Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

22 Механические колебания и волны (Виноградов А.Н.)

Текст урока

  • Конспект

     
    
    
    
    
    Название предмета
    Физика
    Класс
    11
    УМК 
    Физика. 11 класс. В.А. Касьянов (базовый уровень), 2014 год
    Уровень обучения 
    базовый
    Тема урока
    Электромагнитные волны
    Общее количество часов, отведённое на изучение темы
    1
    Место урока в системе уроков по теме
    1 урок по теме «Излучение и прием электромагнитных волн радио- и СВЧ-диапазона», 5 часов
    Цель урока
    Изучить понятие электромагнитная волна, ее свойства и условие возникновения.
    Задачи урока
    Обучающие: умение делать логические заключения на основании данных физического эксперимента, применять теоретические знания для решения качественных и количественных задач. 
    
    Развивающие: развитие системного и целостного восприятия окружающего мира и физических явлений происходящих в нем.
    
    Воспитательные: формирование умения организовывать собственную учебную деятельность, добросовестное отношение к учебному процессу.
    Планируемые результаты
    Усвоение гипотезы Максвелла; знание опытов Герца и умение их грамотно интерпретировать; понимание физической природы электромагнитной волны. 
    Техническое обеспечение урока
    Доска, мультимедийный проектор, портреты ученых. 
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока
    Портреты английского физика Джеймса Клерка Максвелла и немецкого физика Генри­ха Герца
    1Умбетова Л. И., авторская разработка урока «Электромагнитные волны. 9 класс»
    
    Содержание урока
    1. Организационный этап. 
    Приветствие обучающихся. Проверка явки и готовности обучающихся к уроку.
    2. Проверка домашнего задания.
    Ребята, мы приступаем к изучению нового раздела «Электромагнитное излучение». Для успешного освоения новых знаний я просил вас к сегодняшнему уроку повторить раздел «Механические колебания и волны» за курс 10 класса. Предлагаю выполнить тест.
    Тест1: «Механические колебания и волны» (тест с взаимопроверкой)
    Вариант 1
    1. Какое из перечисленных ниже движений является колебанием?
    А. Движение качели. 
    Б. Движение мяча падающего на землю. 
    В. Движение спортсмена совершающего прыжок в длину.
    2. Математический маятник совершает за 2 минуты 60 полных колебаний. Частота колебаний математического маятника равна:
    А .30 Гц.  Б. 0,5 Гц.  В. 2 Гц. 
    3. Как изменится частота колебаний математического маятника, если длину уменьшить 4 раза
    А.Увеличится 4 раза
    Б.Уменьшится 2 раза. 
    В. Увеличится 2 раза.
    4. Циклическая частота колебаний математического маятника 2π. Период изменения потенциальной энергии равен
    А.  0,5 с.             Б.  6,28 с.                  В.  1 с.                     
    5. Расстояние между ближайшими гребнями волны в море 20 м. С какой скоростью распространяются волны, если период колебаний частиц в волне 100 с?
    А.     0,2 м/с            Б.   2000 м/с            В. 5 м/с
    Вариант 2
    1. Как изменится период колебаний маятника на пружине в вертолете, движущемся с ускорением, направленным вертикально вниз?
    А. Не изменится.
    Б. Увеличится. 
    В. Уменьшится.
    2. Как изменится период колебаний груза на пружине, если жесткость пружины увеличить 4 раза:
     А.Увеличится 4 раза
    Б.Уменьшится 2 раза. 
     В. Уменьшится 4 раза.
    3. Каков период колебаний груза на пружине, если жесткость пружины 40 Н/м, а масса груза 0,4 кг.
    А. 10 с.              Б. 6,28 с.            В. 0,628 с.                    
    4. В Исаакиевском соборе в Петербурге висел маятник с длиной подвеса 98 м. Он совершает за одну минуту сколько колебаний.
    А. 1 колебание
    Б. 3 колебаний.  
    В. 98 колебаний.
    5. Какова скорость распространения волны, если длина волны 2 м, а частота колебаний  200 Гц?
    А.      400 м/с                  Б.          100 м/с               В.       0,01 м/с
    Ответы: 
    Вариант 1
    1-А
    2-Б
    3-В
    4-А
    5-А
    Вариант 2
    1-А
    2-Б
    3-В
    4-А
    5-А
    3. Актуализация знаний. 
    Ребята, давайте вспомним некоторые основные определения (фронтальный опрос):
    Что называют колебанием (колебательным движением)?
    Какие бывают колебания?
    Что называют волной?
    Какие бывают волны?
    Какие характеристики имеет волна?
    4. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
    Мы с вами выяснили, что механическая волна это распространяющееся в пространстве от места возникновения колебание частиц вещества. Волны бывают разные, а что если частица вещества будет иметь электрический заряд? Нам известно, что ускорено двигающаяся заряженная частица, порождает в пространстве вокруг себя электромагнитное поле. Как вы думаете, какие волны будет порождать заряженная частица, совершающая колебательное движение? Все верно – электромагнитные волны, это и будет темой сегодняшнего урока.
    Огромную роль в жизни современного человека играют электромагнитные волны – с их помощью мы передаем информацию, общаемся, обмениваемся данными, изучаем окружающий мир и многое другое. Ранее изученные нами, механические волны имеют много общего с электромагнитными волнами, однако есть и существенные отличия. Сегодня на уроке нам предстоит разобраться с понятием электромагнитные волны, ответить на вопросы как получаются электромагнитные волны и какими свойствами они обладают.  
    5. Первичное усвоение новых знаний.
    Гипотеза Максвелла. На основе представлений Майкла Фарадея об электрических и магнитных полях английский физик Джеймс Клерк Максвелл соз­дал теорию электромагнетизма. По представлениям Фара­дея, любые изменения магнитного поля порождают вихре­вое электрическое поле. 
    Максвелл в 1864 г. предположил, что, и любое измене­ние электрического поля сопровождается возникновением вихревого магнитного поля. Силовые линии этого поля замкнуты, они расположены вокруг силовых линий пере­менного электрического поля точно так же, как вокруг проводников с электрическим током. 
    Согласно гипотезе Максвелла процесс взаимного по­рождения изменяющимся электрическим полем магнитно­го поля и изменяющимся магнитным полем электричес­кого поля может неограниченно распространяться, захва­тывая всё новые и новые области пространства.
    Распространяющиеся в пространстве переменные электрическое и магнитное поля, порождающие взаимно друг друга, называются электромагнитной волной.
    Скорость распространения электромагнитных волн.
    Максвелл на основе своей теории математически доказал, что в вакууме скорость с электромагнитной волны долж­на быть равна:
    с = 299 792 458 м/с ~ 300 000 км/с.
    Для подтверждения гипотезы Максвелла о существова­нии электромагнитного поля необходимо было экспери­ментальное открытие электромагнитных волн.
    Открытие электромагнитных волн. 
    Электромагнит­ные волны были открыты немецким физиком Генри­хом Герцем в 1887 г. В своих опытах Герц использо­вал открытый колебательный контур – два металлических стержня с шарами на концах, в ко­торых при электрическом разряде возникали электромагнитные колебания. Герц обнаружил, что при подаче высокого напряжения между шарами происходил электрический разряд и од­новременно, на некотором расстоянии от них, возникала искра между шарами другого колебательного контура. Это доказывало, что при электрических коле­баниях в контуре в пространстве возника­ет вихревое переменное электромагнитное поле. Это поле создаёт электрический ток в витке проволоки.
    Измерив частоту ν гармонических колебаний в конту­ре и длину λ электромагнитной волны, Герц определил скорость электромагнитной волны:
    v = λ·ν
    Значение скорости электромагнитной волны, получен­ной в эксперименте Герца, совпало со значением скорос­ти электромагнитной волны по гипотезе Максвелла. Так представления Фарадея о существовании электрических и магнитных полей как физической реальности получили экспериментальное подтверждение.
    Силовые линии электрического и магнитного полей в электромагнитной волне перпендикулярны друг другу и лежат в плоскости, перпендикулярной направлению рас­пространения волны.
    Свет — электромагнитная волна. Вычисленная на основании гипотезы Максвелла скорость электромагнитной волны совпала с наблюдаемой в опытах скоростью света. Это совпадение позволило предположить, что свет является одним из видов электромагнитных волн.
    5. Первичная проверка понимания.
    Ребята предлагаю вам составить опорную таблицу в своих тетрадях.
    (Опорная таблица составляется обучающимися в процессе изучения нового материала, на основе рассказа учителя и материала учебника).
    Электромагнитные волны.
    М. Фарадей ввел понятие поля:
    электрическое поле вокруг покоящегося заряда,
    магнитное поле вокруг движущихся зарядов (тока). 
    Электромагнитная индукция: при изменении магнитного поля возникает вихревое электрическое поле.
    В 1862 г. Д.К. Максвелл; гипотеза: при изменении электрического поля возникает вихревое магнитное поле. Идея о едином электромагнитном поле.
    Электромагнитная волна – распространяющееся в пространстве электромагнитное поле(колебания векторов ). 
    Главное условие возникновения электромагнитной волны — ускоренное движение электрических зарядов.
    
    Электромагнитная волна поперечна. Направление скорости электромагнитной волны совпадает с направлением движения правого винта при повороте ручки буравчика вектора  к вектору .
    
    Электромагнитные волны были открыты Г. Герцем (1887).
    Закрытый колебательный контур электромагнитных волн не из­лучает.
    
    Вибратор Герца – открытый колебательный контур. Электрическая искра в излучателе является источником электромагнитной волны. В приемнике волна порождает электромагнитные колебания – слабые искры.
    
    Герц обнаружил электромагнитные волны, измерил их скорость с = 3.108 м/с, которая совпала с рассчитанной Максвеллом. 
    
    6. Первичное закрепление.
    Применим ваши опорные таблицы для выполнения следующих заданий.
    Ответить на вопросы (индивидуальные ответы обучающихся):
    1. Какую гипотезу высказал Макс­велл при создании теории элект­ромагнетизма?
    2. Какой эксперимент послужил до­казательством правильности тео­рии близкодействия?
    3. Как Герц измерил скорость электромагнитной волны?
    4. Какой факт является доказатель­ством того, что свет — электро­магнитная волна?
    5. Что такое электромагнитная волна? Что в ней происходит, т.е. какова при­рода этого физического объекта?
    Решить задачи (индивидуальные ответы обучающихся):
    1. На какой частоте работает радиопередатчик, излучающий волну длиной 30 метров? (107 Гц)
    2. Какова длина волны телевизионного сигнала, если несущая частота равно 50 МГц? (6 м)
    3. Определите частоту и длину волны радиопередатчика, если период его электрических колебаний равен 10-6с? (1 МГц; 300 м)
    
    7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
    § 47; вопросы 1-5.
    Решить задачу: чему равен период колебаний в ЭМВ, распространяющейся в воздухе с длиной волны 3 м? (0,01 мкс)
    
    8. Рефлексия (подведение итогов занятия)
    Предлагаю проголосовать карточками, указав на них ваши пожелания
    +
    (все понятно)
    ?
    (интересно, хочу узнать подробнее)
    -
    (вызвало затруднение)
    
    
     

    Автор(ы): Виноградов А. Н.

    Скачать: Физика 11кл - Конспект.docx