Название предмета Физика Класс 11 УМК Физика. 11 класс. В.А.Касьянов (базовый уровень), 2014 год Уровень обучения базовый Тема урока Физика атомного ядра. Элементарные частицы. Общее количество часов, отведённое на изучение темы 1 Место урока в системе уроков по теме 6 урок по теме «Повторение 11 класс», 6 часов Цель урока проверить знания обучающихся по теме «Физика атома и атомного ядра. Элементарные частицы». Задачи урока Обучающие: обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Физика атома и атомного ядра. Элементарные частицы». Развивающие: умение применять полученные знания при решении задач. Воспитательные: формирование умения обучающихся к самостоятельному поиску решения задач, умения организовывать свою собственную деятельность. Планируемые результаты Предметные: уметь описывать и объяснять физические явления и свойства тел: радиоактивность, протонно – нейтронную модель ядра; приводить примеры практического использования физических знаний: законов ядерной физики в создании ядерной энергетики. Метапредметные: усваивать алгоритм деятельности, анализировать полученные результаты, оценивать полученный результат, применять и преобразовывать данные. Личностные: применять систему знаний для решения качественных и расчетных задач; приводить примеры, показывающие, что физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты. Техническое обеспечение урока мультимедиа проектор; экран; компьютер с выходом в Интернет, компьютерная презентация, раздаточный материал, видеоролик «Ядерные взрывы». Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока 1. 1.Сборник задач по физике. 10-11 классы. Базовый и профильный уровень. Н.А. Парфентьева. М. «Просвещение» 2007 2. 2.Физика «Методы решения физических задач» Мастерская учителя/ Н. И. Зорин. М. ВАКО. 2007.-334с 3. 3.Контрольные и проверочные работы по физике. 7-11 класс. М. Дрофа. Содержание урока 1. Организационный этап. Доброжелательный настрой учителя и обучающихся, быстрое включение класса в деловой ритм, организация внимания всех обучающихся, полная готовность класса. 2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний обучающихся. Актуализация знаний. 1. Какое физическое явление называют фотоэффектом? 2.Опишите принципиальную схему опыта Столетова. Что такое фототок и фотоэлектроны? 3. Сформулируйте три закона фотоэффекта и объясните вольтамперную характеристику при фотоэффекте. Как она будет выглядеть при большей интенсивности света? 4. Запишите и объясните уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Какую величину называют работой выхода? 3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. - Просмотр видеоролика «Ядерные взрывы» - Что лежит в основе увиденного? Сегодня у нас урок повторение по теме «Физика атомного ядра. Элементарные частицы». В листах самооценки за каждый верный ответ получаете по 1 баллу. Вы отвечаете на листе на вопросы, каждая серия состоит из 5 вопросов. Просматриваем верные ответы на слайде. В конце урока сдаете листы с ответами. 4. Обобщение и систематизация знаний. Подготовка обучающихся к обобщенной деятельности. Воспроизведение на новом уровне. 1. В чем заключалось открытие, сделанное А.Беккерелем в 1896 г.? 2. Как были названы частицы, входящие в состав радиоактивного излучения? 3. О чем свидетельствует явление радиоактивности? 4. Какая часть атома – ядро или электронная оболочка - претерпевают изменения при радиоактивном распаде? 5. Как называются верхнее и нижнее числа, стоящие перед буквенным обозначением элемента? 6. Охарактеризовать проникающую способность разных видов излучений. 7. Способы защиты от излучений. 8. Учет радиоактивного воздействия на экологическое состояние природных зон вблизи АЭС. Самостоятельная работа в оценочных листах: 1 блок вопросов: 1. Как переводится с греческого языка слово «атомос»? А. Частица; В. Неделимый; С. Делимый; Атом. (неделимый) 2.Что напоминала модель атома Томсона? А. Пирог с яблоками. В. Кекс с изюмом. С. Солнечную систему. Д. Чай с лимоном. (Кекс с изюмом) 3.Нейтральная частица, входящая в состав атомного ядра. А, Протон. В, Ион. С, Электрон. Д. Нейтрон. (нейтрон) 4.Какой прибор служит для искусственного ускорения заряженных частиц, то есть придания им больших энергий? А. Камера Вильсона В. Счетчик Гейгера. С. Синхрофазотрон Д. Когерер (синхрофазотрон). 5. Химический элемент, атом которого содержит один электрон. А. Кислород. В. Водород. С. Гелий. Д. Азот. (водород) 2 блок вопросов: 1. Заряженная частица, входящая в состав атомного ядра А. Нейтрон. В. Позитрон. С. Электрон. Д. Протон (Протон) 2. Название энергии связи, приходящейся на нуклон. А. Предельная. В. Удельная. С. Элементарная. Д. Нуклонная. (Удельная) 3. Массовое число это… А. Масса атома. В. Сумма протонов и нейтронов в ядре. С. Масса молекулы. Д. Масса протонов в ядре атома. (Сумма протонов и нейтронов) 4. Название атомов одного и того же элемента, отличающихся только массой. А. Изотопы. В. Изобары. С.Барионы. Д. Протоны. (Изотопы) 5. Порядковый номер химического элемента в таблице Менделеева равен… А. Заряду атомного ядра. В. Массе атома. С. Массе ядра. Д. Числу нейтронов в атоме. (заряду атомного ядра). 3 блок вопросов: 1. Химический элемент, впервые найденный на Солнце. А. Кислород. В. Водород. С. Гелий. Д. Аргон (Гелий) 2. Какое из перечисленных устройств является ускорителем заряженных частиц? А. Спектроскоп. В. Установка «Токамак». С. Циклотрон. Д. Рентгеновский аппарат. (Циклотрон) 3. Какие опыты с участием альфа-частиц проводил Э.Резерфорд? А. По их рассеянию. В. По их уничтожению. С. По их обнаружению. Д. По их взвешиванию. (По их рассеянию). 4. Фотоэффект обусловлен взаимодействием А. Протонов с электронами. В. Фотонов с электронами. С. Электронов с электронами. Д. Фотонов с фотонами. (фотонов с электронами). 5. Автор первой ядерно-планетарной модели атома. А. Н.Бор В. Дж. Томсон. С. Э.Резерфорд. Д. Э.Шредингер. (Резерфорд) 4 блок вопросов: 1. Фамилия ученого, открывшего электрон… А. Э.Резерфорд В. А. Эйнштейн. С. Дж. Томсон. Д. М.Фарадей. (Дж. Томсон) 2. Античастица отличается от «своей» элементарной частицы (частицы – прототипа)_... А. Массой. В. Спином С. Временем жизни. Д. Знаком заряда. (Знаком заряда) 3. Радиус атомного ядра меньше радиуса атома примерно в … А. 100 раз. В. 10 раз. С. 1000 раз. Д. 100 000 раз. (100000 раз). 4. Атом электрически нейтрален, потому, что А. Число протонов равно числу нейтронов, В. Заряд ядра равен суммарному заряду электронов. С. Заряд протона равен заряду электрона Д. Нейтроны не имеют электрического заряда. (заряд ядра равен суммарному заряду электронов). 5. Какая из элементарных частиц была открыта первой? А. Фотон. В. Электрон. С. Нейтрино. Д. Протон. (Электрон). 5 блок вопросов: 1. Какая часть начального количества атомов радиоактивного изотопа остается спустя 16 ч., если период полураспада изотопа 8 ч? 1 ) 1/2 2)1/4 3) 1/8 4) 1/16 (2). 2. Сколько α-распадов испытывает радиоактивное ядро 23692 U, превращаясь в конечном счете в стабильное ядро 21682 Pb? 1) 3; 2) 5; 3) 7; 4) 10. Ответ: 2. 3 Сколько происходит α- и β-распадов при радиоактивном распаде изотопа 23892 U, если он превращается в 19882 Pb? 1) 10 и 8; 2) 10 и 10; 3) 9 и 10; 4) 10 и 9. Ответ 2 4. Активность радиоактивного изотопа уменьшилась в 8 раз за 9 часов. Найдите период полураспада изотопа. 1) 27 ч.; 2) 18 ч.; 3) 12 ч.; 4) 3 ч. Ответ: 4. 5. Какая минимальная энергия необходима для расщепления ядра азота массой 14 на протоны и нейтроны? 6 блок: Решение задач 1. Вследствие цепочки радиоактивных распадов ряда тория он превращается в . Сколько при этом происходит α и β – распадов ? Ответ: 6 α – распадов и 4 β- распадa. 2. Вследствие цепочки радиоактивных распадов ряда актиния он превращается в . Сколько при этом происходит α и β – распадов? Ответ: 7 α – распадов и 7 β- распадов. 7 блок: «Элементарные частицы» 1. Что является главным фактором существования элементарных частиц? А. взаимное их проникновение Б. взаимное их превращение 2. Какая из элементарных частиц не выделена в свободную частицу? А. пион Б. кварки 3. Сколько живет нейтрон вне атома ядра? А. 12 мин Б. 15 мин 4. Какая из частиц не является стабильной? А. фотон Б. лептон 5. Существуют ли в природе неизменные частицы? А. да Б. нет Просматриваем верные ответы на слайде Самопроверка. Оценка: «5» – 32 – 30б.; «4» – 29 – 25б.; «3» – 24 – 20б.; «2» – от 19 и ниже. Обучающиеся сдают листы самооценки учителю. 5. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. §59 – 70, повторить. Написать статью о кварках (по желанию). Размышления на тему: «Будут ли открыты новые?». 6. Рефлексия (подведение итогов занятия) Лист самоанализа: На уроке я работал активно / пассивно Своей работой на уроке я доволен / не доволен Урок мне показался коротким / длинным За урок я не устал / устал Мое настроение стало лучше / стало хуже Материал урока мне был понятен / не понятен полезен / бесполезен Домашнее задание интересен / скучен легким / трудным интересно / не интересно 7.Анализ активности обучающихся.
Автор(ы): Старостина И. В.
Скачать: Физика 11кл - Конспект.docАвтор(ы): Старостина И. В.
Скачать: Физика 11кл - Ядерные взрывы.mp4