Название предмета Физика Класс 11 УМК Физика. 11 класс. В.А.Касьянов (базовый уровень), 2014 год Уровень обучения базовый Тема урока Корпускулярно волновой дуализм Общее количество часов, отведённое на изучение темы 1 Место урока в системе уроков по теме 2 урок по теме «Квантовая теория электромагнитного излучения», 9 часов Цель урока Изучить двойственность свойств электромагнитных волн и частиц, систематизировать уже имеющиеся знания о свете. Задачи урока Обучающие: рассмотреть с обучающимися понятие корпускулярно – волновой дуализм, явление – дифракция отдельных фотонов. Развивающие: развивать умения работать с различными источниками информации, проводить анализ и синтез изучаемого материала. Воспитательные: воспитывать интерес к процессам окружающего мира, коммуникабельность, самостоятельность. Планируемые результаты обучающиеся должны уметь приводить пример наличия у света корпускулярно- волнового дуализма, анализировать опыт по дифракции отдельного фотона. Техническое обеспечение урока Компьютер, проектор, экран, документ-камера Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока 1. В. А. Волков Универсальные поурочные разработки по физике. 11 классМ.:ВАКО,2009 2.Физика. Задачник.10-11 класс. :пособие для общеобразовательных учреждений/А.П.Рымкевич.-М.:Дрофа, 2013. 3.ЕГЭ 2017.Физика. Федеральный банк экзаменационных материалов/Авт. сост. М. Ю. Демидов И.И. Нурминский –М.: Эксмо, 2017 Карточки. Презентация. Тест. Содержание урока 1.Организационный этап Позитивный настрой на урок. 2. Актуализация знаний. Работа по карточкам для сдающих ЕГЭ (Приложение 1) Тестирование (Приложение 2) 3.Постановка цели и задач урока. Достаточно длительное изучение световых явлений в науке показало сложность и многогранность данной проблемы. Поэтому и в процессе изучения оптических явлений необходимо видеть эту сложность и многогранность и постараться на уроке систематизировать уже имеющиеся знания о свете. Предложите виды деятельности, которые могут помочь достичь цели урока. 1.Изучить материал по учебнику; 2.Просмотр видеофрагмента по теме; 3.Составление обобщающей таблицы или конспекта; 4.Подготовка презентации по теме. Закончите предложение: «Свет – это… » «Свет – это сложный материальный объект, который одновременно обладает свойствами и волн и частиц, однако является не тем, ни другим. Свет – это материальный объект, конкретнее – второй известный обучающимся вид материи – частный случай электромагнитного поля. Сегодня на уроке мы изучим проявление в поведении одного и того же объекта как корпускулярных так и волновых свойств. Тема урока: Корпускулярно-волновой дуализм. 5. Первичное усвоение новых знаний. Дифракция электронов была открыта физиками К. Дэвиссоном и Л. Джермером из США. Ими применялись электроны, имеющие энергию около 100 эВ (так называемые медленные электроны). Тонкий пучок электронов падал на грань монокристалла никеля нормально к ее поверхности. Регистрация рассеянных под разными углами электронов выявила наличие четких максимумов, на подобии тем, которые образуются при дифракции рентгеновских лучей на монокристаллах. Монокристалл является для электронов, как и для рентгеновских лучей, в некоторой степени, дифракционной решеткой. Такой же опыт, поставленный некоторым временем позже, выглядит следующим образом. Пучок электронов, имеющих большую скорость, направляют на тонкую фольгу Ф, и, миновав фольгу, попадает на люминесцирующий экран Э (см. рис. а). На экране появляются четкие дифракционные кольца (см. рис. б). На рис. в отображена аналогичная фотография, которая была получена при облучении фольги рентгеновскими лучами. К какому выводу приходим? - Мы наблюдаем дифракцию потока электронов. - Как себя ведет один электрон? - Обладает волновыми свойствами отдельный электрон? Н. Т. Сушкин, В. А. Фабрикант провели опыт, в котором поток электронов был настолько мал, что сквозь прибор электроны проходили по одному. По прошествии длительного времени экспозиции, ученые получили такую же дифракционную картину, как и при проведении опыта с пучком электронов большой интенсивности. Отсюда следует, что волновые свойства имеет и каждый отдельный электрон, а не только пучок электронов. Вывод: Всем микрообъектам присущи и волновые, и корпускулярные свойства, однако они не являются ни волной, ни частицей в классическом понимании. Разные свойства микрообъектов не проявляются одновременно, они дополняют друг друга, только их совокупность характеризует микрообъект полностью. Можно условно сказать, что микрообъекты распространяются как волны, а обмениваются энергией как частицы. 6.Первичное закрепление знаний. Работа в парах: Заполнение таблицы с последующим анализом (см. Приложение 3) 7. Домашнее задание. ξ44, вопросы к параграфу. Подготовить презентацию «Дифракция электрона» (по желанию) 8.Рефлексия Что нового вы узнали на уроке? Какая информация заинтересовала вас и о чем бы вы хотели узнать дополнительно?
Автор(ы): Галявеева Р. М.
Скачать: Физика 11кл - Конспект.docxАвтор(ы): Галявеева Р. М.
Скачать: Физика 11кл - Презентация к уроку.pptxАвтор(ы): Галявеева Р. М.
Скачать: Физика 11кл - Приложение 2.docАвтор(ы): Галявеева Р. М.
Скачать: Физика 11кл - Приложение 1.doc