Закон Кулона. Название предмета: Физика Класс: 10 УМК: Физика 10 класс, авторы – Г.Я Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский Уровень обучкния: базовый Тема урока: Закон Кулона Общее колво часов отведенных на изучение темы: 9 Место урока в системе уроков по теме: 2/9 Цель урока: дать оценку силы взаимодествия зарядов Задачи урока: Образовательные Разъяснить физический смысл закона Кулона; Указать границы применимости; Научиться решать задачи на применение формулы закона Кулона. Воспитательные воспитание интереса и положительного отношения к предмету; способствование развитию личности (его внимательность, наблюдательность). Развивающие способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности, реализации возможности развития речи у учащихся; учить раскрывать причинно – следственные связи, обобщать и систематизировать знания уметь включить новые знания в систему ранее изученных тем; учить понимать предложенную проблемную ситуацию и провести аргументированное суждение. Планируемые результаты: Знать: Закон кулона, ганицы применимости. Уметь: решать задачи на применение закон Кулона Техническое обеспечение урока: 1.Компьютер 2. Проектор Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: Сборник задач по физике – автор И.О. Громцева/ 2015 год Содержание урока I. Повторение. Беседа. 1. Чем объясняется электризация тел при соприкосновении? 2. Какие опыты доказывают существование двух видов электрических зарядов? 4. Какие частицы являются носителями отрицательных и положительных зарядов? 5. Как формулируется закон сохранения электрического заряда? 6. К капле воды, имеющий заряд -3е, присоединилась капля с зарядом +2е. Каким стал электрическй заряд капли? 2. Изучение нового материала. Что мы будем наблюдать, если к металическому цилиндру будем подносить заряженную палочу? (оно начнет притягиваться) Раз тело под воздействием наэлектризованного поменяло свое положение, то мы можем утверждать, что на цилинд подействовали с определенной силой. Если мы поднесем поближе, то что мы наблюдаем? (начнет притягиваться с большей силой, значит сила будет зависеть от растояния) Если палочка зарядим сильнее и поднесем на такое же расстояние, то что мы будем наблюдать? (начнет притягиваться с большей силой, значит сила будет зависеть отзаряда). Точную закономерность зависимости силы взаимодействия электрических зарядов от растояния между ними и величиной заряда установил французский ученый Шарль Кулон в 1785 году. Для этого он провел опыт по взаимодействию точечных зарядов Точечными зарядами называют заряженные тела размеры которых много меньше расстояния между ними. Опыты Кулона Для выполнения своего опыта он использовал крутильные весы. Устройство состояло из коромысло у которого на одном конце была золотая сфера, а на другом бумажный диск для уровновешивания грузов. Кормысло подвешивалась на токую кварцевую нить. Поворотом корамысла она приводилась в контакт с таким же но заряженным и неподвижным шариком. По углу закручивания нити он определил зависимость силы взаимодействия от зарядов шаров и расстояния между шарами F ~ F ~ 1/R2 Сила взаимодействия двух точечных неподвижных заряженных тел в вакууме прямо пропорциональна произведению модулей зарядов и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними. Кулоновская сила подчиняется III закону Ньютона: силы взаимодействия между зарядами равны по модулю и направлены противоположно друг другу вдоль прямой, соединяющей эти заряды. Кулоновские силы F — центральные силы. В системе СИ единица заряда выражается через другие величины Единица заряда — кулон (1 Кл). Это заряд, проходящий за 1 с через поперечное сечение проводника при силе тока в 1 А. Минимальный заряд, существующий в природе,— заряд электрона: q = - 1,6.10-19 Кл. – заряд электрона. Остальные значения могут быть только кратными ему. Коэффициент пропорциональности k, выраженный из закона Кулона: Установлено, что если q1 = q2 = 1 Кл и R = 1 м, то в вакууме k = 9 * 109 . Т. е. k показывает, что два точечных заряда по 1 Кл каждый на расстоянии 1 м друг от друга в вакууме взаимодействуют с силой 9 * 109 Н. 3. Повторение изученного. 1. Что определяет закон Кулона? 2. Как записывается закон Кулона для взаимодействия зарядов в вакууме? 3. Чему равен коэффициент пропорциональности в законе Кулона? 4. Как изменится сила кулоновского взаимодействия двух точечных зарядов при увеличении каждого заряда в 3 раза, если расстояние между ними уменьшить в 2 раза? 4. Решение задач. 1. Два одинаковых маленьких шарика, обладающих зарядом и зарядом находятся на расстоянии 60 см друг от друга. Определите силу взаимодействия между ними . Чему будет равен заряд каждого шарика и сила их взаимодействия, если их привести к соприкосновению и затем разъединить на то же саое расстояние. 2. Два одинаковых небольших шарика массой 0,1 г. подвешены на нитях длиной 25 см. После того как шарикам были сообщены одинаковые заряды, они разошлись на расстояние 5 см. Определите заряды шариков. 5. Задание на дом. П. 89, 90. Упр.16 (3) 7. Итоги урока
Автор(ы):
Скачать: Физика 10кл - Конспект (Нуреев А.А.) урок 1.docxАвтор(ы):
Скачать: Физика 10кл - Конспект (Нуреев А.А.) урок 2.docxАвтор(ы):
Скачать: Физика 10кл - Презентация к уроку (Нуреев А.А.).pptx