Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Физика и познание мира (Кремнева И П.)

Текст урока

  • Конспект (Кремнева И П.)

     Название предмета Физика
    
    Класс 10
    
    УМК (название учебника, автор, год издания) 
    Физика. 10кл.:учеб.для общеобразоват.учреждений с прил. На электрон. носителе: базовый и профил.уровни /Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский; под.ред. В.И. Николаева, Н.А.Парфентьевой. -20-е изд.,  - М.: Просвещение, 2011. - 366с.:ил.- (Классический курс).       
    
    Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный) базовый
    
    Тема урока	 Физика и познание мира
    
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы	1ч
    
    Место урока в системе уроков по теме первый урок в разделе «Основные особенности физического метода исследования»
    
    Цель урока: объяснить необходимость изучения физики, физических явлений, научного метода познаний
    
    Задачи урока
    Образовательные: 	объяснить значение физики в нашем мире, сформулировать понятие о научном методе познания природы, дать представление о классической механике Ньютона
    Воспитательные:	формировать мировоззренческие идеи о познаваемости мира и его закономерностях
    Развивающие: формировать познавательный интерес к предмету, развивать научное мышление;
    развитие способностей систематизировать ранее полученные знания
    
    Планируемые результаты учащиеся должны знать, понятия : физика, физическое явление, величина и их измерение, научный метод познания, механика, механическое движение; уметь объяснять границы применимости классической механики
    
    Техническое обеспечение урока компьютер, программа Power Point
    
    
    Содержание урока
    1.Актуализация знаний
    Знакомство с классом.
    Знакомство с учебником, правилами и требованиями учителя.
    Запись учениками школьных принадлежностей для урока физики.
    а) учебник;
    б) тетрадь 48 л.;
    в) тетрадь для лабораторных и практических работ – 12 - 18 л.;
    г) тетрадь для контрольных работ – 12 - 18 л.;
    
    2.  Инструктаж по ОТ. Правила технике безопасности в кабинете физики и на уроках физики.
    3.  Изучение нового материала.
    «Наиболее познаваемым явлением природы является тот факт, что она познаваема» А.Эйнштейн
    Физика – наука о природе. А человек – дитя природы. И он должен уметь с ней разговаривать. Но как? На каком языке? Французский поэт Шарль Бодлер писал:
    Природа – это храм, где камни говорят, 
    Хоть часто их язык бывает непонятен.
    Вокруг – лес символов, тревожен, необъятен
    И символы на нас с усмешкою глядят.
    Пытливый ум человека не делит мир на части непроницаемой перегородкой: это «лирика», а это «физика». В мозгу человека всё сплетено в живой и неделимый клубок мыслей и чувств.
    Научный метод познания.
          Пытаясь понять окружающий мир, человек ищет закономерности в различных и многообразных явлениях. На основании того, что ему уже известно из наблюдений и опытов, человек пытается угадать новую закономерность. Такая догадка называется гипотезой.
          Научная гипотеза – это не любая догадка, а только такая, которая может быть проверена на опыте. После того, как догадка высказана, учёные ставят многочисленные опыты с целью подтвердить или опровергнуть эту догадку. Но, далеко не все гипотезы подтверждаются. И тогда начинают рождаться новые гипотезы. А для их проверки ставятся новые эксперименты.
         Этот процесс – процесс научного познания мира – имел начало, но конца ему не видно.
    
    Нам тайны нераскрытые раскрыть пора – 
    Лежат без пользы тайны, как в копилке – 
                                                      Мы тайны эти с корнем вырвем у ядра – 
                                                      На волю пустим джина из бутылки.
                                                         Владимир Высотский
    Что и как изучает физика?
          «Учёный изучает природу не потому, что это полезно; он исследует её потому, что это доставляет ему наслаждение, а это даёт ему наслаждение потому, что природа прекрасна. Если бы природа не была прекрасна, она не стоила бы того, чтобы быть познанной; жизнь не стоила бы того, чтобы быть прожитой.
          Наука полезна потому, что она научает нас создавать машины, я говорю машины полезны потому, что, работая для нас, они некогда оставят нам больше времени для научных занятий…»
    Арни Пуанкаре
    Метод изучения физики
    
    эксперимент                        теория
      дополняют 
    друг друга
    
    О, сколько нам открытий чудных
                                                             Готовят просвещенья дух
                                                             И опыт, сын ошибок трудных,
                                                             И гений, парадоксов друг,
                                                             И случай, бог изобретатель.
                                               А.С.Пушкин
            Точно подметил великий поэт характер научной деятельности. Опыт – «сын ошибок трудных», вы можете почувствовать, выполняя лабораторные работы, что гений – «парадоксов друг» - об этом вы узнаете, решая задачи (парадокс _ неожиданная, непривычная мысль, противоречащая опыту).
    А случай? Есть и он. Настойчивым и внимательным всегда везёт. И это –  хорошо.
    Наука для всех. Много веков длится процесс познания окружающего мира. Огромный труд был затрачен учёными, и немалый труд предстоит затратить каждому молодому человеку для того, чтобы усвоить основы современной науки. Они нужны не только учёному и инженеру, но и рабочему и трактористу. Всё в большей и большей мере люди на работе, да и дома, управляют машинами и механизмами. Чтобы понять, как они работают, нужно знать законы природы.
    Простые истины. Мы знаем, что камень всегда падает вниз на землю, что есть твёрдые предметы, о которые можно ушибиться, что огонь может обжечь и т.д.
    Однако, как ни важны подобные знания, накапливаемые ребёнком и взрослым человеком, они ещё не образуют науку. Это частные правила, касающиеся отдельных явлений. Они говорят нам о том, что произойдёт в обычных условиях, но не отвечают на вопрос: почему те или иные события вообще происходят и не могут ли эти события не наступить? Они также не позволяют предсказать, что произойдёт при других условиях.
    Людям необходимо понять окружающий мир, чтобы использовать его законы для облегчения труда, улучшения условий жизни.
    Преобразование мира. Именно развитие наук о природе дало в руки человека современную технику, и это привело к преобразованию окружающего нас мира. Основную  роль сыграла физика – важнейшая наука, изучающая самые глубокие законы природы.
    Физика составляет фундамент главнейших направлений техники. Строительная техника, гидротехника, теплотехника, электротехника и энергетика, радиоэлектроника, светотехника, огромная часть военной техник выросли на основе физики. Благодаря сознательному использованию законов физики техника из области случайных находок вышла на широкую дорогу целенаправленного развития.
    Физика и другие науки. 
    Физика – это наука, занимающаяся изучением основополагающих и вместе с тем наиболее общих свойств окружающего нас материального мира. Поэтому понятия физики и её законы лежат в основе любого раздела естествознания.
    В настоящее время физика очень тесно связана с астрономией, геологией, химией, биологией и другими естественными науками. Она много объясняет в этих науках, предоставляет им мощные методы исследования.
    Физическая теория объединяет несколько опытных закономерностей и гипотез и дает объяснение целой области явлений природы с единой точки зрения. Теория позволяет не только объяснять уже наблюдавшиеся явления, но и предсказывать новые. Так, Д.И. Менделеев на основе открытого им периодического закона предсказал существование нескольких химических элементов.
    Правильность гипотез и теорий проверяется посредством постановки экспериментов и выяснения согласованности следствий, вытекающих из гипотезы, с результатами опытов и наблюдений. Таким образом, эксперимент служит не только источником знаний, но и критерием их истинности.
    В связи с огромной ролью эксперимента в физике ее считают экспериментальной наукой. Но при изучении любого физического явления в равной мере необходимы и эксперимент, и теория.
    Нередко теоретические выводы не полностью согласуются с результатами экспериментальных исследований. Обычно это ведет к уточнению (часто к усложнению) гипотезы или приемов вычислений. Изучение явления осуществляется заново, но уже на иных основах, более точно отражающих реальную действительность. Так  произошло становление релятивистской механики А. Эйнштейна. Классический закон сложения скоростей гласит о том, что при движении тела и системы отсчета в одном направлении, скорость тела относительно неподвижного наблюдателя увеличивается, а при движении в противоположных направлениях – уменьшается (пассажир трамвая идет по ходу движения и против). Аналогичные измерения скорости света, идущего от Солнца, не согласовывались с законом: скорость всегда оставалась постоянной. Основываясь на этих результатах и других наблюдениях, А. Эйнштейн формулирует новую теорию, включающую классический закон сложения скоростей как частный случай релятивистского закона, а механику Ньютона как частный случай релятивистской.
    «Наблюдение – теория – эксперимент, и снова все сначала – такова бесконечная, уходящая ввысь спираль, по которой движутся люди в поисках истины», - писал известный отечественный физик А.Б. Мигдал.
    Схема метода научного познания:
    Наблюдения
    Обобщения
    Гипотезы
    Опыты
    Теория, закон
    Физические законы и границы их применимости. Физический закон устанавливает количественную зависимость одних физических величин от других. Законы могут быть получены двумя способами: в результате обобщения данных экспериментов (опытные законы) или путем выводов из известных законов (теоретические законы).
    Некоторые законы. Открытые опытным путем, позже получили теоретическое обоснование, например опытный закон Архимеда, законы фотоэффекта. 
    Поскольку законы базируются на ограниченном экспериментальном материале, они приблизительны и имеют границы применимости.
    Физические величины и их измерение. Исследование явлений начинается с их наблюдения. Но для того чтобы понять и описать происходящие события, учёные вводят целый ряд физических величин, таких как скорость, сила, давление, температура, электрический заряд и многие другие. Каждой величине надо дать точное определение, в котором указывается, как эту величину можно измерить, как провести необходимый для такого измерения опыт. 
    Чаще всего в определениях физических величин просто уточняют и придают количественную форму тому, что непосредственно воспринимается нашими органами чувств. Так вводят понятия силы, температуры и т.д. Есть величины, которые не воспринимаются непосредственно нашими органами чувств (электрический заряд). Но они выражаются через другие величины, на которые органы чувств человека реагируют. Так, электрический заряд определяется по силам взаимодействия между заряженными телами.
    Связь между физическими величинами. Чтобы из наблюдений за физическими явлениями сделать общие выводы, найти причины этих явлений, следует установить количественные зависимости между различными физическими величинами. Для этого необходимо специально изменять условия, в которых протекает данное явление. От непосредственного наблюдения надо перейти  к физическому эксперименту.
    Если меняются все условия сразу, то трудно уловить какие-либо закономерности. Поэтому, проводя физический эксперимент, стремятся проследить зависимость данной величины от характера изменения каждого из условий в отдельности. Например, давление газа зависит от его массы, объёма и температуры. Чтобы исследовать эту зависимость, надо сначала изучить, как влияет на давление изменение объёма, когда температура и масса остаются неизменными. Затем нужно проследить, как давление зависит от температуры при постоянном объёме, и т.д.
    Законы природы и законы, определяющие жизнь общества. Любые изменения в природе подчиняются определённым законам. Движение тел описывается законами механики, распространение света законами оптики и т.д. Различие законов природы и законов, определяющих жизнь общества, состоит в том, что законы природы не изобретаются людьми, а открываются в процессе исследования окружающего мира. Если «общественные» законы могут быть нарушены или отменены, то нарушить или отменить законы природы не может никто!
    
    4. Работа с учебной литературой учебник «Физика 10 кл»  стр.6-8
    
    Пользуясь текстом §1 и 2 заполните таблицу «Классическая механика»
    Механика – это…
    
    Опыты, подтверждающие механическое движение
    
    Механическое движение – это…
    
    Возможно ли такое: покой и движение одновременно
    
    Основные следствия классической механики
    
    Границы применимости классической механики
    
    
    5. Закрепление изученного материала.
    
    1. Пословица гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». А почему народ так решил?
    2. Какие методы познания иллюстрирует индийская притча?
    
    И было шесть слепцов,
    И решили они узнать,
    Что такое слон…
    Первый приблизился к слону
    И коснулся его Ноги:
    «Все ясно! Слон — это Дерево».
    «Нет! — сказал второй, —
    Слон похож на Копье».
    Он дотронулся до Бивня.
    Третий пощупал огромный Бок.
    Удивился и воскликнул:
    «О чем вы все говорите, слон — это Стена».
    Четвертый протянул руку к Хоботу
    И долго тряс его:
    «Вы все рехнулись, слон — это же, очевидно, Змея».
    Пятый с трудом дотянулся до Уха
    И озадаченно воскликнул:
    «Все вы неправы, слон похож на Веер».
    И, наконец, шестой, схватившись за Хвост,
    Твердо сказал:
    «Слон — это Веревка».
    И они еще долго спорили.
    И хотя каждый из них был прав,
    Все вместе они заблуждались…
    
    3. Русский поэт И.Северянин в одном из своих стихотворений писал:
    Мы живём, словно в сне неразгаданном,
    На одной из удобных планет…
    Много здесь, чего вовсе не надо нам,
    А того, что нам хочется – нет…
    Чего же нам хочется?
    
    6. Домашнее задание.
    
    Введение, §1, 2 учебник  Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. «Физика – 10» - М.: Просвещение, 2011 г.
    7. Подведение итогов
    
    8. Рефлексия
    На уроке 
    Все знал
    Узнал много нового
    Показал свои знания
    С интересом общался с учителем и учениками
    На уроке я чувствовал себя:
    свободно;
    скованно;
    уютно.
    На уроке мне понравилось:
    работа с  карточками
    решение познавательных  задач и ответы на вопросы;
    наглядность;
    другое (указать).
     

    Автор(ы):

    Скачать: Физика 10кл - Конспект (Кремнева И П.).docx

Презентация к уроку