Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Урок 58. Открытие протона и нейтрона (Федосова О.А.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета - физика
    Класс  - 9
    УМК (название учебника, автор, год издания) -  Физика. 9 кл.: учебник/ А.В. Перышкин, Е.М. Гутник.  - М.: Дрофа, 2014.
    Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный) - базовый
    Тема урока  -   Открытие протона и нейтрона.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы - 1
    Место урока в системе уроков по теме  - 58/5
    Цель урока – создать условия для осознания и осмысления сущности правила Ленца.
    Задачи урока – 
    Познакомить с гипотезой Резерфорда; познакомить с опытами Чедвика; ввести понятия протона и нейтрона; расширить представления учащихся о физической картине мира на примере открытия протона и нейтрона;
    Развивать устную речь обучающихся через организацию диалогического общения на уроке, формировать умение выражать свои мысли в грамматически правильной форме.
    Формировать положительную мотивацию к учебе и повышение интереса к знаниям. 
    Планируемые результаты -  
    Применять законы массового и зарядового числа.
    Техническое обеспечение урока - компьютер, мультимедийный проектор.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы) – презентация к уроку с диска «Физика 9 класс» от VIDEOUROKI.NET https://videouroki.net/look/diski/fizika9/index.html
    
    Содержание урока
    1. Организационный этап
    Взаимное приветствие учителя и обучающихся; проверка отсутствующих по журналу.
    2. Актуализация субъектного опыта обучающихся
    Фронтальная беседа:
    - Каково назначение камеры Вильсона?
    - Каков принцип действия камеры Вильсона? ( состояние вещества – пересыщенный пар- неустойчивое состояние, влетает частица, ионизирует атомы пара, ионы – центры конденсации, капельки жидкости образуют тонкий след (трек)
    - Как изменяется трек частицы, если камеру помещают в магнитное поле? Какую информацию о частице мы можем получить? ( трек искривляется, по направлению изгиба определяют знак заряда, по радиусу кривизны определяют массу, энергию, заряд).
    
    3. Изучение новых знаний и способов деятельности (работа со слайдами презентации)
    Тема сегодняшнего занятия – «Открытие протона. Открытие нейтрона». На нём мы узнаем, как произошло одно из великих открытий ХХ века. Эти две важнейшие частицы, из которых состоят все ядра, протон и нейтрон были открыты соответственно Резерфордом в 1919 г. и Чедвиком в 1932 г. Они опытным путем смогли установить и доказать, что эти две частицы входят в состав любого ядра.
    В 1913 г. Э. Резерфорд выдвинул гипотезу, что одной из частиц , входящих в ядро атома любого химического элемента должно быть ядро атома водорода, т.к. было известно, что массы атомов химических элементов превышают массу атома водорода в целое число раз.
    Резерфорд поставил опыт по исследованию взаимодействия альфа-частиц с ядрами атома азота. В результате взаимодействия из ядра атома азота вылетала частица, которую Резерфорд назвал  протоном   и  предположил, что это ядро атома водорода.
    При бомбардировке бериллия  α-частицами обнаруживалось какое-то сильно проникающее излучение, способное преодолеть такую преграду, как свинцовая пластина в 10-20 см толщиной.
     Ирен Жолио-Кюри и Фредерик Жолио-Кюри предложили, что излучение бериллия выбивает из парафиновой пластины протоны. Они с помощью камеры Вильсона обнаружили эти протоны и по длине пробега оценили их энергию
     Условное обозначение  протона :
    
    - масса  протона  равна 1а.е.м.  и  в 1836 раз больше массы электрона
    - заряд  протона  является положительным  и  равен 1э.э.з. , т.е. равен по модулю заряду электрона.
      В результате исследования взаимодействия  альфа частиц с ядрами других элементов выяснилось, что протоны входят в состав ядер атомов  всех химических элементов.
    Открытие протона не давало полного ответа на вопрос о том, из каких частиц состоят ядра атомов. Если считать, что атомные ядра состоят только из протонов, то возникает противоречие. 
    ОТКРЫТИЕ   НЕЙТРОНА 
    В 1920 г. Резерфорд высказал предположение, что должна существовать частица массой, равной массе  протона , но не имеющая электрического заряда. Однако, обнаружить такую частицу Резерфорду не удалось.
    
    Английский ученый Дж. Чедвик выдвинул гипотезу о существовании нейтральных частиц, близких по размерам  и  массе к  протонам . Эти частицы он назвал  нейтронами . При прохождении через вещество  нейтроны  не теряют энергию на ионизацию атомов вещества, поэтому имеют огромную проникающую способность. Масса  нейтрона  чуть больше массы  протона  (примерно на 2,5 массы электрона).
    Условное обозначение  нейтрона :
    
    Свойства  нейтрона :
    
    В среднем за 15 минут свободный  нейтрон  распадается на  протон , электрон  и  электронное антинейтрино - частицу, не имеющую ни заряда, ни массы.  Нейтроны  могут быть использованы как "снаряды" в реакциях превращения одних ядер в другие.
    
    4. Закрепление материала
    1. расскажите об опыте проведенном Резерфордом в 1919 году?
    2. Как называется и каким символом обозначается ядро атома водорода?
    3. Кто и когда первым доказал, что бериллиевое излучение представляет собой поток нейтронов?
    4. Как обозначается нейтрон, какова его масса по сравнению с протоном?
    
    
    
    5.Обобщение и систематизация
    Таким образом мы сегодня узнали, что ядро атом любого химического элемента состоит из протонов и нейтронов.
     Протон заряжен –положительно и его заряд численно равен заряду электрона.
    Нейтрон частица нейтральная, т.е. не имеющая заряда.
    
    6. Домашнее задание §55, упражнение 47, составить «Синквейн» по понятиям «протон», «нейтрон» или «атом». 
    
     

    Автор(ы):

    Скачать: Физика 9кл - Конспект.docx

Презентация к уроку