Атнагулова Светлана Халимовна Учитель биологии МАОУ « Дюсметьевская СОШ» Пономаревского района Название предмета: биология Класс: 9 класс УМК:В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И.Сонин, Биология: Общие закономерности . 9класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2012. Уровень обучения:Базовый Тема урока: «Экологические факторы среды» Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час Место урока в системе уроков по теме: 6й-урок по теме: «Биосфера, ее структуры и функции (6ч.)» Цель: особенности абиотических факторов среды и рассмотреть их влияние на живые организмы. Задачи: Образовательные: научить объяснять влияние экологических факторов на живые организмы. Развивающие: развивать у учащихся мыслительные способности, умение анализировать полученные знания, развивать речь и память, продолжить формирование умений и навыков работы в группе. Воспитывающие: сформировать у учащихся интерес к науке экологии и желание изучать её закономерности, воспитывать у учащихся экологическую культуру и навыки самостоятельной работы. Методы: словесный, беседа, работа с текстом, таблицами, выполнение практических заданий Планируемые результаты. Личностные УУД. Формирование бережного отношения к природе. Познавательные УУД. Выделение главного в тексте, сравнение, сопоставление, заполнение таблицы. Регулятивные УУД. Выдвижение задач урока, самоконтроля, коррекция знаний. Коммуникативные УУД. Умение слушать другого, формирование умений и навыков работы в группе Форма организации учебной деятельности; групповая, фронтальная. Ключевые слова и понятия: абиотические, биотические, антропогенные факторы, экологические условия, температура, влажность, свет. Тип урока: изучение нового материала. Вид: смешанный Оборудование: таблицы, изображающие среды жизни организмов, выдержки текстов СМИ План урока 1.Организационный момент. 2.Актуализация опорных знаний учащихся. 3.Изучение нового материала. 4.Закрепление знаний учащихся 5.Подведение итогов урока. 6.Домашнее задание. Содержание урока Актуализация и мотивация знаний. О чем мы говорили на предыдущем уроке? (Популяции, ее характеристиках). При помощи закрытого теста вместе вспомним основные понятия. (Работа в группах. Учащиеся составляют определения на магнитной доске). Популяция - совокупность организмов одного вида, свободно скрещивающихся между собой, изолируемых от других популяций обитающих на определенной территории и занимающий определенный ареал. Обилие популяции - общее число организмов. Рождаемость популяции – увеличение численности в популяции. Смертность популяции – сокращение численности в популяции. Возрастной состав популяции – совокупность дорепродуктивных, репродуктивных, пострепродуктивных особей. Экология - наука о закономерностях во взаимоотношении между организмами и окружающих их средой. Тема нашего урока «Экологические факторы среды» Все живые, населяющие Землю, испытывают влияние экологических факторов среды. Подумайте, почему нам необходимо изучать данную тему? Какие вопросы мы должны раскрыть на уроке? 1.Экологические факторы.(виды) 2. Влияние экологических факторов на организмы. 3. Закономерности влияния экологических факторов I. Организационный момент. II. Изучение нового материала. Экология– это раздел биологии, который занимается изучением всего комплекса взаимоотношений отдельных организмов или их сообществ с окружающим миром или средой обитания. Условия среды – изменяющиеся во времени и пространстве абиотические факторы среды, на которые реагируют все организмы. Экологические факторы – это отдельные свойства или элементы среды, которые воздействуют прямо или косвенно на живые организмы, хотя бы на протяжении одной из стадий индивидуального развития. Экологические факторы очень различны. Существует несколько квалификаций, в зависимости от подхода. Это по влиянию на жизнедеятельность организмов, по степени изменчивости во времени, по длительности действия. Рассмотрим по таблице классификацию экологических факторов: ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ Факторы Определение Пример Абиотические Все компоненты неживой природы Температура, свет, влажность, состав водной, воздушной и почвенной среды Биотические Факторы живой природы Взаимодействия между особями в популяциях, между популяциями в природных сообществах Антропоген- ные Вся разнообразная деятельность человека, приводящая к изменению природы как среды обитания видов растений и животных Вырубка лесов, осушение болот, строительство дорог и домов, загрязнение воздуха, воды, почвы и пр. Дальше, выявим влияние первых трех абиотических факторов среды, так как их влияние более значительно – это температура, свет и влажность. Задание по тексту: (Как, температура, свет, влажность влияют на организмы? Привести примеры.) Температура, свет и влажность являются наиболее важными факторами внешней среды. Эти факторы закономерно изменяются как в течение года и суток, так и в связи с географической зональностью. К этим факторам организмы обнаруживают зональный и сезонный характер приспособления. Виды приспособленностей организмов к колебаниям температуры, влажности и света: теплокровность – поддержание организмом постоянной температуры тела; зимняя спячка – продолжительный сон животных в зимнее время года; анабиоз – временное состояние организма, при котором жизненные процессы замедленны до минимума и отсутствуют все видимые признаки жизни (наблюдается у холоднокровных и у животных зимой и в жаркий период времени); морозостойкость – способность организмов переносить отрицательные температуры; состояние покоя – приспособительное свойство многолетнего растения, для которого характерно прекращение видимого роста и жизнедеятельности, отмирание наземных побегов у травянистых форм растений и опадение листьев у древесных форм; летний покой – приспособительное свойство раннецветущих растений (тюльпан, шафран) тропических районов, пустынь, полупустынь. Задание: используя текст учебника и дополнительную литературу, заполните таблицу: Фактор Характеристика Адаптации растений Адаптации животных Свет Температура Влажность Вывод: на все живые организмы, т.е. на растения и животные влияют абиотические факторы неживой природы, особенно температура, свет и увлажненность. В зависимости от влияния различных факторов неживой природы, растения и животных делят на группы и у них появляются приспособленности к влиянию этих абиотических факторов А теперь рассмотрим антропогенные факторы, связанные с воздействием человека на природу. Вопрос? Какие вы можете привести примеры нерационального, отрицательного отношения человека к природе? УЧЕНИК: В результате негативного отношения человека к природе, например, в нашем селе происходит сокращение площадей под лугами,(они распахиваются) лесами,(вырубаются, уничтожаются пестицидами) загрязняется почва, воздух, вода отходами; сельского хозяйства населения, транспорта, сокращается число некоторых видов растений из-за чрезмерной заготовки растительного сырья, массовых посещений людьми одних и тех же участков природы и неумения себя там вести по человечески. В целях расширения площадей под культурные растения, выжигается разнотравье, среди которых есть растения занесенные в «Красную книгу». По этому поводу наши юные краеведы из краеведческого кружка не раз писали в районную газету: « Демские зори». (Ученик читает выдержки из данной газеты). Вопрос? А может ли быть антропогенного воздействие на природу положительным? (Краткие сообщения учащихся, информации из СМИ.) Учитель: Да, таких примеров не так уж много, зато достаточно примеров об отрицательном влиянии хозяйственной деятельности человека на природу. Настала пора задуматься людям над этим вопросом – как сохранить живую природу, как помочь ей. Живая природа ждет от нас помощи. Все ваши мечты – о хорошем будущем, о прекрасной Земле, о дружбе человека и природы. Вот это желание светлого, доброго, прекрасного будущего и объединяет нас здесь. И это замечательно! Земля, на которой селился человек, которая возделывалась его руками и которая на протяжении многих веков действительно была его кормилицей, становилась родной. Уходя в другие края наши предки брали с собой горсть земли и хранили ее как святыню. Они считали землю святым существом, сравнивали широкие пространства суши с исполинским телом, твердые скалы и камни - его кости, в водах – кровь, в древесных корнях жилы, в травах и растениях – волосы. Планета наша весьма засорена, но мы еще не осознали опасности жизни на огромной свалке. Мы пока на ней живем, но смогут ли жить на ней наши дети?(вопрос на размышление)Итак, ребята на следующем уроке мы подробнее изучим антропогенные и биотические факторы. III. Закрепление изученного материала. Беседа по вопросам: 1. Понятие - экологические факторы? 2. Как организмы реагируют на недостаток воды? 3. Какую роль в жизнедеятельности организмов организмы играет свет? 4. Какие приспособления в условиях недостатка воды развиваются у животных и растений? 5. Какие антропогенные факторы изменили природу нашей местности? Домашнее задание: ответить на вопросы текста, сообщения на тему: «Биосфера и человек» Литература: 1. Каменский А.А. Введение в общую биологию - М.: Дрофа, 2012. 2. http://festival.1september.ru/articles/560266/pril2.ppt 3. Гуменюк М.М. Биология. 9 класс. Поурочные планы по учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, И.Б. Агафоновой, Н.И. Сонина. – Волгоград, 2012. 4. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Агафонова И.Б., Сонин Н.И. Биология. 9 класс. Общие закономерности. – М., 2010. 5. http://www.youtube.com/watch?v=L0qI8P1rw5c («Экологические проблемы Земли»).
Автор(ы): Атнагулова С. Х.
Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx