Кузьмина Екатерина Алексеевна
учитель биологии- химии
МАОУ « Нижне-Кузлинская ООШ»
Пономаревского района
Название предмета: биология
Класс: 9
УМК: Базовый учебник:В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, Биология:общие закономерности. 9 класс:учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа
Уровень обучения: базовый
Тема урока: Формы естественного отбора.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
Место урока в системе уроков по теме: шестой урок в теме «Эволюция живого мира на Земле»
Цель урока: Способствовать формированию знаний у учащихся о формах естественного отбора и механизмах действия естественного отбора.
Задачи урока: рассмотреть формы естественного отбора и условия, в которых они действуют, показать направленность Е.О. и эволюции в целом; раскрыть взаимосвязь факторов эволюции;
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся должны иметь представление о работах И.И. Шмальгаузена по изучению стабилизирующего отбора, о других факторах эволюции. Знать основные формы естественного отбора.
Метапредметные: Обучающиеся должны уметь: Ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; давать определения понятий, проводить сравнение и обобщение, делать выводы и заключения, задавать вопросы; работать с разными источниками информации
Личностные результаты обучения:
Уметь использовать полученные знания для характеристики основных форм естественного отбора, продолжать работу над развитием навыков самостоятельной работы с дополнительным материалом, учебником, делать выводы и фиксировать записи в тетрадь.
Техническое обеспечение урока компьютер; проектор.
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:
Биология. 9 класс: поурочные планы по учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И. Сонина /авт.-сост. М.М. Гуменюк. Волгоград: Учитель.
Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 9-11 кл.: Метод. Пособие.- М.: Дрофа.
Богданова Т.Л. Общая биология в терминах и понятиях: Справоч. Пособие для СПТУ. -М.: Высшая школа.
Содержание урока:
Ход урока:
I.Организационный момент:
II.Проверка знаний учащихся
Задание 1. Групповая работа – определение формы борьбы за существование
Определить, к какой форме борьбы за существование относятся эти примеры:
1. Зима. Много снега, лют и задирист мороз. Голодно лисице в нашем лесу, но она ходит, ищет, перебегает с разбросанных по болоту клюквенных подушек, находит спрятавшихся грызунов. (Межвидовая борьба)
2. Орел бьет сокола, а сокол бьет уток.
Страшатся рыбы крокодила,
От тигра гибнет волк, а кошка ест мышей.
Всегда имеет верх над слабостью-сила. (Межвидовая борьба)
3. Отбором давно забракован.
Ногам не сносить головы!
Живите, сильнейшие братья,
А мне не уйти от судьбы. (Хищник- жертва, межвидовая).
4. В хвойном лесу высокие деревья подавляют рост низких растений. (Внутривидовая).
5. Серая крыса, более сильная и агрессивная, вытесняет черную, которая теперь встречается лишь в лесных районах или пустыни. (Межвидовая).
6. Чайки, синицы, буревестники убивают своих птенцов при их большом количестве. (Внутривидовая).
7. В Австралии обыкновенная пчела вытеснила маленькую туземную пчелку, не имеющую жала. (межвидовая)
8. Пингвины помогают друг другу высиживать и выкармливать птенцов. (Внутривидовая).
9. Бычий цепень – паразит человека, заразиха и повилика, петров крест - паразиты растений. (Межвидовая).
10. Зимой в любом из городских парков голуби отгоняют от брошенных на снег крупы и крошек воробьев. (Межвидовая).
11. Ограничение участка обитания системой меток
- у приматов пахучие подмышечные железы;
- собаки метят территорию мочой.
- пение птиц - сигнал занятости территории. (межвидовая борьба)
12. В тундре после сильных снегопадов оленям трудно добывать ягель из под снега, при этом многие животные гибнут от голода. (Борьба с неблагоприятными условиями среды).
Задание 2.
Мозговой штурм - учащиеся задают друг другу вопросы по пройденным темам данного раздела (примерный перечень вопросов)
- Шведский ученый, который ввел в биологии бинарную номенклатуру( К. Линней )
-Французский естествоиспытатель, который впервые ввел понятие «биология»( Ж.Б. Ламарк)
-Что такое естественный отбор
- Ученый, который ввел впервые понятие «вид» – ( Д.Рей).
-Какая форма борьбы за существование является наиболее напряженной и почему.
-Органы, утратившие свою первоначальную функцию, но сохраняющиеся у особей данного вида в зачаточном состоянии – ( рудименты.)
-Примеры рудиментов – (копчиковая кость, зачаточные ушные мышцы, аппендикс, третье веко (человек), остатки тазовых костей (кит).)
-Появление признаков, характерных для далекого предка, но в норме не встречающихся у современных форм – ( атавизмы.)
-Примеры атавизмов у человека – (хвостатость, многососковость, волосатость.)
-Наука, изучающая зародышевое развитие организма – ( эмбриология.)
-Наука, изучающая ископаемые остатки вымерших организмов – ( палеонтология.)
-Совокупность особей, сходных по строению, имеющих общее происхождение, населяющих, определенную территорию, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство – ( вид.)
-Совокупность особей данного вида, которая длительное время существует на определенном участке ареала и способна к свободному скрещиванию –( популяция.
-Формы борьбы за существование – ( внутривидовая, межвидовая, с неблагоприятными условиями среды.)
3.Работа в рабочей тетради:
дать сравнительную характеристику естественного и искусственного отбора. Заполнить таблицу .(стр.14 рабочей тетради)
III. Актуализация знаний:
Естественный отбор действует постоянно, знание его механизма закономерностей и форм помогает найти ответы на многие вопросы биологии.
IV. Изучение нового материала: Формы естественного отбора.
1).Движущий и стабилизирующий отбор.
1. Работа в группах с целью изучения материала учебника
-первая группа знакомится с описанием движущего отбора.
-вторая группа изучает особенности стабилизирующего отбора.
2. Вопросы для беседы :
- Назовите форму естественного отбора, которая поддерживает соответствие формы
и размеров у цветков насекомоопыляемых растений и насекомых опылителей.
-благодаря какой форме естественного отбора сохранились до настоящего времени
Живые ископаемые (реликтовые формы растений и животных).
- назовите форму естественного отбора, которая действует в изменившихся условиях внешней среды.
3 .Задача. После снегопада и сильных ветров в Северной Америке было найдено136 оглушенных и полуживых домовых воробьев; 72 (со средней длиной крыльев) из них выжили, а 64 погибли (у них были или очень длинные крылья , или короткие). Какой можно сделать вывод из этого? (особи со средними- «нормальными» крыльями оказались более выносливыми). Как назовем данную форму естественного отбора? (стабилизирующий отбор).
-известно, что через некоторое время после начала применения того или иного ядохимиката появляются формы животных, устойчивые к нему. Объясните это явление с позиций теории естественного отбора.
4. Работа в рабочих тетрадях.
Задание. Закончите утверждения.
1. Форма естественного отбора, преобразующая виды, называется___________
2. Форма естественного отбора, закрепляющая полученные формы, называется_____________
5) Половой отбор.
Половой отбор- естественный отбор, касающийся признаков особей одного пола. Это частный случай внутривидового естественного отбора, а не самостоятельный фактор эволюции.
Примеры полового отбора вы должны выявить после просмотра фрагментов фильма ВВС «Жизнь» (просмотр).
1.Работа по вопросам для обсуждения просмотренного материала:
-Что повышает вероятность оставления и выживания потомства?
-Что такое половой диморфизм? Приведите примеры полового диморфизма животных, обитающих на территории нашей области.
-Почему половой отбор нельзя считать самостоятельным фактором эволюции?
V. Рефлексия.
Обратить внимание учащихся на то, что признание ведущей роли за естественным отбором в эволюции не принижает значение остальных факторов эволюционного процесса. Все элементарные факторы эволюции взаимосвязаны под контролем отбора, все они воздействуют на элементарную эволюционную единицу – вид.
Результаты естественного отбора:
-создание новых адаптивных признаков;
- уничтожение неполезных приспособлений;
-сохранение полезных приспособлений.
VI. Домашнее задание: изучить п 6. Стр. 29-34. Вопросы в конце параграфа. выполнить задания рабочей тетради №8-9 (стр16). Подготовится к биологическому диктанту.
Автор(ы): Кузьмина Е. А.
Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx