Название предмета - физика Класс - 9 УМК (название учебника, автор, год издания) - Физика. 9 кл.: учебник/ А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. - М.: Дрофа, 2014. Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный) - базовый Тема урока - Лабораторная работа №6 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром». Общее количество часов, отведенное на изучение темы - 1 Место урока в системе уроков по теме - 57/4 Цель урока – измерить мощность дозы радиоактивного фона бытовым дозиметром. Задачи урока – Изучить устройство и принцип действия дозиметра, познакомиться с типами дозиметров, правилами выполнения дозиметрических измерений и единицами измерений радиоактивности. Развивать устную речь обучающихся через организацию диалогического общения на уроке, формировать умение выражать свои мысли в грамматически правильной форме. Формировать положительную мотивацию к учебе и повышение интереса к знаниям. Планируемые результаты - научиться измерять величину естественного радиационного фона с помощью дозиметра. Техническое обеспечение урока - компьютер, мультимедийный проектор, дозиметр. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы) – презентация к уроку с диска «Физика 9 класс» от VIDEOUROKI.NET https://videouroki.net/look/diski/fizika9/index.html Содержание урока 1. Организационный этап Взаимное приветствие учителя и обучающихся; проверка отсутствующих по журналу. 2. Изучение новых знаний и способов деятельности (работа со слайдами презентации) Проведение лабораторной работы «Измерение естественного радиационного фона дозиметром» (выполняется коллективно под руководством учителя) Цель работы Измерить мощность дозы радиоактивного фона бытовым дозиметром. Оборудование Дозиметр «Сосна» (рис. 200). Толкование используемых терминов Фон радиоактивный — естественный радиационный фон, создаваемый ионизирующим излучением, источником которого являются космические лучи и так называемые естественные радионуклиды (т. е. существующие в природе ядра радиоактивных элементов). Ионизирующее излучение — различные виды частиц и физических полей, способных ионизировать вещество. Космические лучи представляют собой поток частиц высоких энергий, приходящих на Землю из космоса (солнечная радиация). Естественные радионуклиды повсеместно присутствуют в окружающей среде, а также в животных и растительных организмах. Фоновому облучению подвергаются все живые организмы Земли, в том числе человек. В зависимости от высоты над уровнем моря и содержания радионуклидов в окружающей среде радиационный фон колеблется в значительных пределах. Для его измерения используют счётчики Гейгера—Мюллера (см. § 54 учебника). В бытовых дозиметрах используется счётчик жёсткого (т. е. высокоэнергетического) β- и γ-излучения, способный регистрировать мощность дозы в диапазоне 0,004— 40 мкР/с (микрорентген в секунду). Бытовые дозиметры предназначены для оперативного индивидуального контроля населением радиационной обстановки и позволяют приблизительно оценивать мощность эквивалентной дозы излучения. Большинство современных дозиметров измеряет мощность дозы излучения в микрозивертах в час (мкЗв/ч), однако до сих пор широко используется и другая единица – микрорентген в час (мкР/ч). Соотношение между ними такое: 1 мкЗв/ч = 100 мкР/ч. Указания к работе 1. Внимательно изучите инструкцию по работе с дозиметром и определите: a. каков порядок подготовки его к работе; b. какие виды ионизирующих излучений он измеряет; c. в каких единицах регистрирует прибор мощность дозы излучения; d. какова длительность цикла измерения; e. каковы границы абсолютной погрешности измерения; f. каков порядок контроля и замены внутреннего источника питания; g. каково расположение и назначение органов управления работой прибора. 2. Произвести внешний осмотр прибора и его пробное включение. 3. Убедитесь, что дозиметр находится в рабочем состоянии. 4. Положите дозиметр на стол и включите его. 5.. Запустите отсчёт импульсов нажатием кнопки «Пуск». 6.. Через 40 с подсчёт импульсов будет прекращён (перестанут мерцать точки), на экране высветится значение мощности дозы фонового излучения (в мкР/ч). 7.Измерьте 8 – 10 раз уровень радиационного фона, записывая каждый раз показание дозиметра. 8. Вычислите среднее значение радиационного фона. 9. Вычислите, какую дозу ионизирующих излучений получит человек в течение года, если среднее значение радиационного фона на протяжении года изменяться не будет. Сопоставьте ее со значением, безопасным для здоровья человека. 10. Сравните полученное среднее значение фона с естественным радиационным фоном, принятым за норму, - 0,15 мкЗв/ч. 3. Домашнее задание §54
Автор(ы):
Скачать: Физика 9кл - лр.docxАвтор(ы):
Скачать: Физика 9кл - Презентация к уроку.pptx