свое мнение; проверить умение обобщать и систематизировать свои знания. Воспитательная: повысить интерес к предмету и подготовить к решению более сложных задач. Ход урока I этап. Организационный момент (1 мин.) Выступление ученицы «Обладая литературой более обширной, чем алгебра и арифметика вместе взятые, и, по крайней мере, столь же обширной, как анализ, геометрия в большей степени, чем любой другой раздел математики, является богатейшей сокровищницей интереснейших, но полузабытых вещей, которыми спешащее поколение не имеет времени насладиться». Е. Т. Белл. Теоремы Менелая была доказана древнегреческим математиком и астрономом Менелаем Александрийским, жившим в I веке до нашей эры и теорема, опубликованная в 1678 году итальянским математиком и инженером Джованни Чевой. В честь этих учёных теоремы названы их именами. Эти теоремы просты, интересны и находят применение при решении как простых, так и весьма сложных задач. Несмотря на это Теоремы Менелая и Чевы не изучаются в школе на уроках геометрии и встречаются только в школьном учебнике геометрии под редакцией Атанасяна Л.С. в приложении. Доказательства, предложенные автором сложны. Задачи, помещённые в учебнике на применение обратной теоремы Менелая трудны, а задачи на применение прямой теоремы вовсе не рассматриваются. Данная тема является дополнением и углублением изученных в курсе геометрии свойств. Применение опыта решения планиметрических задач с использованием теоремы Чевы и Менелая помогает повысить уровень пространственного воображения и уровень логической культуры. Изучение данной темы поможет более глубоко подготовиться к вступительным экзаменам и олимпиадам. Хорошо известно, что выводы школьной геометрии находят широкое применение при решении самых разнообразных практических задач. Знание геометрии необходимо всем кому приходиться исследовать свойства различных фигур и тел. Геометрия изучает наш реальный мир. Учитель II этап. Лекция Чева Джованни (1648-1734 гг.) – итальянский инженер – гидравлик и геометр. Теорема, носящая его имя, опубликована в 1678 году. Теорема Чевы Теорема. Пусть на сторонах BC; CA; AB треугольника ABC или их продолжениях взяты соответственно точки A1; B1; C1. Прямые AA1; BB1; CC1 пересекаются в одной точке или параллельны тогда и только тогда, когда Доказательство. Пусть прямые AA1; BB1; CC1 пересекаются в точке O, лежащей внутри треугольника (рисунок а) или вне ABC (рисунок б). Применим теорему Менелая к BCC1 и секущей AA1, получим: Для треугольника ACC1 и секущей BB1 получим: Перемножим почленно эти равенства Что и требовалось доказать. Замечание. Если AA1, BB1, CC1 параллельны, то доказательство проводится с использованием теоремы об отрезках, отсекаемых на сторонах угла параллельными прямыми. Для решения задач чаще применяется обратная теорема. Обратная теорема Чевы. Пусть на сторонах BC; CA; AB треугольника ABC или их продолжениях взяты соответственно точки A1; B1; C1. Если выполняются равенство , то прямые AA1; BB1; CC1 пересекаются в одной точке или параллельны. Доказательство. Пусть AA1BB1=O. Проведём прямую CO, С2=COAB. По теореме Чевы . Учитывая условие имеем: , откуда =k, =k. Вычтем второе равенство из первого. По свойству векторов получим =k= = - k. Т.к. k -1 (иначе бы, но точки A и B не совпадают), следовательно, , т.е. точки C1,C2 совпадают. Но это и означает, что прямые AA1; BB1; CC1 пересекаются в одной точке. Аналогично доказывается, что если AA1||BB1, то и CC1||BB1. III этап. Решение задач. (22 мин.) Рассмотрим задачи на применение теоремы Чевы. Задача №1 Доказательство Пусть AA1, BB1, CC1 – медианы треугольника ABC. Проверим равенство: , 1*1*1=1 (верно). Утверждение доказано согласно теореме Чевы. Задача №2 Доказательство Пусть BE, CM, AK – биссектрисы ABC. Воспользуемся свойством: биссектриса треугольника делит противоположную сторону на части, пропорциональные прилежащим к ней сторонам. Значит, . Найдём произведение , по теореме Чевы прямые BE, CM, AK пересекаются в одной точке. Задача №3 Решение Прямые AA1, BB1 и CM пересекаются в одной точке P. По теореме Чевы: , , поэтому => CB1A1 подобен CAB (; C – общий) Значит, CB1A1 = CAB – соответственные при прямых B1A1 и AB и секущей AC, поэтому A1B1 || AB. Что и требовалось доказать. V этап. Итог урока Замечательным свойством теорем является то, что они могут служить отправной точкой при повторении основных свойств треугольника в 10 классе. В частности, с их помощью легко доказываются следующие утверждения: Медианы треугольника пересекаются в одной точке. Высоты треугольника пересекаются в одной точке. Биссектрисы внутренних углов треугольника пересекаются в одной точке VI этап. Домашнее задание 1. В треугольнике АВС, площадь которого равна 6, на стороне AB взята точка К, делящая эту сторону в отношении АК:BK = 2:3, а на стороне АС – точка L, делящая АС в отношении AL:LC = 5:3. Точка Q пересечения прямых СК и BL удалена от прямой AB на расстоянии . Найдите длину стороны АВ. (Ответ: 4.) 2. На стороне АС в треугольнике АВС взята точка К. АК = 1, КС = 3. На стороне АВ взята точка L. AL:LВ = 2:3, Q – точка пересечения прямых ВК и СL. Найдите длину высоты треугольника АВС, опущенной из вершины В. (Ответ: 1,5.) Замечание: Записывая отношение отрезков, следует двигаться по контуру треугольника от вершины до точки пересечения с прямой и от точки пересечения до следующей вершины. Список литературы 1. Энциклопедия для детей. Том 11. Математика. М.: Аванта +, 2002. 2. Прасолов В. В. Задачи по планиметрии: Ч.1. М.: Наука, Физматлит, 1995. 3. Сканави М. И. Сборник задач по математике для поступающих во Втузы. М.: Высшая Школа, 1995. 4. Г. С. М. Коксетер, С. Л. Грейтцер. Новые встречи с геометрией. М.: Наука, 1991. 5. Математика. Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября», 2004 №13,14. 6. Б.Орач «Теорема Менелая». Квант № 3, 1991. 7. Шарыгин И.Ф. Геометрия. Задачник.9—11 классы. — М.: Дрофа, 1996. 8. К. А. Иванов «О пропорциональных отрезках в треугольнике» , журнал « Математика в школе» №8-2004. 9. Е. Качалкина « Применение теорем Чевы и Менелая», журнал «Математика в школе» №13,14 -2004. 10. Г.И.Глейзер. История математики в школе – 1983, - 316с.
Автор(ы): Ильина В. В.
Скачать: Геометрия 10кл - Конспект.docx