Название предмета: Физика Класс: 9 УМК (название учебника, автор, год издания): Дрофа. Москва. А.В. Перышкин, Е.М. Гутник 2011г. Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный): базовый Тема урока: Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Модель атомов. Опыт Резерфорда. Цель урока: познакомить учащихся с историей открытия радиоактивности; изучить опыт Резерфорда по рассеиванию а-частиц; ввести основные характеристики атома; Задачи урока: - дать представление о радиоактивности, альфа-, бета-, гамма излучений, атом. - развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе приобретения физических знаний с использованием компьютерных источников информации; продолжать развивать умения сравнивать, обобщать, делать выводы. - воспитывать познавательный интерес к предмету; содействовать воспитанию у учащихся убежденности в позитивной роли физики в жизни современного общества, необходимости физически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде. Планируемые результаты: Личностные: Познакомить учащихся с историей открытия радиоактивности. Научить применять знания для объяснения физических процессов и решения задач. Дать возможность детям ощутить радость познания, открытия. Метапредметные: Развивать память, внимание, мышление.. Создать содержательные и организационные условия для развития критического мышления, продолжить формирование навыков самостоятельного поиска необходимого материала. Предметные: Воспитание понимания причинно-следственных связей в окружающем мире и познаваемости окружающего мира; Техническое обеспечение урока: учебник Физика 9 класс 2011г. сборник задач по физики. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы): dlrstore/669bee8a-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_2.swf; /dlrstore/669bee8c-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_4.swf; http://gigabaza.ru/; Содержание урока 1. Организационный момент 2. Проверка домашнего задания 3. Актуализация знаний 4. Изучение нового материала 5. Закрепление изученного материала 6. Домашнее задание Ход урока. 1. Организационный момент 2. Проверка домашнего задания 3. Актуализация ранее изученного - Вспомним из 7 класса из чего состоят, все вещества? - Что они (частицы) собой представляют? - Обратимся к исторической справке Около 2500 лет назад древнегреческие ученые-философы Левкипп и Демокрит предположили о том, что все окружающие нас тела состоят из мельчайших частиц, невидимых человеческому глазу. Они называли эти частицы атомы, что означало «неделимые». Тем самым подчеркивая, что атом есть мельчайшая из частиц, которую невозможно поделить, и она не имеет составных частей. Но к середине 19 века, теория о неделимости атомов стала противоречить некоторым экспериментальным фактам. Стала зарождаться мысль о том, что атомы не являются мельчайшими частицами, а имеют сложную структуру, и возможно, в их состав входят другие электрически заряженные частицы. 4. Изучение нового материала Открытие явления: В 1896 году, физиком из Франции, Анри Беккерелем было открыто явление радиоактивности атомов урана.В то время, многие ученые стали исследовать радиоактивное излучение. Выяснилось, что помимо урана, некоторые другие химические элементы тоже самопроизвольно испускают радиоактивные лучи.Свойство атомов некоторых химических элементов самопроизвольно испускают, радиоактивные лучи назвали радиоактивностью. Обнаружение альфа-, бета- и гамма-частиц : Позже, в 1899 году, английским физиком Резерфордом, было обнаружено, чторадиоактивное излучение радия имеет сложный состав, то есть оно неоднородно. Для того чтобы это установить проводился следующий опыт 1. радиоактивные лучи, представляют собой потоки заряженных частиц 2. частицы имеют различные заряды 3. каждые из этих частиц получили свое название альфа-частицы, бета-частицы, гамма-частицы. Заполни таблицу«Характеристика частиц» Ученик : (заполняет таблицу) Характеристика частиц Название частицы Обозначение и знак проникающая способность альфа-частицы «+» пложительна заряженная частица Полностью ионизированный атом гелия, т.е. атом гелия, потерявший оба электрона альфа-излучение по его характеристикам практически не опасно, если не вдохнуть его частички или не съесть с пищей. Наименьшая проникающая способности. Слой бумаги толщиной около 0,1 мм для них уже не прозрачен бета-частицы «-«отрицательно заряженнаячастица Представляет собой электрон. Бета-излучение может причинить ожоги кожи в результате облучения. Алюминиевая пластина полностью их задерживает только при толщине в несколько миллиметров гамма-частицы. нейтральная Один из видов электромагнитного излучения Самые опасные свойства у гамма-излучения. Оно проникает глубоко внутрь тела, и вывести его оттуда очень сложно, а воздействие очень разрушительно. Самая большая проникающая способность и слой свинца толщиной в 1 см не является для них преградой - Самопроизвольное испускание веществом радиоактивного излучения, послужило основанием для предположения о том, что атомы веществ имеют сложный состав и не являются неделимыми. - Предлагаю провести мини-исследование: пройди по ссылке /dlrstore/669bee8a-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_2.swf (опыт Резерфорда строение атома) - Изучите и сравните модели атомов Томсона и Резерфорда. - Какая модель атома была принята и почему? - Найди общее и отличительное в предложенных моделях? Модель атома Томсона Открыв в 1897 году электрон, Томсон предположил, что атом представляет собой: 1. систему шарообразной формы 2. положительный заряд атома равномерно распределен по всему объему шара, а отрицательно заряженные электроны находятся внутри него 3. электроны, распределены по всему атому, которые можно вырвать из атома, тогда атом становится ионом 4. в целом атом нейтральная частица. - Но необходимо было доказать действительно ли заряд распределен по всему объему? Резерфорд в 1911г. проделал опыт и пришел к выводу, что сильное отклонение a-частиц возможно только, если внутри атома имеется сильное электрическое поле, которое сконцентрировано в очень малом объеме, который он назвал ядром атома. Опираясь на эти факты Резерфорд, предложил планетарную модель атома. - Вывод из опыта запишите в тетрадь. В связи с этим возник вопрос, имеет ли составные части ядро? Обратимся к ссылке: /dlrstore/669bee8c-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_4.swf - Таким, образом, была предложена протонно-нейтронная модель атома. (зарисовать в тетрадь) 5. Закрепление изученного материала 1. Зарисуйте модель в тетрадь. 2. Определите сколько электронов, протонов и нейтронов содержится в каждом из химических элементов: гелий, бор, водород. 6. Домашнее задание: 1.§65, 66 письменно на вопрос 3
Автор(ы):
Скачать: Физика 9кл - Конспект.docx