Попова Надежда Алексеевна учитель биологии МАОУ «Софиевская СОШ» Пономаревский район Название предмета: Биология Класс:9 Базовый учебник: В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, Биология: общие закономерности. 9 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа,2010 г. Уровень обучения: базовый Тема урока: Контрольная работа по теме: «Наследственность и изменчивость организмов» Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час Место урока в системе уроков по теме: двадцатый урок по теме «Наследственность и изменчивость организмов» Цель урока: проверить и оценить знания учащихся по теме «Наследственность и изменчивость организмов» Задачи: Образовательная: систематизировать и обобщить знания по изучению явлений наследственности, раскрытию их сущности, познанию их законов, использованию в практической деятельности; проверить усвоение этих знаний учащихся на основе практической деятельности в виде решения задач. Воспитательная: Продолжить формирование познавательного интереса к предмету; ответственное отношение к выполнению полученных знаний. Развивающие: Продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений: систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи; Продолжить развитие учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности. Тип урока: контроль знаний Планируемые предметные результаты: ученик должен иметь представление о том, что изучает генетика и селекция, какие основные понятия наук; сущность гибридологического метода изучения наследственности; законы Г.Менделя и Т.Моргана; сущность методов селекции; значение генетики и селекции для народного хозяйства; знать основные понятия, применяемые в генетике и селекции; уметь применять полученные знания на практике Техническое обеспечение урока: раздаточный материал. Содержание урока 1. Оргмомент 2. Мотивация учебной деятельности 3. Выполнение контрольной работы по теме: «Наследственность и изменчивость организмов», используя раздаточный материал на два варианта. 4. Домашнее задание: повторить изученный материал с 171-213. Контрольная работа по теме: «Наследственность и изменчивость организмов» Вариант I Задание 1. Выберите один правильный ответ 1. Генетика – это: А) наука, изучающая биологические основы и методы создания и улучшения пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов Б) наука, изучающая многообразие форм жизни и их проявления В) наука, изучающая наследственность и изменчивость организмов Г) наука, изучающая клетку 2. Способность организмов приобретать новые признаки в процессе жизнедеятельности называется: А) генетика Б) изменчивость В) селекция Г) наследственность 3. Учёный, открывший законы наследования признаков: А) Ч.Дарвин Б) Н.Вавилов В) Т.Морган Г) Г.Мендель 4. Признак, который проявляется в гибридном поколении называется: А) доминантный Б) рецессивный В) гибридный Г) мутантный 5. Фенотип – это совокупность: А) Рецессивных генов Б) Доминантных генов В) Проявившихся внешне признаков Г) Генотипов одного вида 6. Локус - это А) участок молекулы ДНК Б) варианты одного и того же гена В) место положения гена на хромосоме Г) летальный ген 7. Ген – это: А) участок молекулы ДНК, отвечающий за проявление признака Б) совокупность всех признаков организма В) совокупность все хромосом организма Г) единица живого организма 8. Половые хромосомы – это А) одинаковые хромосомы у самца и самки Б) хромосомы, по которым различаются особи мужского и женского пола В) хромосомы самки Г) хромосомы самца 9.Закон единообразия гибридов первого поколения состоит в том, что гибриды первого поколения А) имеют признаки своих родителей Б) имеют одинаковый генотип, но различаются по фенотипу В) сходны по фенотипу, но отличаются по генотипу Г) имеют одинаковый генотип и фенотип 10. При скрещивании особей с генотипами Аа и Аа (при условии полного доминирования) наблюдается расщепление в потомстве по фенотипу в соотношении А) 1:1 Б) 3:1 В) 9:3:3:1 Г) 1:2:1 11. Дигибридное скрещивание: А) это скрещивание по двум парам альтернативных генов Б) принципиально отличается от моногибридного скрещивания В) позволило выявить рекомбинацию признаков Г) лежит в основе первого закона Менделя 12. Укажите генотип человека, если по фенотипу он светловолосый и голубоглазый (рецессивные признаки): А) ААВВ; Б) АаВв; В) аавв; Г) Аавв; 13. Организм с генотипом ССDd имеет гаметы А) СС и Dd Б) ССD и СDd В) CD и Cd Г) С, D, 14.Анализирующее скрещивание применяется А) для определения генотипа особи с внешним проявлением доминантного признака Б) для определения генотипа гомозиготной особи В) при неполном доминировании Г) при неизвестном генотипе обоих родителей 15.Хромосомный набор половых клеток мужчин содержит: А) Одну Х – хромосому и одну У – хромосому Б) 22 аутосомы и одну Х или У хромосому В) 44 аутосомы и ХУ – хромосомы Г) 44 аутосомы, одну Х или У – хромосомы 16. Наследование признаков, определяемых, локализованными в половых хромосомах называется: А) дигибридным Б) сцепленным В) моногибридным Г) сцепленным с полом 17.Может ли дочь заболеть гемофилией, если её отец гемофилик: А) может, т.к. ген гемофилии расположен в У- хромосоме Б) может, если мать является носителем гена гемофилии В) не может, т.к. она гетерозиготна по Х-хромосоме Г) не может, если мать носительница гена гемофилии 18.Причиной модификационной изменчивости являются изменения А) в строении ДНК Б) числа и структуры хромосом В) условий окружающей среды Г) в результате кроссинговера 19. Полиплоидные организмы возникают в результате: А) геномных мутаций; Б) генных мутаций; В) модификационной изменчивости; Г) комбинативной изменчивости. 20. Новые породы свиней выводят путём: А) скрещивания и искусственного отбора Б) правильного кормления В) правильного ухода за животным Г) влиянием на организм среды обитания 21. Штаммы бактерий, синтезирующие необходимые человеку витамины, получают путем А) искусственного мутагенеза Б) скрещивания В) культуры ткани Г) комбинации генов в мейозе Задание 2. Выберите три верных ответа из шести. 1. Мутациями являются: а) позеленение клубней картофеля на свету б) брахидактилия в) синдром Дауна г) искривление ствола сосны, растущей в трещине скалы д) превращение головастика в лягушку е) возникновение белых глаз у дрозофилы 2. Норма реакции у организмов: а) определяется совокупностью генов; б) разная для разных признаков; в) существует непродолжительное время и может меняться; г) позволяет им приспосабливаться к условиям существования; д) одинаковая у разных признаков одного организма; е) определяется условиями среды. Задание 3. Установите соответствие между видами мутаций и их характеристиками. Характеристика Тип мутации 1. полиплоидия А. генная 2. потеря участка хромосомы Б. хромосомная 3. изменение последовательности нуклеотидов в ДНК В. геномная 4. изменение числа хромосом 5. удвоение участка хромосомы 6. поворот участка хромосомы на 180 градусов 1 2 3 4 5 6 Задание 4. Выберите неправильные утверждения. 1. Синдром Дауна вызывается геномной мутацией. 2. Генные и геномные мутации – это синонимы. 3. Изменения признаков, вызванные факторами внешней среды, наследуются. 4. Мутации, вызывающие понижение жизнеспособности, называются полулетальными. 5. Ненаследственная изменчивость – изменение фенотипа в пределах нормы реакции. 6. Искусственный мутагенез применяют для увеличения количества мутаций. Вариант № 2 Задание 1. Выберите один правильный ответ 1. Наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости организмов: А) цитология Б) селекция В) генетика Г) биотехнология 2. Способность организмов передавать свои признаки и гены от родителей к потомкам называется: А) генетика Б) изменчивость В) селекция Г) наследственность 3. Основной метод, применяемый при исследовании закономерностей наследственности А) цитологический Б) гибридологический В) аналитический Г) генеалогический 4. Г. Мендель для своих экспериментов использовал: А) Мушку дрозофилу Б) Фасоль; В) Горох Г) Растение ночную красавицу 5. Признак, который НЕ проявляется в гибридном поколении называют: А) доминантный Б) рецессивный В) промежуточный Г) мутантным 6. Ген – это: А) участок молекулы ДНК, отвечающий за проявление признака Б) совокупность всех признаков организма В) совокупность все хромосом организма Г) единица живого организма 7.Генотип: А) Совокупность всех генов особи Б) Совокупность всех признаков организмов В) Всегда полностью совпадает с фенотипом Г) Определяет пределы нормы реакции организма 8. Аллельные гены – это А) гены, расположенные в одной хромосоме Б) разные формы одного и того же гена В) гены, отвечающие за рецессивные признаки Г) гены, отвечающие за доминантные признаки 9. Гибриды 1-го поколения при моногибридном скрещивании гомозиготных особей а) Единообразны б) Обнаруживают расщепление по фенотипу - 1:3:1 в) Обнаруживают расщепление по фенотипу - 1:1 г) Обнаруживают расщепление по фенотипу - 1:2:1 10. Закон независимого наследования выполняется, если А) гены разных признаков находятся в одних и тех же хромосомах Б) гены разных признаков находятся в разных хромосомах В) аллели рецессивны Г) аллели доминантны 11.У гороха желтый цвет семян (А) доминирует над зеленым (а), а гладкая форма семени (В а гладкая форма семени ()()логичных хромосом; е признаки; в фенотипе; развития своегму
Автор(ы): Попова Н. А.
Скачать: Биология 9кл - Конспект.docxПриложение 1 Ответы Вариант 1 Задание1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 в б г а в в а б г б а в в а а г б в а а а Задание 2. 1) б,в,е; 2) а,б,г. Задание 3. А- 3; Б- 2,5,6; В – 1,4. Задание 4. 1 + ; 2 - ; 3 -; 4 +; 5 + ; 6 +. Вариант 2 Задание1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 в г б в б а а б а б б б в а а г в а б г г Задание 2. 1) а,в,д; 2) а,б,г. Задание 3. А – 1,4,5; Б – 2,3,6. Задание 4. 1+; 2 ̶ ; 3 ̶ ; 4 -; 5 +; 6 -.
Автор(ы): Попова Н. А.
Скачать: Биология 9кл - Ответы.docx