Название предмета: биология Класс: 9 УМК: (название учебника, автор, год издания): С.Г. Мамонтов, В.Б.Захаров, И.Б.Агафонова, Н.И. Сонин .-М: Дрофа, 2013 г. Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный): базовый Тема урока: Предмет и задачи общей биологии. Биология как наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час Место урока в системе уроков по теме : урок№1 Цель урока: формирование представления о предмете, методах общей биологии, значении биологических знаний. Задачи урока: Обучающая: раскрыть актуальность биологических знаний, познакомить с научными методами в биологии, практическим значением общей биологии, и её ролью в системе биологических наук. Развивающая: способствовать развитию умений и навыков самостоятельной работы с различными информационными ресурсами , выделять главное, делать логические выводы, приводить примеры. Воспитательная : способствовать формированию научного мировоззрения, реализовывать экологическое и эстетическое воспитание. Планируемые результаты: ученик должен -иметь представление: о месте общей биологии в системе биологических знаний, о значении биологической науки в целом; -знать: методы изучения общей биологии, общебиологические термины и понятия; -уметь: показать актуальность биологических знаний в современном мире, объяснить значение общей биологии как интегрирующей науки. Оборудование: Приложение 1,2,3,4 , справочники по биологии, проектор, экран. Содержание урока: 1.Организационный момент. а) Техника безопасности на рабочем месте во время практической части урока б) Знакомство со структурой учебника и правилами работы с ним 2. Изучение нового материала а) Что такое «биология»? ( самостоятельная работа) Задание: Составьте синквейн понятия «биология» Правила составления синквейна: он состоит из 5ти строк: 1- понятие (1 слово) 2- прилагательные (2 слова) 3- глаголы (3 слова) 4- предложение (из 4х слов) 5- существительное (одно слово) ( Прилагательные и глаголы должны характеризовать данное понятие, а предложение – раскрывать его смысловое значение) Пример: 1- «биология» 2- актуальная, интересная 3- изучает, экспериментирует, открывает 4- помогает понять законы природы 5- наука Пользуясь данным синквейном, попробуйте сформулировать определение понятию «биология» Пример: Биология- это актуальная, интересная наука, которая изучая, экспериментируя и совершая открытия, помогает понять законы природы (проверяем фронтально). б). Биология – наука о жизни. (слово учителя) - Вспомните, сочетанием, каких двух греческих слов, образовано слово «биология»? (фронтально) (путем сочетания двух греческих слов: «bios» - жизнь и «logos» - слово, учение). На экране историческая справка: 1779г.- Т. Руз впервые употребил термин «биология», в 1802 г.- Ж.Б.Ламарк и Г.Р. Тревиранус ввели термин «биология» для обозначения науки о жизни. Биология – наука, изучающая все проявления жизни: строение и функции живых существ и их природных сообществ, происхождение и развитие, связи друг с другом и с неживой природой. (в тетрадь) - Современная быстроразвивающаяся наука биология имеет совершенно иной облик. Знание биологии очень актуально для решения проблем сохранения окружающей среды, сохранения биологического разнообразия, улучшения здоровья людей, сбережения природных ресурсов и обеспечения устойчивого развития природы и общества. -Наступило время, когда от каждого из нас зависит будущее нашей планеты. Поэтому современный человек не может считать себя образованным, если он не знаком с основами биологических знаний. (на экране схема «Достижения современной биологии») краткая беседа -Уровень биологических исследований является показателем материально – технического развития общества. В связи с возросшим интересом к биологии в целом, она становится все более дифференцированной. в). Комплекс биологических наук и межпредметных дисциплин, их краткая характеристика. -В зависимости от предмета изучения, биологию подразделяют на отдельные науки, характеризующиеся высочайшей специализацией и одновременно тесным их взаимодействием. Таким образом, эти науки образуют семью биологических наук. Работа в парах в рабочих тетрадях: ( Приложение1,4 ) Задание : Вспомните, пользуясь знаниями, полученными в предыдущих классах и данными Приложения №4, что изучают предложенные в таблице биологические науки, и постарайтесь по мере ваших возможностей заполнить таблицу «Семья биологических наук и объекты ими изучаемые» (время на выполнение - 10 минут). - Отдельные области биологии изучают общие свойства живых организмов. Так, морфология - учение о внешнем строении, структуре объектов живой природы (морфология растений, морфология животных и т.д.); физиология – учение о функциях живых организмов; анатомия – наука о внутреннем строении существ. К классическим наукам биологического цикла также можно отнести и систематику (систематика растений, систематика животных, систематика грибов и др.), экологию (экология растений, экология животных, экология грибов и др.), -Оставшиеся пробелы в таблице заполните дома, пользуясь различными информационными ресурсами.( Возможно дополнение таблицы по желанию) -В таблице приведён далеко не полный перечень биологических наук. (обращаю внимание обучающихся на данные Приложения №4). В современных условиях возникли и очень актуальны многие смежные биологические дисциплины: биофизика, биохимия, биометрия, бионика, биотехнология и многие другие - Предметы биологического цикла – теоретическая основа для ряда специальных дисциплин – медицины, агрономии, ветеринарии, звероводства, птицеводства и т.д. Это значит, что здравоохранение, сельское хозяйство, промышленность базируются на тех знаниях и достижениях, которыми характеризуется современный уровень биологии. Вопрос: Какой можно сделать вывод из всего, выше сказанного? (фронтально) Вывод: Биология относится к фундаментальным наукам, т.к. её выводы имеют основополагающее теоретическое и прикладное (практическое) значение. - Мы видим, что развитие биологии как науки идет по двум направлениям: 1).Дифференциация (узкая специализация) 2).Интеграция (объединение разных научных дисциплин) -Общая биология является интегрирующей наукой. Она объединяет все биологические науки на теоретическом и практическом уровнях. -Возникают вопросы. Что изучает общая биология? Что объединяет все биологические науки? (самостоятельная работа с текстом учебника стр.3) фронтальный опрос (Общая биология изучает общие принципы организации живых систем, закономерности развития живого и на основе их познания разумное использование, охрану и воспроизводство природы.) ( В тетрадь) г). Цели и задачи « Общей биологии». (коллективная работа совместно с учителем с текстом учебника стр.4) Цель: выяснить причины многообразия видов на планете. (запись в тетрадь) Задачи: • выяснить происхождение жизни на Земле • узнать, как развивалась жизнь на планете • познакомиться с механизмом образования видов • установить взаимосвязь между организмами; организмами и окружающей средой • выяснить структурную организацию живых организмов Задача общей биологии – выявление и объяснение общих свойств и многообразия живых организмов. ( тетрадь) Предметом изучения общей биологии являются эволюционное учение, преставления о развитии органического мира, основы общей экологии и учения о биосфере, цитология, гистология, закономерности индивидуального развития организмов, основы генетики и селекции. (в тетрадь) д)методы « Общей биологии». 1)- Давайте вспомним ранее изученные научные методы изучения в биологии. Самостоятельная работа с Приложение№2. Фронтальный опрос. 2) -Какие методы использует общая биология? (парная работа в тетрадях со справочными материалами и приложением №3 ) (10 минут) Фронтальный опрос. Примечание: Несмотря на такое многообразие методов, нет ни одного «абсолютного». Для получения более точных результатов исследований необходимо комплексное использование данных методов, т.к. они взаимодополняемы . е) практическое значение общебиологических знаний 1)Обращаю внимание обучающихся на схему (на экране) 2)Самостоятельная работа с текстом параграфа, стр.4-5 учебника(10 минут) Задание: Изучите текст учебника на стр.4-5, выпишите в тетрадь, где на практике применяет биологические знания человек. 1)-в сельском хозяйстве ( селекция продуктивных сортов растений, пород животных) 2)-в селекции микроорганизмов (бифидобактерий и др.) 3)- в медицине (борьба с инфекционными заболеваниями) 4)- в природоохранной деятельности (использование рациональной , безотходной, природосберегающей технологии производств) 5)- в биотехнологии (получение промышленным путём биологически активных веществ: антибиотиков, витаминов, гормонов и др.) 3.Закрепление изученного по вопросам: (фронтально) 1-сформулируйте определение « биологии» как науки 2-Когда и кем впервые было использовано понятие «биология»? 3-Какие науки называются смежными или интегрированными? Приведите примеры. 4-Что изучает «Общая биология»? 5-По каким направлениям развивается «Общая биология»? Назовите их. 6-Назовите цель и задачу «Общей биологии» 7-Есть ли « абсолютный» метод изучения в «Общей биологии»? Почему? 8-Какое практическое значение имеют общебиологические знания? 4. Домашнее задание: 1) Изучить Введение на стр.3-5. 2) Заполнить до конца таблицу : «Семья биологических наук и объекты ими изучаемые». (в тетради) 3) Выучить методы изучения « Общей биологии» (в тетради) 4) Повторить основные свойства и уровни организации живого.
Автор(ы): Трофимова Г. М.
Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx