Название предмета - физика Класс - 9 УМК (название учебника, автор, год издания) - Физика. 9 кл.: учебник/ А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. - М.: Дрофа, 2014. Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный) - базовый Тема урока - Лабораторная работа №9 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям». Общее количество часов, отведенное на изучение темы - 1 Место урока в системе уроков по теме - 67/14 Цель урока – объяснить характер движения заряженных частиц. Задачи урока – Изучить треки заряженных частиц по готовым фотографиям; закрепить изученный материал в ходе решения задач. Развивать устную речь обучающихся через организацию диалогического общения на уроке, формировать умение выражать свои мысли в грамматически правильной форме. Формировать положительную мотивацию к учебе и повышение интереса к знаниям. Планируемые результаты - Объяснять характер движения заряженных частиц. Техническое обеспечение урока - компьютер, мультимедийный проектор, периодическая таблица химических элементов Д. И. Менделеева, фотографии треков заряженных частиц, полученных в камере Вильсона, пузырьковой камере и фотоэмульсии. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы) – презентация к уроку с диска «Физика 9 класс» от VIDEOUROKI.NET https://videouroki.net/look/diski/fizika9/index.html Содержание урока 1. Организационный этап Взаимное приветствие учителя и обучающихся; проверка отсутствующих по журналу. 2. Актуализация субъектного опыта обучающихся Беседа по вопросам. - Назовите устройства, с помощью которых можно регистрировать различные частицы? - Расскажите об устройстве и принципе действия камеры Вильсона; пузырьковой камеры. - Какие данные можно получить о частице в камере Вильсона? - Каким символом обозначается α – частица, протон, нейтрон, электрон? - Что называется массовым числом и какой буквой обозначается? Что можно сказать о зарядовом числе? - Какой формулой связаны между собой массовое число, зарядовое число и число нейтронов в ядре? - Назовите формулу для расчёта дефекта масс? Энергии связи? Б). Решение задач. Определите неизвестные продукты реакций: Под действием каких частиц осуществлены следующие реакции: 5. Чему равно массовое число ядра атома марганца 2555Mn? 11. Определите продукт Х ядерной реакции: 1327Al + 01 n → 1124 Na + X 13. Рассчитайте ∆ m (дефект масс) ядра 73Li (в а.е.м.), если mp = 1,00728; mn = 1,00866; mLi = 7,01601. 19. Выделяется или поглощается энергия при ядерной реакции 36Li + 11H → 24He + 23He? Массы ядер и частиц (в а.е.м.) соответственно равны: m36Li=6,01513, m11H =1,00728, m24He =4,00260, m23He =3,01602. 3. Изучение новых знаний и способов деятельности (работа со слайдами презентации) Выполнение лабораторной работы №9 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» При выполнении данной лабораторной работы следует помнить, что: а) длина трека тем больше, чем больше энергия частицы и чем меньше плотность среды; б) толщина трека тем больше, чем больше заряд частицы и чем меньше её скорость; в) при движении заряженной частицы в магнитном поле трек её получается искривлённым, причём радиус кривизны трека тем больше, чем больше масса и скорость частицы и чем меньше её заряд и модуль индукции магнитного поля; г) частица двигалась от конца трека с большим радиусом кривизны к концу с меньшим радиусом кривизны (радиус кривизны по мере движения уменьшается, так как из-за сопротивления среды уменьшается скорость частицы). Задание 1 На двух из трёх представленных вам фотографий (рис. 202) изображены треки частиц, движущихся в магнитном поле. Укажите на каких. Ответ обоснуйте. Задание 2 Рассмотрите фотографию треков α-частиц, двигавшихся в камере Вильсона (рис. 202, а), и ответьте на вопросы. а) В каком направлении двигались α-частицы? б) Длина треков α-частиц примерно одинакова. О чём это говорит? в) Как менялась толщина трека по мере движения частиц? Что из этого следует? Задание 3 На рисунке 202, (б) дана фотография треков а-частиц в камере Вильсона, находившейся в магнитном поле. Определите по этой фотографии: а) почему менялись радиус кривизны и толщина треков по мере движения α-частиц; б) в какую сторону двигались частицы. Задание 4 На рисунке 202, в дана фотография трека электрона в пузырьковой камере, находившейся в магнитном поле. Определите по этой фотографии: а) почему трек имеет форму спирали; б) в каком направлении двигался электрон; в) что могло послужить причиной того, что трек электрона на рисунке 202, в гораздо длиннее треков α-частиц на рисунке 202, б. 4. Закрепление материала Решение задач по теме «Строение атома и атомного ядра» по слайдам презентации 5. Домашнее задание Решение задач. 1.При бомбардировке изотопа 510B нейтронами из образовавшегося ядра выбрасывается альфа-частица. Пользуясь законами сохранения массового числа и заряда,а также Периодической системой химических элементов, запишите происходящую при этом ядерную реакцию. 2. Определите второй продукт Х ядерной реакции: 1327Al + 24He → 1530P + X 3. Рассчитайте дефект масс ∆m (в а.е.м.) ядра атома 23He, если массы частиц и ядра, выраженные в а.е.м., соответственно равны: mn=1,00866; mp= 1,00728; mЯ= 3,01602. 4. Выделяется или поглощается энергия в следующей ядерной реакции? 714N + 24He → 817O + 11H. Массы ядер и частиц соответственно равны ( в а.е.м.): 714N - 14,00307; 24He - 4,00260; 817O - 16,99913; 11H - 1,00728. 5. Пользуясь законом сохранения массового числа и заряда, а также Периодической системой химических элементов, напишите ядерную реакцию, происходящую при бомбардировке 511B α-частицами и сопровождаемую выбиванием нейтронов.
Автор(ы):
Скачать: Физика 9кл - Конспект.docxАвтор(ы):
Скачать: Физика 9кл - лр.pptxАвтор(ы):
Скачать: Физика 9кл - 67. Решение задач по теме Строение атома и атомного ядра.pptx