Недорезов В.Н., учитель биологии МАОУ «Романовская ООШ» Пономаревский район Предмет: Биология Класс: 9 УМК: Биология. Общие закономерности. 9 класс: учебник для образовательных учреждений/ С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонина. – М.: Дрофа, 2012 Уровень обучения: Базовый. Тема урока: Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Часов по теме: 1 № урока в теме: 1 Цель урока: 1. Рассмотреть, как отражается на окружающей среде деятельность человека; что является причиной и каковы последствия загрязнений; 2. Развитие познавательной активности; 3. Воспитание экологического мировоззрения, понимания необходимости сохранения окружающей среды. Задачи урока: Образовательная: показать место и роль человека в биосфере, его влияние на географическую оболочку, рассмотреть способы решения проблемы воздействия человека на природу; Развивающая: формировать умения и навыки групповой работы, анализировать, сравнивать, выделять главное; Воспитательная: экологическое воспитание. Планируемые результаты: З. познакомить с последствиями хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. У. видеть последствия хозяйственной деятельности и меры борьбы с ними. Н. работать с дополнительными источниками информации. Тип: актуализация ранее усвоенных знаний Вид: частично поисковый Форма урока: дискуссия. Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный материал, доклады учащихся. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: 1. Электронное учебное издание. Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. 2. http://www.youtube.com/watch?v=L0qI8P1rw5c («Экологические проблемы Земли»). СТРУКТУРА УРОКА 1. Введение Организационное введение (1 мин) Готовность класса занятию. Вступительное слово учителя (5 мин) Современный человек сформировался около 30-40 тысяч лет назад. С этого времени в эволюции биосферы возник новый фактор - антропогенный. Сегодня вы узнаете о том, как развитие человеческого общества влияет на эволюцию биосферы, как сказывается хозяйственная деятельность человека на состоянии биоценозов. Ранние стадии эволюции человечества характеризуются добычей пищи посредством охоты и собирательства, в дальнейшем все большее значение приобретает процесс производства пищи, сопровождающийся глубоким воздействием на природе. Как вы уже знаете, производственная деятельность человека затрагивает различные уровни биосферы: это воздух, пресные водоемы и Мировой океан, почва, растительный и животный мир и многое другое. Сегодня на уроке мы послушаем сообщения экспертов-экологов, они то и осветят нам различные экологические проблемы , связанные с производственной деятельностью человека. По окончании сообщений мы вместе обсудим представленные проблемы. 1. Общее обсуждение ( 24 мин) Эксперты проводят представление подготовленных докладов с использованием презентаций.(3-4 минуты каждому) 1. Загрязнение воздуха 2. Загрязнение пресных вод 3. Загрязнение Мирового океана 4. Антропогенные изменения почвы 5. Влияние человека на растительный и животный мир 6. Радиоактивное загрязнение биосферы. 2. Заключение Содержательное заключение (10 мин.) Учитель: а теперь давайте обсудим проблемы, озвученные нашими экспертами. Вопросы для обсуждения. 1. Что является причиной и каковы последствия загрязнения атмосферы? 2. Каковы причины возможного возникновения «водного голода»? 3. К чему приводит загрязнение вод Мирового океана? 4. Каково прямое влияние человека на растительный и животный мир? 5. Как сказывается хозяйственная деятельность человека на структуре и плодородии почв? Заключение по процедуре проведения (5 мин.) - готовность учащихся - активность класса при обсуждении - что нового узнали на уроке - реализована ли цель урока (для каждого обучающегося) 3. Домашнее задание (3 мин.) § 55-56 Подготовиться к контролю знаний по курсу биологии 9 класс Подготовка к уроку. Тема урока была дана заранее. Каждый учащийся получил домашнее задание - подготовить основной вопрос с использование дополнительной литературы и подготовкой презентаций: 1. Загрязнение воздуха 2. Загрязнение пресных вод 3. Загрязнение Мирового океана 4. Антропогенные изменения почвы 5. Влияние человека на растительный и животный мир 6. Радиоактивное загрязнение биосферы. 7. Охрана природы и основы рационального природопользования. Приложение 1. Загрязнение воздуха В процессе своей деятельности человек загрязняет воздушную среду. Над городами и промышленными районами в атмосфере возрастает концентрация газов, которые обычно в сельской местности содержатся в очень небольших количествах или совсем отсутствуют. Загрязненный воздух вреден для здоровья. Кроме того, вредные газы, соединяясь с атмосферной влагой и выпадая в виде кислых дождей, ухудшают качество почвы и снижают урожай. Основные причины загрязнения атмосферы- сжигание природного топлива и металлургическое производство. Если в XIX и в начале XX в. поступающие в окружающую среду продукты сгорания угля и жидкого топлива почти полностью ассимилировались растительностью Земли, то в настоящее время содержание вредных продуктов сгорания неуклонно возрастает. Из печей, топок, выхлопных труб автомобилей в воздух попадает целый ряд загрязняющих веществ. Среди них выделяется сернистый ангидрид- ядовитый газ, легко растворимый в воде. Концентрация сернистого газа в атмосфере особенно высока в окрестностях медеплавильных заводов. Он вызывает разрушение хлорофилла, недоразвитие пыльцевых зерен, засыхание и отпадание листьев хвои. Часть S02 окисляется до серного ангидрида. Растворы сернистой и серной кислот, выпадая с дождями на поверхность Земли, причиняют вред живым организмам, разрушают здания. Почва приобретает кислую реакцию, из нее вымывается перегной (гумус) — органическое вещество, содержащее все компоненты, необходимые для развития растений. Кроме того, в ней снижается количество солей кальция, магния, калия. В кислых почвах уменьшается и число обитающих в них видов животных, замедлена скорость разложения опада. Все это создает неблагоприятные условия для роста растений. Каждый год в результате сжигания топлива в атмосферу поступают миллиарды тонн С02. Половина диоксида углерода, образующегося цри сгорании ископаемого топлива, поглощается океаном и зелеными растениями, половина остается в воздухе. Содержание С02 в атмосфере постепенно возрастает и за последние 100 лет увеличилось более чем на 10% С02 препятствует тепловому излучению в космическое пространство, создавая так называемый парниковый эффект. Изменение содержания С02 в атмосфере в значительной мере влияет на климат Земли. Промышленные предприятия и автомобили служат причиной поступления в атмосферу многих ядовитых соединений- окислов азота, оксида углерода, соединений свинца (каждый автомобиль выделяет за год 1 кг свинца), различных углеводородов- ацетилена, этилена, метана, пропана, толуола, бензпирена и др. Вместе с капельками воды они образуют ядовитый туман- смог, вредно действующий на организм человека, на растительность городов. Жидкие и твердые частицы (пыль), взвешенные в воздухе, уменьшают количество солнечной радиации, достигающей поверхности Земли. Так, в больших городах солнечная радиация уменьшается на 15%, ультрафиолетовое излучение- на 30% (а в зимние месяцы оно может совсем исчезнуть). 2. Загрязнение пресных вод Масштабы использования водных ресурсов быстро увеличиваются. Это связано с ростом населения и улучшением санитарно-гигиенических условий жизни человека, развитием промышленности и орошаемого земледелия. Суточное потребление воды на хозяйственно- бытовые нужды в сельской местности составляет 50 л на одного человека, в городах- 150 л. Огромное количество воды используется в промышленности. На выплавку 1 т стали необходимо 200 м3 воды, а 1 т никеля- 4000 м3. На производство 1 т бумаги требуется 100 м3, на изготовление 1 т синтетического волокна от 2500 до 5000 м3. Промышленность поглощает 85% всей воды, расходуемой в городах, оставляя на хозяйственно-бытовые цели около 15%. Еще больше воды необходимо для орошения. В течение года на 1 га поливных земель уходит 12- 14 м3 воды. В нашей стране ежегодно на орошение расходуется более 150 км , в то время как на все другие нужды - около 50 км3 воды. Постоянное увеличение водопотребления на планете ведет к опасности «водного голода», что обусловливает необходимость разработки мероприятий по рациональному использованию водных ресурсов. Кроме высокого уровня расхода нехватка воды вызывается ее растущим загрязнением вследствие сброса в реки отходов промышленного и особенно химического производства и коммунальных сточных вод. Бактериальное загрязнение и ядовитые химические вещества (например, фенол) приводят к омертвению водоемов. Вредные последствия имеет также молевой сплав леса по рекам, который часто сопровождается заторами. При длительном пребывании древесины в воде она теряет деловые качества, а вымываемые из нее вещества губительно действуют на рыб. В реки и озера поступают и вымываемые из почвы дождями минеральные удобрения- нитраты и фосфаты, которые в больших концентрациях способны резко изменять видовой состав водоемов, а также различные ядохимикаты- пестициды, используемые в сельском хозяйстве для борьбы с насекомыми- вредителями. Для аэробных организмов, обитающих в пресных водах, неблагоприятным фактором служит и сброс предприятиями теплых вод. В теплой воде кислород плохо растворяется и его дефицит может приводить многие организмы к гибели. 3. Загрязнение Мирового океана Значительному загрязнению подвергаются воды морей и океанов. С речным стоком, а также от морского транспорта в моря поступают болезнетворные отходы, нефтепродукты, соли тяжелых металлов, ядовитые органические соединения, в том числе пестициды. Загрязнение морей и океанов достигает таких масштабов, что в ряде случаев выловленные рыбы и моллюски оказываются непригодными для употребления в пищу. ДДТ обнаружен даже в организме пингвинов, обитающих в Антарктиде. 4. Антропогенные изменения почвы Плодородный слой почвы формируется очень долго. В то же время ежегодно вместе с урожаем из почвы изымаются десятки миллионов тонн азота, калия, фосфора- главных компонентов питания растений. Основной фактор плодородия почвы- перегной (гумус) содержится в черноземах в количестве менее 5% от массы пахотного слоя. На бедных почвах перегноя еще меньше. При отсутствии пополнения почв соединениями азота его запас может быть израсходован за 50- 100 лет. Этого не происходит, поскольку культурное земледелие предусматривает внесение в почву органических и неорганических (минеральных) удобрений. Внесенные в почву азотные удобрения используются растениями на 40- 50%. Остальная часть (около 20%) восстанавливается микроорганизмами до газообразных веществ- N2, N20 и улетучивается в атмосферу или вымывается из почвы. Таким образом, минеральные азотные удобрения не обладают длительным действием и поэтому их приходится вносить ежегодно. При недостаточном внесении органических и неорганических удобрений почва истощается и урожаи падают. Неблагоприятные изменения в почве наступают и в результате неправильных севооборотов, т. е. ежегодного посева одних и тех же культур, например картофеля. Включение же в севообороты бобовых культур обогащает почву азотом. Посевы клевера и люцерны за счет связывания N2 симбиотическими клубеньковыми бактериями позволяют задержать в почве до 300 кг азота на 1 га. Севообороты необходимы и для борьбы с растительноядными червями- нематодами, которые значительно снижают урожай. Например, луковично-чесночная нематода может снизить урожай лука на 50% . К числу антропогенных изменений почвы относится эрозия (от лат. Erosion- разъедать). Эрозия представляет собой разрушение и снос почвенного покрова потоками воды или ветром. Широко распространена и наиболее разрушительна водная эрозия. Она возникает на склонах и развивается при неправильной обработке земли. Вместе с талыми и дождевыми водами с полей ежегодно уносятся в реки и моря миллионы тонн почвы. Если размыву ничто не препятствует, мелкие промоины превращаются в более глубокие и, наконец, в овраги. На юге европейской части страны овраги занимают большие территории, уменьшая полезную площадь обрабатываемых земель. Ветровая эрозия наиболее сильно проявляется в южных степных областях нашей страны. Она возникает в районах с сухой обнаженной почвой, с изреженным растительным покровом. Чрезмерный выпас скота в степях и полупустынях способствует ветровой эрозии и быстрому разрушению травяного покрова. Для восстановления слоя почвы толщиной 1 см в естественных условиях требуется 250- 300 лет. Следовательно, пыльные бури приносят невосполнимые потери плодородного слоя почвы. Значительные территории со сформированными почвами изымаются из сельскохозяйственного оборота вследствие открытого способа разработки полезных ископаемых, залегающих на небольшой глубине. Открытый способ добычи дешев, так как избавляет от сооружения дорогостоящих шахт и сложной системы коммуникаций, а также повышает безопасность. Вырытые глубокие карьеры и отвалы грунта разрушают не только земли, подлежащие разработке, но и окружающие территории, при этом нарушается гидрологический режим местности, загрязняются воды, почва и атмосфера, снижается урожай сельскохозяйственных культур. В районах подземной добычи полезных ископаемых формируется провально- терриконовый тип местности. Эти две особенности рельефа тесно связаны друг с другом: провалы образуются в результате возникновения пустот под земной поверхностью, а терриконы- в тех местах, где складывается пустая порода. Терриконы (земляные конусы) возникают не только вокруг шахт, но и около заводов, электростанций и других промышленных предприятий. Они занимают много места, сильно пылят при ветре, а многие из I них продолжают тлеть внутри, выделяя едкий дым и сернистый газ. 5. Влияние человека на растительный и животный мир Воздействия человека на живую природу складываются из прямого влияния и косвенного изменения природной среды. Одна из форм прямого воздействия на растения и животных- рубка леса. Выборочные и санитарные рубки, регулирующие состав и качество леса и необходимые для удаления поврежденных и больных деревьев, существенно не влияют на видовой состав лесных биоценозов. Другое дело- сплошная вырубка древостоя. Оказавшись внезапно в условиях открытого местообитания, растения нижних ярусов леса испытывают неблагоприятное влияние прямого солнечного излучения. У тенелюбивых растений травянистого и кустарничкового ярусов разрушается хлорофилл, угнетается рост, некоторые виды исчезают. На местах вырубок поселяются светолюбивые растения, устойчивые к повышенной температуре и недостатку влаги. Меняется и животный мир: виды, связанные с древостоем, исчезают или мигрируют в другие места. Ощутимое воздействие на состояние растительного покрова оказывает массовое посещение лесов отдыхающими и туристами. В этих случаях вредное влияние заключается в вытаптывании, уплотнении почвы и ее загрязнении. Уплотнение почвы угнетает корневые системы и приводит к засыханию древесных растений. Вытаптывание трав нарушает существенные этапы круговорота веществ, обрекая, деревья на частичное голодание. Прямое влияние человека на животный мир заключается в истреблении видов, представляющих для него пищевую или другую материальную пользу. Считается, что с 1600 г. человеком было истреблено более 160 видов и подвидов птиц и не менее 100 видов млекопитающих. В длинном списке исчезнувших видов значится тур- дикий бык, живший на территории всей Европы. В XVIII в. была истреблена описанная русским натуралистом Г. В. Стеллером морская корова (стеллерова корова)- водное млекопитающее, относящееся к отряду сиреновых. Немногим более ста лет назад исчезла дикая лошадь тарпан, обитавшая на юге России. Многие виды животных находятся на грани вымирания или сохранились только в заповедниках. Такова судьба бизонов, десятками миллионов населявших прерии Северной Америки, и зубров, прежде широко распространенных в лесах Европы. На Дальнем Востоке почти полностью истреблен пятнистый олень. Усиленный промысел китообразных привел на грань уничтожения несколько видов китов: серого, гренландского, голубого. На численность животных оказывает влияние и хозяйственная деятельность человека, не связанная с промыслом. Резко сократилась численность уссурийского тигра. Это произошло в результате освоения территорий в пределах его ареала и сокращения кормовой базы. В Тихом океане ежегодно погибает несколько десятков тысяч дельфинов: в период лова рыбы они попадают в сети и не могут из них выбраться. Еще недавно, до принятия рыбаками специальных мер, число погибающих в сетях дельфинов достигало сотен тысяч. На морских млекопитающих очень неблагоприятное действие оказывает загрязнение воды. В таких случаях оказывается неэффективным запрет на отлов животных. Например, после запрещения отлова дельфинов в Черном море их численность не восстанавливается. Причина заключается в том, что в Черное море с речной водой и через проливы из Средиземного моря поступает много ядовитых веществ. Эти вещества особенно вредны для детенышей дельфинов, высокая смертность которых и предотвращает рост поголовья этих китообразных. Исчезновение сравнительно небольшого числа видов животных и растений может показаться не очень существенным. Однако главная ценность живущих ныне видов заключается не в их хозяйственном значении. Каждый вид занимает определенное место в биоценозе, в цепи питания, и заменить его не может никто. Исчезновение того или иного вида ведет к уменьшению устойчивости биоценозов. Еще важнее то, что каждый вид обладает уникальными, присущими только ему свойствами. Утрата генов, определяющих эти свойства и отобранных в ходе длительной эволюции, лишает человека возможности в будущем воспользоваться ими для своих практических целей (например, для селекции). 6. Радиоактивное загрязнение биосферы Проблема радиоактивного загрязнения биосферы возникла в 1945 г. после взрыва атомных бомб, сброшенных на японские города Хиросиму и Нагасаки. Испытания ядерного оружия, производимые до 1962 г. в атмосфере, вызвали глобальное радиоактивное загрязнение. При взрыве атомных бомб возникает очень сильное ионизирующее излучение, радиоактивные частицы рассеиваются на большие расстояния, заражая почву, водоемы, живые организмы. Многие радиоактивные изотопы имеют длительный период полураспада, оставаясь опасными в течение всего времени своего существования. Все эти изотопы включаются в круговорот веществ, попадают в живые организмы и оказывают губительное действие на клетки. Очень опасен стронций-90 вследствие своей близости к кальцию. Накапливаясь в костях скелета, он служит постоянным источником облучения организма. Радиоактивный цезий (137Cs) сходен с калием, его много в мышцах пораженных животных. Исследования показали, что в организме эскимосов Аляски, питающихся мясом северных оленей, в значительных количествах содержится цезий-137. У испытаний ядерного оружия (а тем более при использовании этого оружия в военных целях) есть еще одна отрицательная сторона. При ядерном взрыве образуется громадное количество мелкой пыли, которая долго держится в атмосфере и поглощает значительную часть солнечной радиации. Расчеты отечественных ученых, подтвержденные учеными разных стран мира, показывают, что даже при ограниченном, локальном применения ядерного оружия образовавшаяся пыль будет задерживать большую часть солнечного излучения. Наступит длительное похолодание (ядерная зима), которое неизбежно приведет к гибели все живое на Земле. В настоящее время практически любая территория планеты от Арктики до Антарктиды подвержена многообразным антропогенным влияниям. Очень серьезный характер приобрели последствия разрушения природных биоценозов и загрязнения окружающей среды. Вся биосфера находится под все более усиливающимся давлением деятельности человека, поэтому актуальной задачей становятся природоохранительные мероприятия. 8. Охрана природы и основы рационального природопользования. Ухудшение состояния окружающей природной среды в процессе взаимодействия человеческого общества и природы вызывает необходимость рационализации природопользования и охраны природы. Рациональное природопользование — хозяйственная деятельность человека, обеспечивающая экономное использование природных ресурсов и условий, их охрану и воспроизводство с учетом не только настоящих, но и будущих интересов общества. Охрана природы (окружающей природной среды) — система мероприятий по оптимизации взаимоотношений человеческого общества и природы. В природоохранной деятельности различают охрану атмосферы, вод, недр, почв, растительности, животного мира. Экологический кризис и экологическая катастрофа Несбалансированные взаимоотношения общества и природы, т.е. нерациональное природопользование, часто приводят к экологическому кризису и даже экологической катастрофе. При этом кризис — обратимое явление, в котором человек выступает активно действующей стороной, катастрофа — необратимое явление, здесь человек уже лишь пассивная, страдающая сторона. Экологический кризис и экологическая катастрофа в зависимости от масштаба могут быть локальными, региональными и глобальными. Коэволюция общества и природы Для предотвращения глобальной экологической катастрофы взаимоотношения человеческого общества и природы должны перестроиться в направлении их коэволюции. Коэволюция общества и природы подразумевает их совместную, взаимосвязанную эволюцию. Однако эволюция в природе идет более медленно, чем социальная и научно-техническая эволюция общества, поэтому природа не успевает приспосабливаться к антропогенным изменениям. Общество должно сознательно ограничить свое воздействие на природу, чтобы сохранить возможность дальнейшей коэволюции. Такое совместное развитие общества и природы, обеспечивающее коэволюцию, называют устойчивым. Особо охраняемые природные территории (ООПТ) В пределах этих территорий (или акваторий) запрещено их хозяйственное использование, поддерживается их естественное состояние для сохранения экологического равновесия. В зависимости от строгости охраны различают: 1. государственные природные заповедники (в том числе биосферные); 2. национальные парки, природные парки; 3. государственные природные заказники; 4. памятники природы; 5. дендрологические парки и ботанические сады. В России насчитывается 95 заповедников, в том числе 11 биосферных (1,53% территории страны), 33 национальных парка (0,39%), более 1600 заказников, 8 тыс. памятников природы. Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) Мониторинг представляет собой систему наблюдения, оценки и прогнозирования состояния окружающей человека природной среды. Конечная цель экологического мониторинга — оптимизация отношений человека с природой, экологическая ориентация хозяйственной деятельности.
Автор(ы): Недорезов В. Н.
Скачать: Биология 9кл - Конспект.docАвтор(ы): Недорезов В. Н.
Скачать: Биология 9кл - Презентация к уроку.pptАвтор(ы): Недорезов В. Н.
Скачать: Биология 9кл - Тест.docx