Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Урок 9. Забота о потомстве (Кузьмина Е.А.)

Текст урока

  • Конспект

     Кузьмина Екатерина   Алексеевна
    учитель биологии- химии
    МАОУ « Нижне-Кузлинская ООШ»
    Пономаревского района
    Название предмета:   биология
    Класс: 9
    УМК: Базовый учебник:
    В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, Биология:общие закономерности.  9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа
    Уровень обучения:          базовый
    Тема урока:   Забота о потомстве.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Место урока в системе уроков по теме:   восьмой  урок в теме «Эволюция живого мира на Земле»
    Цель урока: освоение многообразия форм  заботы о потомстве, раскрывание значения заботы  о потомстве у различных живых организмов в эволюционном процессе
    Задачи урока: показать многообразие форм заботы о потомстве, выявить     эволюционное значение заботы о потомстве.
     Планируемые результаты обучения
    Предметные результаты обучения
     обучающиеся  должны знать: многообразие форм заботы о потомстве, определение  «забота о потомстве»;
    должны уметь: объяснять и иллюстрировать различные формы заботы о потомстве, эволюционный смысл заботы о потомстве.
    Метапредметные результаты обучения: 
     Обучающиеся должны уметь: 
    -ставить цель деятельности на основе  определенной проблемы и существующих возможностей; давать определения понятий, проводить сравнение и обобщение, делать выводы и заключения, задавать вопросы;
    Личностные результаты обучения:
    Уметь использовать полученные знания для характеристики многообразия форм заботы о потомстве, продолжать работу над развитием навыков самостоятельной работы с дополнительным материалом, учебником, делать выводы и фиксировать записи в тетрадь, работать  с разными источниками информации. 
    Техническое обеспечение урока      компьютер; проектор.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:
    Биология. 9 класс: поурочные планы по учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И. Сонина /авт.-сост. М.М. Гуменюк.  Волгоград: Учитель.
    Сухова Т.С. Контрольные  и проверочные работы по биологии. 9-11 кл.: Метод. Пособие.- М.:Дрофа.
    Богданова Т.Л. Общая биология в терминах и понятиях :Справоч. Пособие для СПТУ.-М.:Высш.шк.,
    Кузнецова В.Н. Тестовые материалы для оценки качества обучения. Биология. Основная школа- Москва: «Интеллект- Центр».2012
    Содержание урока.
    I. Организационный  момент.
    II. Проверка  знаний учащихся.
    1. Тест по теме « Эволюция органического мира».      
    А 1. К факторам эволюции относят
                1) приспособленность организмов к среде обитания
    2) многообразие видов растений и животных
    3) многообразие сортов культурных растений и с\х  животных
    4) Наследственность, изменчивость, борьбу за существование, естественный отбор 
    А 2. Борьба  за существование и естественный отбор – это
    1) основные признаки живого
    2) движущие силы эволюции
    3) факторы среды обитания
    4) результаты эволюции органического мира
              А 3. Сохранение животных и растений с признаками полезными для их адаптации происходит в процессе
                1)естественного отбора
                2) изменчивости
                3) искусственного отбора
                4) наследственности
           А 4. Искусственный отбор приводит к
    1) выживанию наиболее приспособленных к среде обитания особей
    2) формированию новых сортов растений и пород животных
    3) появлению между видами биологической изоляции
    4) возникновению новых видов животных
    А 5. Полезные адаптации распространяются в популяции благодаря
    1) раздражимости
    2)  обмену веществ
    3) половому размножению
    4) межвидовой борьбе за существование
    А 6. Приспособленность растений и животных к среде обитания – это
    1) результат эволюции
    2) одна из причин эволюции
    3) доказательство эволюции
    4) результат действия искусственного отбора
    В 1. установите соответствие между примером и результатом эволюции, который его иллюстрирует: для каждой позиции из 1-го столбца выберите соответствующую позицию из второго столбца, обозначенную цифрой
    Пример                                                                               результат эволюции
    А) наличие разных форм гетеротрофного                   1) приспособленность
    питания животных                                                        2) многообразие видов в природе
    Б) существование лютика едкого и  лютика
    ползучего- растений одного рода
    В) отличие в массе тела особей северных и южных 
    популяций серого волка
    Г) различие крон растений сосны обыкновенной, 
    растущих на опушке и в гуще леса
    Д) ящерица круглоголовка и ящерица обыкновенная
    занимают в природе разные ареалы
    Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр
    А
    Б
    В
    Г
    Д
    
    
    
    
    
    
            В 2. Установите соответствие между примером борьбы за существование и её формой: 
    Пример                                                                   Форма борьбы за существование
    А) малярийный плазмодий паразитирует                       1) между особями одного вида
    в организме человека                                                         2) между особями разных видов
    Б) отсутствие зайцев в лесу снижает численность
    лис
    В) нижний ярус в лесу образуют теневыносливые 
    растения
    Г) сосны,растущие в сосновом лесу, имеют
    тонкие и длинные стволы
    Д) самый сильный волк становится вожаком в стае
    Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр
    А
    Б
    В
    Г
    Д
    
    
    
    
    
    
    С 1. В чем сущность мимикрии? Дайте определение; приведите примеры.
    Критерии оценивания:12-13 баллов «5»; 10-12  баллов «4»; 8-9 баллов «3»; 7 баллов и меньше «2»
    Ответы:
    № задания
    А1
    А2
    А3
    А4
    А5
    А6
    Номер ответа
    4
    2
    1
    2
    3
    1
    
    № задания
    В1
    В2
    Номер ответа
    12112
    22211
    
    II. Изучение нового материала.
    1.Актуализация.    Большое значение для выживания вида имеют приспособления, обеспечивающие защиту потомства. Что такое забота о потомстве? (привлечение обучающихся  к постановке цели урока; учащиеся предлагают свои варианты этого определения)
    Забота о потомстве –явление многогранное, у каждого организма оно своеобразно. Рассмотрим наиболее изученные формы этого явления.
    2.Задание для самостоятельной работы с учебником.
    Прочитайте первый абзац параграфа «Забота о потомстве» учебника. 
    Вопросы для беседы:
    - Дайте свое определение « заботы о потомстве».(забота о потомстве – это  действия животных, обеспечивающие  лучшие условия выживания и развития потомства)
    -О каких формах заботы о потомстве идет речь в тексте учебника?
    -Как объяснить высокую плодовитость беспозвоночных и низших позвоночных животных? Зачем нужны такие затраты биологического материала, если выживают единицы из всего потомства?
    3.Работа в тетрадях.
    Задание: прочитайте 2-4 абзацы текста учебника. На основе прочитанного материала составьте схему «Формы заботы о потомстве». Дайте определения  указанным формам заботы о потомстве .(пассивная забота о потомстве- выражается в том, что  родительские особи носят своё потомство в себе (на себе). 
    Активная забота о потомстве – подразумевает постройку укрытия, кормление, обогрев, обучение и т.д.
    Превентивная забота о потомстве ограничивается созданием убежища и заготовки корма)
    4. работа с текстом учебника до конца.
    Вопросы  для беседы
    - какая из изученных вами форм заботы о потомстве обеспечивает лучшие условия выживания и развития потомства?
    -расположите изученные формы заботы о потомстве в порядке их развития в ходе  эволюции.
    -почему сохранились различные формы заботы о потомстве, если не все они максимально эффективны?
    III. Рефлексия.
    1.Закончите предложение:
    Развитие заботы о потомстве в процессе эволюции________________ выживаемость  потомства, и делает излишней __________________ плодовитость.
    2. Выполнение заданий № 1-3 в рабочей тетради по теме «Забота о потомстве».
    IV. Домашнее задание
    1.Изучите текст учебника.
    2.Ответить на вопросы в конце параграфа.
    3. Подготовить сообщения на темы:
    1 вариант- «Животные- обитатели пустыни». 2 вариант-  «Снова в воду. Тюлени»
    Приложение 1.
    Тест на тему «Эволюция органического мира » 
                              А 1. К факторам эволюции относят
                1)приспособленность организмов к среде обитания
    2)многообразие видов растений и животных
    3)многообразие сортов культурных растений и с\х  животных
    4)Наследственность, изменчивость, борьбу за существование, естественный отбор 
    А 2. Борьба  за существование и естественный отбор – это
    5) основные признаки живого
    6) движущие силы эволюции
    7) факторы среды обитания
    8) результаты эволюции органического мира
              А3. Сохранение животных и растений с признаками полезными для их адаптации происходит в процессе
                1) естественного отбора
                2) изменчивости
                3) искусственного отбора
                4) наследственности
           А 4. Искусственный отбор приводит к
    5) выживанию наиболее приспособленных к среде обитания особей
    6) формированию новых сортов растений и пород животных
    7) появлению между видами биологической изоляции
    8) возникновению новых видов животных
    А 5. Полезные адаптации распространяются в популяции благодаря
    5) раздражимости
    6)  обмену веществ
    7) половому размножению
    8) межвидовой борьбе за существование
    А 6. Приспособленность растений и животных к среде обитания – это
    5) результат эволюции
    6) одна из причин эволюции
    7) доказательство эволюции
    8) результат действия искусственного отбора
    В 1. установите соответствие между примером и результатом эволюции, который его иллюстрирует: для каждой позиции из 1-го столбца выберите соответствующую позицию из второго столбца, обозначенную цифрой
    
    Пример                                                                               результат эволюции
    А) наличие разных форм гетеротрофного                   1) приспособленность
    питания животных                                                        2) многообразие видов в природе
    Б) существование лютика едкого и  лютика
    ползучего- растений одного рода
    В) отличие в массе тела особей северных и южных 
    популяций серого волка
    Г) различие крон растений сосны обыкновенной, 
    растущих на опушке и в гуще леса
    Д) ящерица круглоголовка и ящерица обыкновенная
    занимают в природе разные ареалы
    Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр
    А
    Б
    В
    Г
    Д
    
    
    
    
    
    
            В 2. Установите соответствие между примером борьбы за существование и её формой: 
    Пример                                                                   Форма борьбы за существование
    А) малярийный плазмодий паразитирует                       1) между особями одного вида
    в организме человека                                                         2) между особями разных видов
    Б) отсутствие зайцев в лесу снижает численность
    лис
    В) нижний ярус в лесу образуют теневыносливые 
    растения
    Г) сосны ,растущие в сосновом лесу, имеют
    тонкие и длинные стволы
    Д) самый сильный волк становится вожаком в стае
    Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр
    А
    Б
    В
    Г
    Д
    
    
    
    
    
    
    С 1. В чем сущность мимикрии? Дайте определение; приведите примеры.
    Критерии оценивания:12-13 баллов «5»; 10-12  баллов «4»; 8-9 баллов «3»; 7 баллов и меньше «2»
    
    .
    
    
     

    Автор(ы): Кузьмина Е. А.

    Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx