Кузьмина Екатерина Алексеевна учитель биологии- химии МАОУ « Нижне-Кузлинская ООШ» Пономаревского района Название предмета: биология Класс: 9 УМК: Базовый учебник:В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, Биология:общие закономерности. 9 класс:учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа Уровень обучения: базовый Тема урока: Формы естественного отбора. Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час Место урока в системе уроков по теме: шестой урок в теме «Эволюция живого мира на Земле» Цель урока: Способствовать формированию знаний у учащихся о формах естественного отбора и механизмах действия естественного отбора. Задачи урока: рассмотреть формы естественного отбора и условия, в которых они действуют, показать направленность Е.О. и эволюции в целом; раскрыть взаимосвязь факторов эволюции; Планируемые результаты обучения: Предметные: учащиеся должны иметь представление о работах И.И. Шмальгаузена по изучению стабилизирующего отбора, о других факторах эволюции. Знать основные формы естественного отбора. Метапредметные: Обучающиеся должны уметь: Ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; давать определения понятий, проводить сравнение и обобщение, делать выводы и заключения, задавать вопросы; работать с разными источниками информации Личностные результаты обучения: Уметь использовать полученные знания для характеристики основных форм естественного отбора, продолжать работу над развитием навыков самостоятельной работы с дополнительным материалом, учебником, делать выводы и фиксировать записи в тетрадь. Техническое обеспечение урока компьютер; проектор. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: Биология. 9 класс: поурочные планы по учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И. Сонина /авт.-сост. М.М. Гуменюк. Волгоград: Учитель. Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 9-11 кл.: Метод. Пособие.- М.: Дрофа. Богданова Т.Л. Общая биология в терминах и понятиях: Справоч. Пособие для СПТУ. -М.: Высшая школа. Содержание урока: Ход урока: I.Организационный момент: II.Проверка знаний учащихся Задание 1. Групповая работа – определение формы борьбы за существование Определить, к какой форме борьбы за существование относятся эти примеры: 1. Зима. Много снега, лют и задирист мороз. Голодно лисице в нашем лесу, но она ходит, ищет, перебегает с разбросанных по болоту клюквенных подушек, находит спрятавшихся грызунов. (Межвидовая борьба) 2. Орел бьет сокола, а сокол бьет уток. Страшатся рыбы крокодила, От тигра гибнет волк, а кошка ест мышей. Всегда имеет верх над слабостью-сила. (Межвидовая борьба) 3. Отбором давно забракован. Ногам не сносить головы! Живите, сильнейшие братья, А мне не уйти от судьбы. (Хищник- жертва, межвидовая). 4. В хвойном лесу высокие деревья подавляют рост низких растений. (Внутривидовая). 5. Серая крыса, более сильная и агрессивная, вытесняет черную, которая теперь встречается лишь в лесных районах или пустыни. (Межвидовая). 6. Чайки, синицы, буревестники убивают своих птенцов при их большом количестве. (Внутривидовая). 7. В Австралии обыкновенная пчела вытеснила маленькую туземную пчелку, не имеющую жала. (межвидовая) 8. Пингвины помогают друг другу высиживать и выкармливать птенцов. (Внутривидовая). 9. Бычий цепень – паразит человека, заразиха и повилика, петров крест - паразиты растений. (Межвидовая). 10. Зимой в любом из городских парков голуби отгоняют от брошенных на снег крупы и крошек воробьев. (Межвидовая). 11. Ограничение участка обитания системой меток - у приматов пахучие подмышечные железы; - собаки метят территорию мочой. - пение птиц - сигнал занятости территории. (межвидовая борьба) 12. В тундре после сильных снегопадов оленям трудно добывать ягель из под снега, при этом многие животные гибнут от голода. (Борьба с неблагоприятными условиями среды). Задание 2. Мозговой штурм - учащиеся задают друг другу вопросы по пройденным темам данного раздела (примерный перечень вопросов) - Шведский ученый, который ввел в биологии бинарную номенклатуру( К. Линней ) -Французский естествоиспытатель, который впервые ввел понятие «биология»( Ж.Б. Ламарк) -Что такое естественный отбор - Ученый, который ввел впервые понятие «вид» – ( Д.Рей). -Какая форма борьбы за существование является наиболее напряженной и почему. -Органы, утратившие свою первоначальную функцию, но сохраняющиеся у особей данного вида в зачаточном состоянии – ( рудименты.) -Примеры рудиментов – (копчиковая кость, зачаточные ушные мышцы, аппендикс, третье веко (человек), остатки тазовых костей (кит).) -Появление признаков, характерных для далекого предка, но в норме не встречающихся у современных форм – ( атавизмы.) -Примеры атавизмов у человека – (хвостатость, многососковость, волосатость.) -Наука, изучающая зародышевое развитие организма – ( эмбриология.) -Наука, изучающая ископаемые остатки вымерших организмов – ( палеонтология.) -Совокупность особей, сходных по строению, имеющих общее происхождение, населяющих, определенную территорию, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство – ( вид.) -Совокупность особей данного вида, которая длительное время существует на определенном участке ареала и способна к свободному скрещиванию –( популяция. -Формы борьбы за существование – ( внутривидовая, межвидовая, с неблагоприятными условиями среды.) 3.Работа в рабочей тетради: дать сравнительную характеристику естественного и искусственного отбора. Заполнить таблицу .(стр.14 рабочей тетради) III. Актуализация знаний: Естественный отбор действует постоянно, знание его механизма закономерностей и форм помогает найти ответы на многие вопросы биологии. IV. Изучение нового материала: Формы естественного отбора. 1).Движущий и стабилизирующий отбор. 1. Работа в группах с целью изучения материала учебника -первая группа знакомится с описанием движущего отбора. -вторая группа изучает особенности стабилизирующего отбора. 2. Вопросы для беседы : - Назовите форму естественного отбора, которая поддерживает соответствие формы и размеров у цветков насекомоопыляемых растений и насекомых опылителей. -благодаря какой форме естественного отбора сохранились до настоящего времени Живые ископаемые (реликтовые формы растений и животных). - назовите форму естественного отбора, которая действует в изменившихся условиях внешней среды. 3 .Задача. После снегопада и сильных ветров в Северной Америке было найдено136 оглушенных и полуживых домовых воробьев; 72 (со средней длиной крыльев) из них выжили, а 64 погибли (у них были или очень длинные крылья , или короткие). Какой можно сделать вывод из этого? (особи со средними- «нормальными» крыльями оказались более выносливыми). Как назовем данную форму естественного отбора? (стабилизирующий отбор). -известно, что через некоторое время после начала применения того или иного ядохимиката появляются формы животных, устойчивые к нему. Объясните это явление с позиций теории естественного отбора. 4. Работа в рабочих тетрадях. Задание. Закончите утверждения. 1. Форма естественного отбора, преобразующая виды, называется___________ 2. Форма естественного отбора, закрепляющая полученные формы, называется_____________ 5) Половой отбор. Половой отбор- естественный отбор, касающийся признаков особей одного пола. Это частный случай внутривидового естественного отбора, а не самостоятельный фактор эволюции. Примеры полового отбора вы должны выявить после просмотра фрагментов фильма ВВС «Жизнь» (просмотр). 1.Работа по вопросам для обсуждения просмотренного материала: -Что повышает вероятность оставления и выживания потомства? -Что такое половой диморфизм? Приведите примеры полового диморфизма животных, обитающих на территории нашей области. -Почему половой отбор нельзя считать самостоятельным фактором эволюции? V. Рефлексия. Обратить внимание учащихся на то, что признание ведущей роли за естественным отбором в эволюции не принижает значение остальных факторов эволюционного процесса. Все элементарные факторы эволюции взаимосвязаны под контролем отбора, все они воздействуют на элементарную эволюционную единицу – вид. Результаты естественного отбора: -создание новых адаптивных признаков; - уничтожение неполезных приспособлений; -сохранение полезных приспособлений. VI. Домашнее задание: изучить п 6. Стр. 29-34. Вопросы в конце параграфа. выполнить задания рабочей тетради №8-9 (стр16). Подготовится к биологическому диктанту.
Автор(ы): Кузьмина Е. А.
Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx