Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Предмет и задачи общей биологии. (Трофимова Г. М.)

Текст урока

  • Конспект

     
    Название предмета: биология
    Класс: 9
    УМК: (название учебника, автор, год издания): С.Г. Мамонтов, В.Б.Захаров, И.Б.Агафонова, Н.И. Сонин .-М: Дрофа, 2013 г.
    Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный): базовый
    Тема урока: Предмет и задачи общей биологии. Биология как наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей.
    
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Место урока в системе уроков по теме :  урок№1
    Цель урока: формирование представления о предмете, методах общей биологии, значении биологических знаний.
     Задачи урока:
     Обучающая:   раскрыть актуальность биологических знаний, познакомить с научными методами в биологии, практическим значением общей биологии, и её ролью в системе биологических наук.
    Развивающая: способствовать развитию умений и навыков самостоятельной работы с различными  информационными ресурсами , выделять главное,  делать логические выводы, приводить примеры.
    Воспитательная :  способствовать формированию научного мировоззрения, реализовывать экологическое и эстетическое воспитание.
    Планируемые результаты: ученик должен
    -иметь представление: о месте общей биологии в системе биологических знаний, о значении биологической науки в целом;
    -знать: методы изучения общей биологии, общебиологические термины и понятия;
    -уметь: показать актуальность биологических знаний в современном мире, объяснить значение общей биологии как интегрирующей науки.
    Оборудование: Приложение 1,2,3,4 , справочники по биологии, проектор, экран. 
    
    Содержание урока:
    1.Организационный момент.
    а) Техника безопасности на рабочем месте во время практической части урока 
    б) Знакомство со структурой учебника и правилами работы с ним
    2. Изучение нового материала
    а) Что такое «биология»?  ( самостоятельная работа)
    Задание: Составьте синквейн понятия «биология»
    Правила составления синквейна:  он состоит из 5ти строк:
    1- понятие (1 слово) 
    2-  прилагательные (2 слова)
    3- глаголы (3 слова)
    4- предложение (из 4х слов)
    5- существительное (одно слово)
    ( Прилагательные и глаголы должны характеризовать данное понятие, а предложение – раскрывать его смысловое значение)
    Пример:
    1- «биология»
    2- актуальная, интересная
    3- изучает, экспериментирует, открывает
    4- помогает понять законы природы
    5- наука
    Пользуясь данным синквейном, попробуйте сформулировать определение понятию «биология»
    Пример:  Биология- это актуальная, интересная наука, которая изучая, экспериментируя и совершая открытия, помогает понять законы природы (проверяем фронтально).
    б). Биология – наука о жизни.    (слово учителя)
      - Вспомните, сочетанием, каких двух греческих слов, образовано слово «биология»? (фронтально)
    (путем сочетания двух греческих слов: «bios» - жизнь и «logos» - слово, учение).
    На экране историческая справка: 1779г.- Т. Руз  впервые употребил термин «биология», в 1802 г.- Ж.Б.Ламарк и Г.Р. Тревиранус  ввели термин «биология» для обозначения науки о жизни.
    Биология – наука, изучающая все проявления жизни:  строение и функции живых существ и их природных сообществ, происхождение и развитие, связи друг с другом и с неживой природой. (в тетрадь)
    - Современная  быстроразвивающаяся наука  биология  имеет совершенно иной облик. Знание биологии очень актуально  для решения проблем сохранения окружающей среды, сохранения биологического разнообразия, улучшения здоровья людей, сбережения природных ресурсов и обеспечения устойчивого развития природы и общества.
    -Наступило время, когда от каждого из нас зависит будущее нашей планеты. Поэтому современный человек не может считать себя образованным, если он не знаком с основами биологических знаний.
     (на экране схема «Достижения современной биологии») краткая беседа
    -Уровень биологических  исследований  является показателем материально – технического развития общества. В связи с возросшим интересом к биологии в целом, она становится все более дифференцированной.
    
     в). Комплекс биологических наук и межпредметных дисциплин, их краткая характеристика.
    -В зависимости от предмета изучения, биологию подразделяют на отдельные науки, характеризующиеся высочайшей специализацией и одновременно тесным их взаимодействием. Таким образом, эти науки образуют семью биологических наук.
    
    Работа в парах  в рабочих тетрадях: ( Приложение1,4 )
     Задание : Вспомните, пользуясь знаниями, полученными в предыдущих классах и данными Приложения №4, что  изучают предложенные в таблице биологические науки, и постарайтесь  по мере ваших возможностей  заполнить таблицу  «Семья биологических наук и объекты ими изучаемые»  (время на выполнение - 10 минут).
    - Отдельные области биологии изучают общие свойства живых организмов. 
    Так, морфология  - учение о внешнем строении, структуре объектов живой природы (морфология растений, морфология животных и т.д.);
    физиология – учение о функциях живых организмов;
    анатомия – наука о внутреннем строении существ.
       К классическим наукам биологического цикла также можно отнести и систематику (систематика растений, систематика животных, систематика грибов и др.), 
    экологию (экология растений, экология животных, экология грибов и др.), 
    -Оставшиеся пробелы в таблице  заполните дома, пользуясь различными  информационными ресурсами.( Возможно дополнение таблицы по желанию)
    -В таблице приведён далеко не полный  перечень биологических наук.  (обращаю внимание обучающихся на данные Приложения №4). В современных условиях возникли и очень актуальны многие смежные биологические дисциплины:   биофизика, биохимия, биометрия, бионика, биотехнология и многие другие
    -  Предметы биологического цикла – теоретическая основа для ряда специальных дисциплин – медицины, агрономии, ветеринарии, звероводства, птицеводства и т.д. Это значит, что здравоохранение, сельское хозяйство, промышленность базируются на тех знаниях и достижениях, которыми характеризуется современный уровень биологии.
    Вопрос: Какой можно сделать вывод из всего, выше сказанного? (фронтально)
      Вывод:  Биология относится к фундаментальным наукам, т.к. её выводы имеют основополагающее теоретическое и прикладное (практическое) значение.
    - Мы видим, что развитие биологии как науки идет по двум направлениям:
    1).Дифференциация (узкая специализация)
    2).Интеграция (объединение разных научных дисциплин)
    -Общая биология является интегрирующей наукой. Она объединяет все биологические науки на теоретическом и практическом уровнях. 
    -Возникают вопросы. Что изучает общая биология? Что  объединяет все биологические науки? (самостоятельная работа с текстом учебника стр.3)      фронтальный опрос
    (Общая биология изучает  общие принципы организации живых систем, закономерности развития живого и на основе их познания разумное использование, охрану и воспроизводство природы.) ( В тетрадь)
    г). Цели и задачи « Общей биологии».  (коллективная работа совместно с учителем с текстом учебника стр.4)
    Цель: выяснить причины многообразия видов на планете.  (запись в тетрадь)
    Задачи: 	
    •  выяснить происхождение жизни на Земле 
    •  узнать, как развивалась жизнь на планете 
    •  познакомиться с механизмом образования видов 
    •  установить взаимосвязь между организмами; организмами и окружающей средой 
    •  выяснить структурную организацию живых организмов 
    Задача общей биологии – выявление и объяснение общих свойств и многообразия живых организмов.	( тетрадь)
    Предметом изучения общей биологии являются эволюционное учение, преставления о развитии органического мира, основы общей экологии и учения о биосфере, цитология, гистология, закономерности индивидуального развития организмов, основы генетики и селекции. (в тетрадь)
    д)методы « Общей  биологии».
    1)- Давайте вспомним ранее изученные научные методы изучения в биологии. Самостоятельная работа с Приложение№2. Фронтальный опрос.
    2) -Какие методы использует общая биология? (парная работа  в тетрадях со справочными материалами и приложением №3 )  (10 минут) Фронтальный опрос.
    Примечание: Несмотря на такое многообразие  методов, нет ни одного «абсолютного». Для получения более точных результатов исследований необходимо комплексное использование данных методов, т.к. они взаимодополняемы .
    е) практическое значение общебиологических  знаний
    1)Обращаю внимание обучающихся на схему (на экране)
    2)Самостоятельная работа с текстом параграфа, стр.4-5 учебника(10 минут)
     Задание: Изучите текст учебника на стр.4-5, выпишите в тетрадь, где  на практике применяет биологические знания человек.
     1)-в сельском хозяйстве  ( селекция продуктивных сортов растений, пород животных)
    2)-в селекции микроорганизмов (бифидобактерий и др.)
    3)- в медицине (борьба с инфекционными заболеваниями)
    4)- в природоохранной деятельности (использование рациональной , безотходной, природосберегающей технологии производств)
    5)- в биотехнологии (получение промышленным путём биологически активных веществ: антибиотиков, витаминов, гормонов и др.)
    3.Закрепление изученного по вопросам: (фронтально)
    1-сформулируйте определение « биологии» как науки
    2-Когда и кем впервые было использовано понятие «биология»?
    3-Какие науки называются смежными или интегрированными? Приведите примеры.
    4-Что изучает  «Общая биология»?
    5-По каким направлениям  развивается «Общая биология»? Назовите их.
    6-Назовите цель и задачу «Общей биологии»
    7-Есть ли « абсолютный» метод изучения в «Общей биологии»? Почему?
    8-Какое практическое значение имеют общебиологические знания?
    4. Домашнее задание:
     1) Изучить Введение на стр.3-5.
    2) Заполнить до конца таблицу : «Семья биологических наук и объекты ими изучаемые». (в тетради)
    3) Выучить методы изучения « Общей биологии» (в тетради)
    4) Повторить основные свойства и уровни организации живого.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Трофимова Г. М.

    Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx