Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

65. Излучение и прием электромагнитных волн радио- и СВЧ-диапазона (Старостина И.В)

Текст урока

  • Конспект

     
    Название предмета
    Физика
    Класс
    11
    УМК 
    Физика. 11 класс. В.А.Касьянов (базовый уровень), 2014 год
    Уровень обучения 
    базовый
    Тема урока
    Излучение и прием электромагнитных волн, радио и СВЧ – диапазона. Волновые свойства света.
    Общее количество часов, отведённое на изучение темы
    1
    Место урока в системе уроков по теме
    4 урок по теме «Повторение 11 класс», 6 часов 
    Цель урока
    повторение физических понятий по данной теме; формирование умений объяснять решение физических задач.
    Задачи урока
    Обучающие:
    показать практическое применение ЭМВ, рассмотреть влияние на здоровье человека.
    
    Развивающие:
    продолжить развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе самостоятельного приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации, в том числе средств современных информационных технологий, выбирать главное, систематизировать материал, сравнивать свойства ЭМВ.
    
    Воспитательные:
    воспитания навыков сотрудничества в процессе совместной работы, продолжить формирование представлений о единстве и взаимосвязи явлений природы, раскрыть роль русских и советских учёных в изучении и применении ЭМВ.
    Планируемые результаты
    Предметные: 
    повторить волны, их свойства и характеристики, распространение и применение, влияние на организм человека и другие организмы, загрязнение окружающей среды.
    Метапредметные:
    с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, рационально планировать свою работу в группе, добывать недостающую информацию с помощью различных источников.
    Личностные:
    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе
    использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи. 
    Техническое обеспечение урока
    мультимедиа проектор; экран; компьютер с выходом в Интернет, компьютерная презентация, раздаточный материал.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока
    1. 1.Сборник задач по физике. 10-11 классы. Базовый и профильный уровень. Н.А. Парфентьева. М. «Просвещение» 2007
    2. 2.Физика «Методы решения физических задач» Мастерская учителя/ Н. И. Зорин.  М. ВАКО. 2007.-334с 
    3. 3.Контрольные и проверочные работы по физике. 7-11 класс.  М. Дрофа.
    
    Содержание урока
    1. Организационный этап. 
    Урок  хочу начать  с отрывка из стихотворения В. Шефнера  «Техника»:
    Я ещё не устал удивляться
    Чудесам, что есть на земле, -
    Телевизору, голосу рации,
    Вентилятору на столе.
    Ток по проволоке струится,
    Спутник мчится по небесам.
    Человеку стоит дивиться
    Человеческим чудесам.
    А как вы понимаете смысл этих строк?
    А разве каждый наш урок не является тоже открытием? И к каждому маленькому открытию вы приходите через получение новых знаний, через поиск истины, через исследования.
    2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний обучающихся. Актуализация знаний.
    Разгадывание кроссворда.
    3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
    Девизом сегодняшнего урока я выбрала слова И.В.Курчатова:
     «Хороша физика, но жизнь коротка!», 
    который как нельзя полно показывает цель урока, не только хорошо разбираться в физических вопросах, но и знать, как это влияет на здоровье человека.
    - Что это за музыкальный инструмент? (гитара)
    - Когда начинает звучать струна?
    - Как в струне нет звука, так и внутри атома нет света.
    - Сформулируйте тему урока.
    - Что необходимо повторить?
    - Как будем достигать поставленных целей?
    Сегодня я  вам предлагаю  провести урок в виде экскурсии по  ЭМВ. 
    Вселенная – океан ЭМ излучений. Мы живем в этом океане, не замечая пронизывающих окружающее пространство волн. Греясь у камина или зажигая свечу, человек заставляет работать источник этих волн, не задумываясь об их свойствах. Но знание – сила: открыв природу ЭМ излучений, человечество в течение XX столетия освоило и поставило себе на службу самые различные его виды.
    4.  Обобщение и систематизация знаний. Подготовка обучающихся к обобщенной деятельности. Воспроизведение на новом уровне.
    Обучающиеся отвечают по плану:
    1. Название диапазона
    2. Частота
    3. Длина волны
    4. Кем был открыт
    5. Источник
    6. Применение
    7. Действие на человека
    
    Во время  сообщений  обучающиеся заполняют таблицу 
    «Шкала электромагнитных излучений»
    Вид излучения
    Диапазон длин (частот) волн
    Источник
     (примеры)
    Свойства
    Применение
    Радиоволны
    
    
    
    
    Инфракрасное  (тепловое)
    
    
    
    
    Видимое
    
    
    
    
    Ультрафиолетовое
    
    
    
    
    Рентгеновское
    
    
    
    
    γ-излучение
    
    
    
    
    
    5. Самостоятельная работа:
    Задания  расположены в порядке возрастания сложности:
    1. Для какого вида излучения свойственно явление дисперсии?
    а) инфракрасное;       
    б) видимое;          
    в) рентгеновское.
    2. Какой вид излучения по-другому называют «тепловым»?
    а) инфракрасное;       
    б) γ-излучение;    
    в) видимое.
    3. Самая большая проникающая способность характерна для:
    а) рентгеновского излучения;     
    б) ультрафиолетового излучения;    
    в) γ-излучения.
    4. Высокотемпературная плазма является источником:
    а) γ-излучения;     
    б) ультрафиолетового излучения;    
    в) инфракрасного излучения.
    5. Что общего между радиоволнами, УФ-излучением, ИК-излучением, рентгеновским
    излучением и γ-излучением?
    а) применяются и в медицине, и в промышленности; 
    б) общий источник излучения - Солнце;    
    в) невидимы.
    Самопроверка, ответы на слайде.
    Критерии оценивания:
    Нет ошибок – «5»
    1  ошибка – «4»
    2 ошибки – «3»
    3 и более ошибок – «2». 
    Разбор заданий с большим числом  ошибок.
    6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
    §28 – 42, повторение.
    Создайте фотоальбом «Дифракционные и интерференционные картины» (по желанию);
    Сообщение  «Астрономические открытия, которые невозможно было бы сделать без развития волновой оптики».
    7.  Рефлексия (подведение итогов занятия). С каким цветом радуги ассоциируется данный урок?
    оранжевый– радостное, восторженное настроение. 
    Красный - возбуждённое состоянии;
    синий цвет – грустное настроение, пассивность, усталость, желание отдохнуть;
    зелёный цвет – активность, 
    жёлтый цвет – цвет  радости
    фиолетовый цвет – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию.
    8.Анализ активности обучающихся.
    
     

    Автор(ы): Старостина И. В.

    Скачать: Физика 11кл - Конспект.doc
  • Приложение 1

    Автор(ы): Старостина И. В.

    Скачать: Физика 11кл - Приложение 1.doc