Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Корпускулярно-волновой дуализм (Галявеева Р.М)

Текст урока

  • Конспект

     
    
    
    
    
    Название предмета
    Физика
    Класс
    11
    УМК 
    Физика. 11 класс. В.А.Касьянов (базовый уровень), 2014 год
    Уровень обучения 
    базовый
    Тема урока
    Корпускулярно волновой дуализм
    Общее количество часов, отведённое на изучение темы
    1
    Место урока в системе уроков по теме
     2 урок по теме «Квантовая теория электромагнитного излучения», 9 часов 
    Цель урока
    Изучить двойственность свойств электромагнитных волн и частиц, систематизировать уже имеющиеся знания о свете.
    Задачи урока
    Обучающие: рассмотреть с обучающимися понятие корпускулярно – волновой дуализм, явление – дифракция отдельных фотонов.
    
    Развивающие: развивать умения работать с различными источниками информации, проводить анализ и синтез изучаемого материала. 
    
    Воспитательные: воспитывать интерес к процессам окружающего мира, коммуникабельность, самостоятельность.
    Планируемые результаты
    обучающиеся должны уметь приводить пример  наличия у света корпускулярно- волнового дуализма, анализировать опыт по дифракции отдельного фотона.
    Техническое обеспечение урока
    Компьютер, проектор, экран, документ-камера
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока
    1.  В. А. Волков Универсальные поурочные разработки по физике. 11 классМ.:ВАКО,2009
    2.Физика. Задачник.10-11 класс. :пособие для общеобразовательных учреждений/А.П.Рымкевич.-М.:Дрофа, 2013.
    3.ЕГЭ 2017.Физика. Федеральный банк экзаменационных материалов/Авт. сост. М. Ю. Демидов И.И. Нурминский –М.: Эксмо, 2017
    Карточки.
    Презентация.
    Тест.
    
    
    
    
    
    
    
    Содержание урока 
    1.Организационный этап                                                                                                                                                Позитивный настрой на урок. 
    2. Актуализация знаний.
    Работа по карточкам для сдающих ЕГЭ (Приложение 1)
    Тестирование (Приложение 2)
    3.Постановка цели и задач урока.
    Достаточно длительное изучение световых явлений в науке показало сложность и многогранность данной проблемы. Поэтому и в процессе изучения оптических явлений  необходимо видеть эту сложность и многогранность и постараться  на уроке  
    систематизировать уже имеющиеся знания о свете.                                                                                                                                                      Предложите виды деятельности, которые могут помочь достичь цели урока.
     1.Изучить материал по учебнику;
    2.Просмотр видеофрагмента по теме;
    3.Составление обобщающей таблицы или конспекта;                                                                            4.Подготовка презентации по теме. 
    Закончите предложение: «Свет – это… »                                                                                                            «Свет – это сложный материальный объект, который одновременно обладает свойствами и волн и частиц, однако является не тем, ни другим. Свет – это материальный объект, конкретнее – второй известный обучающимся  вид материи – частный случай электромагнитного поля.  Сегодня на уроке мы изучим проявление в поведении одного и того же объекта как корпускулярных так и волновых свойств.                                                         Тема урока:   Корпускулярно-волновой дуализм.                                                                                   5. Первичное усвоение новых знаний.
      Дифракция электронов была открыта физиками К. Дэвиссоном и Л. Джермером из США. Ими применялись электроны, имеющие энергию около 100 эВ (так называемые медленные электро­ны). Тонкий пучок электронов падал на грань монокристалла никеля нормально к ее поверхности. Регистрация рассеянных под разными углами электронов выявила наличие четких максимумов, на подобии тем, которые образуются при дифракции рентгеновских лучей на монокристаллах. Монокристалл является для электронов, как и для рентгеновских лучей, в некоторой степени, дифрак­ционной решеткой. 
                                                                                
     Такой же опыт, поставленный некоторым временем позже, выглядит следующим образом. Пучок электронов, имеющих большую скорость, направляют на тонкую фольгу Ф, и, миновав фольгу, попадает на люминесцирующий экран Э (см. рис. а). На экране появляются четкие дифракционные кольца (см. рис. б). На рис. в отображена аналогичная фотография, которая была получена при облучении фольги рентгеновскими лучами.                                                                                                                                                      К какому выводу приходим?
    - Мы наблюдаем дифракцию  потока электронов.                                                                                                          - Как  себя ведет один электрон?     
    - Обладает волновыми свойствами отдельный электрон?                                                                                                                 Н. Т. Сушкин, В. А. Фабрикант провели опыт, в котором поток электронов был настолько мал, что сквозь прибор электроны проходили  по одному. По прошествии длительного времени экспозиции, ученые получили такую же дифракционную картину, как и при проведении опыта с пучком электронов большой интенсив­ности. Отсюда следует, что волновые свойства имеет и каждый отдельный электрон, а не только пучок электронов.                                                                                               Вывод: Всем микрообъектам присущи и волновые, и корпускулярные свойства, однако они не являются ни волной, ни частицей в классическом понимании. Разные свойства микрообъектов не проявляются одновременно, они дополняют друг друга, только их совокупность характеризует микрообъект полностью. Можно условно сказать, что микрообъекты распространяются как волны, а обмениваются энергией как частицы.
    6.Первичное закрепление  знаний.
    Работа в парах: Заполнение таблицы с последующим анализом (см. Приложение 3)
    7. Домашнее задание.
    ξ44, вопросы к параграфу. 
    Подготовить презентацию «Дифракция электрона» (по желанию)
    8.Рефлексия
    Что нового вы узнали на уроке?
    Какая информация заинтересовала  вас и  о чем бы вы хотели узнать дополнительно?
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Галявеева Р. М.

    Скачать: Физика 11кл - Конспект.docx

Презентация к уроку

Задания к уроку