Кузьмина Екатерина Алексеевна учитель биологии- химии МАОУ « Нижне-Кузлинская ООШ» Пономаревского района Название предмета: биология Класс: 9 УМК: Базовый учебник: В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, Биология:общие закономерности. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа Уровень обучения: базовый Тема урока: Забота о потомстве. Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час Место урока в системе уроков по теме: восьмой урок в теме «Эволюция живого мира на Земле» Цель урока: освоение многообразия форм заботы о потомстве, раскрывание значения заботы о потомстве у различных живых организмов в эволюционном процессе Задачи урока: показать многообразие форм заботы о потомстве, выявить эволюционное значение заботы о потомстве. Планируемые результаты обучения Предметные результаты обучения обучающиеся должны знать: многообразие форм заботы о потомстве, определение «забота о потомстве»; должны уметь: объяснять и иллюстрировать различные формы заботы о потомстве, эволюционный смысл заботы о потомстве. Метапредметные результаты обучения: Обучающиеся должны уметь: -ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; давать определения понятий, проводить сравнение и обобщение, делать выводы и заключения, задавать вопросы; Личностные результаты обучения: Уметь использовать полученные знания для характеристики многообразия форм заботы о потомстве, продолжать работу над развитием навыков самостоятельной работы с дополнительным материалом, учебником, делать выводы и фиксировать записи в тетрадь, работать с разными источниками информации. Техническое обеспечение урока компьютер; проектор. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: Биология. 9 класс: поурочные планы по учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И. Сонина /авт.-сост. М.М. Гуменюк. Волгоград: Учитель. Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 9-11 кл.: Метод. Пособие.- М.:Дрофа. Богданова Т.Л. Общая биология в терминах и понятиях :Справоч. Пособие для СПТУ.-М.:Высш.шк., Кузнецова В.Н. Тестовые материалы для оценки качества обучения. Биология. Основная школа- Москва: «Интеллект- Центр».2012 Содержание урока. I. Организационный момент. II. Проверка знаний учащихся. 1. Тест по теме « Эволюция органического мира». А 1. К факторам эволюции относят 1) приспособленность организмов к среде обитания 2) многообразие видов растений и животных 3) многообразие сортов культурных растений и с\х животных 4) Наследственность, изменчивость, борьбу за существование, естественный отбор А 2. Борьба за существование и естественный отбор – это 1) основные признаки живого 2) движущие силы эволюции 3) факторы среды обитания 4) результаты эволюции органического мира А 3. Сохранение животных и растений с признаками полезными для их адаптации происходит в процессе 1)естественного отбора 2) изменчивости 3) искусственного отбора 4) наследственности А 4. Искусственный отбор приводит к 1) выживанию наиболее приспособленных к среде обитания особей 2) формированию новых сортов растений и пород животных 3) появлению между видами биологической изоляции 4) возникновению новых видов животных А 5. Полезные адаптации распространяются в популяции благодаря 1) раздражимости 2) обмену веществ 3) половому размножению 4) межвидовой борьбе за существование А 6. Приспособленность растений и животных к среде обитания – это 1) результат эволюции 2) одна из причин эволюции 3) доказательство эволюции 4) результат действия искусственного отбора В 1. установите соответствие между примером и результатом эволюции, который его иллюстрирует: для каждой позиции из 1-го столбца выберите соответствующую позицию из второго столбца, обозначенную цифрой Пример результат эволюции А) наличие разных форм гетеротрофного 1) приспособленность питания животных 2) многообразие видов в природе Б) существование лютика едкого и лютика ползучего- растений одного рода В) отличие в массе тела особей северных и южных популяций серого волка Г) различие крон растений сосны обыкновенной, растущих на опушке и в гуще леса Д) ящерица круглоголовка и ящерица обыкновенная занимают в природе разные ареалы Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр А Б В Г Д В 2. Установите соответствие между примером борьбы за существование и её формой: Пример Форма борьбы за существование А) малярийный плазмодий паразитирует 1) между особями одного вида в организме человека 2) между особями разных видов Б) отсутствие зайцев в лесу снижает численность лис В) нижний ярус в лесу образуют теневыносливые растения Г) сосны,растущие в сосновом лесу, имеют тонкие и длинные стволы Д) самый сильный волк становится вожаком в стае Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр А Б В Г Д С 1. В чем сущность мимикрии? Дайте определение; приведите примеры. Критерии оценивания:12-13 баллов «5»; 10-12 баллов «4»; 8-9 баллов «3»; 7 баллов и меньше «2» Ответы: № задания А1 А2 А3 А4 А5 А6 Номер ответа 4 2 1 2 3 1 № задания В1 В2 Номер ответа 12112 22211 II. Изучение нового материала. 1.Актуализация. Большое значение для выживания вида имеют приспособления, обеспечивающие защиту потомства. Что такое забота о потомстве? (привлечение обучающихся к постановке цели урока; учащиеся предлагают свои варианты этого определения) Забота о потомстве –явление многогранное, у каждого организма оно своеобразно. Рассмотрим наиболее изученные формы этого явления. 2.Задание для самостоятельной работы с учебником. Прочитайте первый абзац параграфа «Забота о потомстве» учебника. Вопросы для беседы: - Дайте свое определение « заботы о потомстве».(забота о потомстве – это действия животных, обеспечивающие лучшие условия выживания и развития потомства) -О каких формах заботы о потомстве идет речь в тексте учебника? -Как объяснить высокую плодовитость беспозвоночных и низших позвоночных животных? Зачем нужны такие затраты биологического материала, если выживают единицы из всего потомства? 3.Работа в тетрадях. Задание: прочитайте 2-4 абзацы текста учебника. На основе прочитанного материала составьте схему «Формы заботы о потомстве». Дайте определения указанным формам заботы о потомстве .(пассивная забота о потомстве- выражается в том, что родительские особи носят своё потомство в себе (на себе). Активная забота о потомстве – подразумевает постройку укрытия, кормление, обогрев, обучение и т.д. Превентивная забота о потомстве ограничивается созданием убежища и заготовки корма) 4. работа с текстом учебника до конца. Вопросы для беседы - какая из изученных вами форм заботы о потомстве обеспечивает лучшие условия выживания и развития потомства? -расположите изученные формы заботы о потомстве в порядке их развития в ходе эволюции. -почему сохранились различные формы заботы о потомстве, если не все они максимально эффективны? III. Рефлексия. 1.Закончите предложение: Развитие заботы о потомстве в процессе эволюции________________ выживаемость потомства, и делает излишней __________________ плодовитость. 2. Выполнение заданий № 1-3 в рабочей тетради по теме «Забота о потомстве». IV. Домашнее задание 1.Изучите текст учебника. 2.Ответить на вопросы в конце параграфа. 3. Подготовить сообщения на темы: 1 вариант- «Животные- обитатели пустыни». 2 вариант- «Снова в воду. Тюлени» Приложение 1. Тест на тему «Эволюция органического мира » А 1. К факторам эволюции относят 1)приспособленность организмов к среде обитания 2)многообразие видов растений и животных 3)многообразие сортов культурных растений и с\х животных 4)Наследственность, изменчивость, борьбу за существование, естественный отбор А 2. Борьба за существование и естественный отбор – это 5) основные признаки живого 6) движущие силы эволюции 7) факторы среды обитания 8) результаты эволюции органического мира А3. Сохранение животных и растений с признаками полезными для их адаптации происходит в процессе 1) естественного отбора 2) изменчивости 3) искусственного отбора 4) наследственности А 4. Искусственный отбор приводит к 5) выживанию наиболее приспособленных к среде обитания особей 6) формированию новых сортов растений и пород животных 7) появлению между видами биологической изоляции 8) возникновению новых видов животных А 5. Полезные адаптации распространяются в популяции благодаря 5) раздражимости 6) обмену веществ 7) половому размножению 8) межвидовой борьбе за существование А 6. Приспособленность растений и животных к среде обитания – это 5) результат эволюции 6) одна из причин эволюции 7) доказательство эволюции 8) результат действия искусственного отбора В 1. установите соответствие между примером и результатом эволюции, который его иллюстрирует: для каждой позиции из 1-го столбца выберите соответствующую позицию из второго столбца, обозначенную цифрой Пример результат эволюции А) наличие разных форм гетеротрофного 1) приспособленность питания животных 2) многообразие видов в природе Б) существование лютика едкого и лютика ползучего- растений одного рода В) отличие в массе тела особей северных и южных популяций серого волка Г) различие крон растений сосны обыкновенной, растущих на опушке и в гуще леса Д) ящерица круглоголовка и ящерица обыкновенная занимают в природе разные ареалы Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр А Б В Г Д В 2. Установите соответствие между примером борьбы за существование и её формой: Пример Форма борьбы за существование А) малярийный плазмодий паразитирует 1) между особями одного вида в организме человека 2) между особями разных видов Б) отсутствие зайцев в лесу снижает численность лис В) нижний ярус в лесу образуют теневыносливые растения Г) сосны ,растущие в сосновом лесу, имеют тонкие и длинные стволы Д) самый сильный волк становится вожаком в стае Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр А Б В Г Д С 1. В чем сущность мимикрии? Дайте определение; приведите примеры. Критерии оценивания:12-13 баллов «5»; 10-12 баллов «4»; 8-9 баллов «3»; 7 баллов и меньше «2» .
Автор(ы): Кузьмина Е. А.
Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx