Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Фотоэффект (Галявеева Р.М)

Текст урока

  • Конспект

     
    
    
    
    
    Название предмета
    Физика
    Класс
    11
    УМК 
    Физика. 11 класс. В.А.Касьянов (базовый уровень), 2014 год
    Уровень обучения 
    базовый
    Тема урока
    Фотоэффект
    Общее количество часов, отведённое на изучение темы
    1
    Место урока в системе уроков по теме
    1 урок по теме «Квантовая теория электромагнитного излучения», 9 часов 
    Цель урока
    Сформировать представление о явлении фотоэффекта и основных его законах.
    Задачи урока
    Обучающие: выяснить причины появления фотоэффекта, сформулировать определение фотоэффекта, изучить законы фотоэффекта, показать, что законы фотоэффекта являются следствием уравнения Эйнштейна.
    
    
    Развивающие: развивать логическое мышление обучающихся
    
    Воспитательные: воспитывать культуру умственного труда.
    Планируемые результаты
    Обучающиеся должны знать понятия фотон, фотоэффект, законы фотоэффекта;
    обучающиеся должны уметь решать задачи на применение уравнения Эйнштейна, вычислять красную границу фотоэффекта.
    
    Техническое обеспечение урока
    1. Компьютер, проектор, экран.
    2. Оборудование по физике: осветитель «Кварц», электрометр, цинковая и медная пластины, штатив, палочки из стекла и эбонита, мех и бумага, секундомер, интерактивное оборудование кабинета 
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока
    1.  В. А. Волков Универсальные поурочные разработки по физике. 11 класс М.: ВАКО,2009
    2.Физика. Задачник.10-11 класс: пособие для общеобразовательных учреждений/А.П.Рымкевич.-М.:Дрофа, 2013. 
    3.ЕГЭ 2017.Физика.Федеральный банк экзаменационных материалов/Авт. сост. М. Ю. Демидов .И.И. Нурминский –М.: Эксмо, 2017
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Содержание урока
    1.Организационный этап.
    2.Актуализация знаний.                                                                                                                                       Как вы понимаете слова писателя Виктора Гюго:
    «Продвигаясь вперед, наука непрестанно перечеркивает сама себя».  
    Приведите примеры из истории развития  физики, подтверждающие этот афоризм.                                                  В 1865 году Максвелл показал теоретически, что свет представляет собой электромагнитные волны порядка 400-800 нм. Теория Максвелла, подтвержденная опытами Генриха Герца, связывает оптические, электрические и магнитные свойства вещества. Однако по мере развития физики стали накапливаться и такие факты, которые не согласовывались ни с классической теорией излучения, ни с волновыми            представлениями о природе света.                                                                                             Кто из вас знает, какие факты не согласовывались ни с классической теорией излучения, ни с волновыми представлениями о природе света?   Что вы знаете о фотонах? Опишите явление – фотоэффект.                                                                                                                                           Обучающиеся высказывают свои предположения. Приходят к выводу, что знаний об этой проблеме недостаточно.
    Тема урока: «Фотоэффект» (слайд 1)
    Цель: рассмотреть явление фотоэффекта и выяснить основные его законы.  (слайд 2 )                                                                                                         
    3. Первичное усвоение новых знаний.                                                                                                 Самостоятельная работа с учебником: параграф 43, по плану (слайд 3): 
    Работа в группах.
    Карточки с экспериментальным заданием получает каждая группа. (Приложение 1)
    4.Первичная проверка понимания
     Итак, давайте еще раз повторим основные понятия:
    фототок
    фотоэлектрон
    фототок насыщения
    фотоэффект
    5. Первичное закрепление:
    Решение задач (индивидуальная работа) 
    Задача № 1 Определить наибольшую длину волны света, при которой может происходить фотоэффект для пластины.
    Ответ: 2,34-10 7 м
    Задача № 2 Определить наибольшую скорость электрона, вылетевшего из це­зия, при освещении его светом с частотой 7,51014 Гц.
    Ответ: 6,2-105 м/с
    6. Домашнее задание. 
    §43  
    Наибольшая длина волны света, при которой происходит фото­эффект для вольфрама, 0,275 мкм. Найти работу выхода электронов из вольфрама и наибольшую скорость электронов, вырываемых из вольфрама светом длиной волны 0,18 мкм.
    Сборник  « ЕГЭ 2017.Физика» Федеральный банк экзаменационных материалов/Авт. сост. М. Ю. Демидов, И.И. Нурминский –М.: Эксмо, 2017»    №33-41 из раздела «Квантовая физика» (для сдающих ЕГЭ)
    9.Рефлексия
    Как  связаны слова писателя Виктора Гюго: «Продвигаясь вперед, наука непрестанно перечеркивает сама себя» с материалом изученным сегодня на уроке?                                           
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Галявеева Р. М.

    Скачать: Физика 11кл - Конспект.docx

Презентация к уроку

Задания к уроку