Макеева Анастасия Петровна учитель биологии МАОУ «Деминская СОШ» Пономаревского района Название предмета:Биология Класс: 9 УМК: В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, Биология: общие закономерности. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа Уровень обучения: базовый Урок №63. Тема: Биоценозы и биогеоценозы. Количество часов: 1 Место урока в системе уроков по теме: 3/8 Цель: познакомить учащихся с биоценотическим уровнем жизни на Земле. Задачи: 1. Обучающая: сформировать у учащихся представление о биогеоценозе, его структуре и обязательных компонентах; 2. Развивающая: развивать и закреплять навыки работы с книгой и другими источниками информации; 3. Воспитательная: формирование бережного отношения к природе, понимания необходимости её охраны. Оборудование: таблицы по общей биологии, информационные карты на каждую парту, фотоматериалы (представлены различные биоценозы: лес, степь, водоёмы), презентация. Тип урока: изучение нового материала. Ход урока Организационный момент: Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы встретились с вами на уроке биологии, урок и необычен и обычен. Урок пройдёт результативно и познавательно, если нашим помощником будет хорошее настроение, и все мы выполним несколько условий: работайте в парах совместно, помогайте и будьте внимательны при выполнении заданий. Договорились? * Но чтобы создать хороший психологический климат урока, проведем «Минутку настроения». 2 минуты Продолжите мою фразу: У меня хорошее настроение потому что, ………………………………………… Мотивация учащихся на изучение нового материала, объяснение задач урока: Сегодня на уроке мы продолжим изучение материала по основам экологии. Наша задача: пользуясь вашими знаниями об экологических факторах, выяснить, что такое биоценоз и биогеоценоз, в чём заключается отличие в этих понятиях, каковы их основные характеристики. Научиться оценивать качество биогеоценозов, прогнозировать их развитие. Выяснить, какие факторы могут повлиять на смену одного биогеоценоза другим, и таким образом, оказать негативное влияние на существование всей биосферы. Изучение нового материала: 1) Актуализация знаний. 1. Что называется экологическими факторами? (Условия, оказывающие влияние на существование и географическое распространение (расселение) живых существ). 2. Посмотрите на таблицу и назовите две основных группы экологических факторов (абиотические и биотические факторы). Что обозначают эти названия? (факторы неживой и живой природы). Экологические факторы (Таблица №1.) Экологические факторы Абиотические факторы Биотические факторы 1. Освещенность. 2. Температура. 3. Влажность. 4. Почва. 5. Горные породы и др. 1. Животные, их влияние на окружающую природу. 2. Растения, их влияние на окружающую природу. 3. Учитель: сейчас мы выполним небольшое тренировочное упражнение по определению экологических факторов. Я буду читать отрывок из книги Н. Сладкова «Разноцветная земля», в котором речь пойдёт о тайге (Зелёной земле), а вам надо будет так же, в два столбика выписать все знакомые экологические факторы. (учащимся раздаётся текст на парты) Зелёная земля(Тайга) Тайга – самый огромный на земле лес. Царство колючей хвои. Сосны, пихты, кедры и ели. Тяжелый гул зеленых вершин. Унылый скрип обомшелых стволов. Сыро, сумрачно, глухо. Пахнет прелью и таежной водой. Корни-выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы. Ни ярких цветов, ни пёстрых бабочек. Не видно птиц, не слышно зверей. Все прячутся и таятся. Лишь осторожная тень проскользнёт в чаще. Дрогнет задетая кем-то ветка, распрямится примятая кем-то трава. И опять тишина и безлюдье. Тропа выбита звериными лапами и копытами. Человеку трудно идти звериной тропой. Ноги то тонут во мху, то скользят на упругой хвое. Суковатые валежины цепляются за одежду, еловые лапы бьют по лицу. И чёрные дупла старых осин следят за тобой, словно чьи-то глаза. Хорошо смотреть на зелёную тайгу с горы. Там светлые боры-сосняки. Тут тёмные пятна ельников. Голубые извивы рек. Чёрные гари, пропахшие дымом. Жёлтые зыбуны-болота. И синие, туманные, бескрайние дали. Самый большой лес на земле. Тайга. Пример заполнения таблицы учащимися, после прослушивания текста: Экологические факторы Таблица №2 Абиотические факторы Биотические факторы – «сумрак», т.е. недостаток света; – «сыро», т.е. повышенная влажность; – тишина; – заболоченность, деревья во влажной почве падают – «корни-выворотни»; – отсутствие ветра, плохая аэрация, т.к. «пахнет сыростью, прелью», «обомшелые стволы». – наличие зверей, в том числе хищных; – птицы; – густая хвойная растительность: сосны, кедры, пихты, ели; – осины (тоже растут во влажной почве); – моховая растительность говорит о заболоченности. 2) Изучение новой темы (основные понятия: биоценоз, экосистема) Учитель: Первые понятия, с которыми мы сегодня познакомимся – это биоценоз (сообщество) и биогеоценоз (экосистема). Термин «биоценоз» впервые ввёл в науку в 1877 году К. Мебиус. (слайд2) Учащимся даётся задание: 1. Прочитать текст в учебнике на стр. 245 «Понятие о сообществе и экосистеме»; 2. Найти определение терминов: биоценоз (сообщество), биогеоценоз (экосистема); 3. Найти эти термины в информационной карте (см. приложение1). Фронтальная беседа по упражнению «Разноцветная земля», таблица №2: – Как вы считаете, представленная в рассказе природная зона является сообществом живых организмов или нет? Докажите свою точку зрения. – Тайга, о которой говорится в рассказе, это биоценоз или биогеоценоз? Докажите свою точку зрения. – В чем разница в понятиях «биоценоз» и «биогеоценоз»? Вывод: (записывается в тетрадь) Биоценоз – это биосистема, представляющая собой совокупность популяций различных видов растений, животных и микроорганизмов, населяющих определённую территорию, а биогеоценоз – это биоценоз, находящийся в устойчивой связи с факторами неживой природы. (слайд3,6) БИОЦЕНОЗ = РАСТЕНИЯ + МИКРООРГАНИЗМЫ + ЕДИНАЯ ТЕРРИТОРИЯ (БИОТОП) БИОГЕОЦЕНОЗ = БИОЦЕНОЗ + АБИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СРЕДЫ 3) Структура биогеоценоза. Основные характеристики биогеоценоза. – 5 мин. Схема «Структура биогеоценоза» зарисовывается в тетрадь: Учитель: Каждый биогеоценоз характеризуется целым рядом показаний, определяющих его качество (устойчивость). Познакомьтесь с основными характеристиками биогеоценоза по таблице №3 «Основные характеристики биогеоценоза» Основные характеристики биогеоценоза Таблица №3 Название характеристики Описание характеристики 1. Видовое разнообразие. 2. Плотность видовых популяций организма. 3. Пространственная структура. 4. Биомасса. 5. Биологическая продуктивность 1. Число видов растений и животных в данном биогеоценозе. 2. Количество особей данного вида на единице площади или объема. 3. Сложение растительной части (фитоценозов) по ярусам. 4. Масса организмов определённой группы или сообщества в целом. 5. Скорость образования биомассы в биогеоценозе. Вопрос: Какой биоценоз можно считать качественным (устойчивым)? Биоценоз, в котором имеется достаточно большое разнообразие видов, имеются чётко сформировавшиеся фитоценозы, достаточная биологическая продуктивность и сохраняющий эти качества достаточно продолжительное время может считаться качественным (устойчивым). 4) Основные функциональные группы организмов в сообществе. Эдификаторы . Учитель: Все сообщества состоят из совокупности организмов, которые связаны между собой в основном пищевыми связями. Многообразие типов питания приводит к возникновению теснейших взаимосвязей в сообществе. Существование различных групп организмов друг без друга становится невозможным. Для того, чтобы понять, как реализуются эти связи, необходимо иметь представление о типах питания организмов. Поэтому давайте рассмотрим схему «Типы питания организмов» и сопоставим её с текстом учебника на стр. «Функциональные группы организмов в сообществе». Работа учащихся со схемой. Учитель (продолжает рассказ): Особое место в биоценозах занимают такие виды, которые способны влиять на условия жизни других, их называют эдификаторами, или видами-средообразователями. В еловом лесу, например, средообразователем служит ель, на верховом болоте – сфагновые мхи, в степи – травы: ковыль и типчак и т.д. Иногда в роли средообразователей выступают животные. Например, сурки и суслики, создавая систему подземных ходов и нор, изменяют состав степной флоры, влажность почвы, рельеф. Сойки-птицы, которые питаются желудями и орехами (в том числе кедровыми). Птица прячет на зиму запасы, но забывает о своих захоронках и весной прорастают молодые кедры, дубки, ореховые кустарники. Так же можно привести множество других примеров:термиты со своими постройками, саранча, колорадский жук, бобры, перегораживающие реки и т.д. Фронтальная беседа: – Почему куница не селится в берёзовом лесу? (Основной пищей куницы является белка. Белки селятся там, где есть орехи (шишки), например, в кедровом бору. В берёзовом лесу шишек нет, значит не будет и белки с куницей). – На небольшом ручье, текущем из родника, в пихтовом лесу поселилось семейство бобров. Повлияет ли появление бобров на структуру биоценоза пихтового леса? Как? Что произойдёт с местностью через 3-5 лет? – Попробуйте привести свои примеры растений или животных – эдификаторов Вывод: 1. Пищевые цепи являются основой любого биогеоценоза.(слайд9) 2. Животные и растительные организмы могут выступать в роли эдификаторов (видообразователей). Закрепление 1. Решение проблемных задач по группам: А) Сгорел участок хвойного леса, где эдификатором была пихта, но имелись сосна сибирская и лиственница. Причина пожара - молния. Условия: влажно, склон северный. Какой биоценоз займёт место сгоревшего через 10-15 лет? Какая порода деревьев может стать видообразующей? Ответ обоснуйте (правильный ответ – осина). Б) Человек на склоне горы вырубил берёзовую рощу и построил горнолыжную трассу. Условия: сухо, южный склон. Какой биоценоз займёт место предыдущего через 1-2 года? Какое растение может стать видообразователем? Ответ обоснуйте (правильный ответ – злаки, подорожник) Подведение итогов урока. Рефлексия. Ребята, настало время подвести итоги урока. Каждый из нас в жизни достигает своих высот, на уроке мы тоже достигли пусть маленькой, но важной высоты. Для начала я бы хотела, чтобы вы высказали свое мнение о работе на уроке, материале, который мы изучали. Ответьте, пожалуйста, на вопросы: Я хорошо усвоил, что………………… Теперь я смогу сам и научу других……………… Меня удивило, что ………………………………………. Мне пригодится в дальнейшем ………………….. Домашнее задание: Задание: заполните таблицу «Развитие биогеценоза», выполнить задания на карточке(только некоторым ученикам), прочитать параграф 74, стр292. Развитие биогеоценоза Название биогеоценоза Факторы, влияющие на его развитие Изменяемый экологический фактор Вновь возникающий биогеоценоз Смешанный лес (осина-пихта) Массовая вырубка деревьев на дрова
Автор(ы): Макеева А. П.
Скачать: Биология 9кл - Конспект.docxАвтор(ы): Макеева А. П.
Скачать: Биология 9кл - Презентация к уроку.pptxАвтор(ы): Макеева А. П.
Скачать: Биология 9кл - Приложение 1.docАвтор(ы): Макеева А. П.
Скачать: Биология 9кл - Приложение 2.docx