Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Урок 6. Учение Дарвина о естественном отборе (Кузьмина Е.А.)

Текст урока

  • Конспект

     Кузьмина Екатерина Алексеевна
                                                                                                                учитель биологии- химии 
                                                                                               МАОУ «Нижне-Кузлинская ООШ»
    Пономаревского района
    
    Название предмета: биология
    Класс: 9
    УМК:    Базовый учебник: В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, Биология: общие закономерности.  9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа 
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока:  Учение Ч.Дарвина о естественном отборе.
     Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Место урока в системе уроков по теме: пятый урок в теме: Эволюция живого мира на Земле.
    Цель урока:  формирование  представлений о  сущности естественного отбора и борьбы за     существование как основных факторов эволюции; выявить значение теории Дарвина для современной науки
    Задачи урока: уяснить заслугу Ч.Дарвина в открытии принципа естественного отбора; рассмотреть факторы отбора, борьбу за существование и её виды;
     продолжать работу над развитием навыков самостоятельной работы с дополнительным материалом, учебником, делать выводы и фиксировать записи в тетради;
    Планируемые результаты
    Предметные результаты обучения :
     Обучающиеся должны знать основные положения о естественном отборе; определения «естественный отбор»; «Борьба за существование»; виды борьбы за существование.
    Метапредметные  результаты обучения 
    Обучающиеся должны уметь:
    Ставить цель деятельности на основе  определенной проблемы и существующих возможностей; давать определения понятий, проводить сравнение и обобщение, делать выводы и заключения, задавать вопросы; работать с разными источниками информации.
    Личностные результаты обучения:
    Уметь использовать полученные знания для объяснения основных положений теории  о естественном отборе ,развивать  умения анализировать учебный материал, сравнивать, обобщать.
    Техническое обеспечение урока :     компьютер; проектор.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока
    Биология. 9 класс: поурочные планы по учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И. Сонина /авт.-сост. М.М. Гуменюк.  Волгоград: Учитель.
    Содержание урока
    I. Проверка знаний.
    1.Проверка правильности  выполнения заданий  рабочей тетради (стр.12-13 рабочей тетради)
    2. Фронтальный опрос:
    Последовательно выписывайте слова высказывания, которые соответствуют правильным ответам на мои вопросы .
    3.Беседа  по вопросам: 
    1) Как называется процесс создания новых пород животных и сортов культурных растений путем систематического отбора и размножения особей с определенными, ценными для человека признаками и свойствами? 2) Что это:  внезапное  изменение  наследственных свойств  организма, приводящее к изменению тех или иных его признаков. 3) По какому принципу построена классификация  организмов К. Линнея?
    4.) Процесс  исторического развития живой природы с момента возникновения жизни на Земле  до современности. 5) способность организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение. 6) Индивидуальное развитие организмов 
    7) Система надорганизменного уровня. 8) Способность к размножению, т..е. воспроизведению нового поколения особей того же вида. 9)Самая маленькая систематическая единица классификации живых организмов.10) Организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических за счет энергии солнечного света. 11.) Главный компонент всех клеток живых организмов, составляющий до 85% их массы.
    ответы
    Слова высказывания
    ответы
    Слова  высказывания
    Искусственный отбор
    природа
    иерархичность
    И  потому она
    эволюция
    мильоны   зерен
    мутация
    Хочет жить
    онтогенез
    Но из мильона  птиц
    наследственность
    Скармливает птицам
    самовоспроизведение
    И зарницам
    популяция
    К светилам
    вид
    Едва  ли
    
    
    
    
    автотрофы
    Вырвется она
    вода
    Н. Заболоцкий.
    
    
    II. Изучение нового материала. 
      Прочитайте выражение, которое у вас получилось после выполнения работы по вопросам.
                                                              Природа хочет жить, и потому она
                                                              мильоны зёрен скармливает птицам.
                                                              Но из мильона птиц к светилам и зарницам        
                                                              едва ли вырвется одна.
                                                                                                      Н.  Заболоцкий
    1.      - Как понимаете слова Н. Заболоцкого? Почему так происходит?
    -Дать определение естественного отбора. Сравнение искусственного и естественного отбора.
    -Что является исходным материалом для отбора искусственного и  естественного отбора? (индивидуальные  признаки)
     - Отбирающий фактор?      Искусственный отбор – человек           ЕО – природа
    - Характер действия?   Творческий – направленное     Творческий – отбор                          накопление признаков                     приспособительных при-
                                             на пользу человеку                          знаков на пользу особи, 
                                                                                                       популяции, вида, приводя-
                                                                                                       щий к возникновению новых форм
    - Формы отбора?              Массовый, индивидуальный,       Движущий, поддерживающий 
                                              бессознательный и                        уклонения в изменяющихся методический                                условиях среды и стабилизи-            
                                                                                                      рующий. Поддерживающий
                                                                                                      постоянство средней нормы
                                                                              
    - Путь изменений?  Отбираются,  становятся            Остаются, накапливаются,   производительными.                               передаются по наследству
    
                                      Отбираются, уничтожаются                              Уничтожаются в борьбе за               существование
    
    - Результат отбора ?        Новые сорта, породы                                                      Новые виды
                                           и штаммы         
    2. Давайте пройдем с Ч.Дарвиным  путь, который привел его к научному открытию о направляющем факторе эволюции         
                                                             ЗАДАЧА № 1
                Наблюдение 1                                                                     Наблюдение №2
    В природе любой вид растений и животных      Число особей каждого вида остается           
    стремится к размножению в геометрической     относительно постоянным
     прогрессии
                                                      почему не происходит увеличение численности?
                                                    
                                                                   Вывод
    Многим особям не удается выжить и оставить потомство. В природе проходит борьба за существование
                                                           ЗАДАЧА №2
    Предположение :  Естественный отбор  может служить механизмом эволюции
    Основа:   Организмы обладают                                                  изменчивостью
     - Приведите примеры возможных наблюдений Ч.Дарвина о размножении растений и животных в геометрической прогрессии( работа с текстом учебника)
    Примеры учителя: 
         - Подсчитано, что для потомства одного одуванчика через 10 лет потребовалась бы территория в 15 раз больше планеты. Но этого в природе не происходит. Почему? Какое положение эволюционного учения могут объяснить такое явление?
       - Луна – рыба мечет сразу до 300млн икринок, совершенно не проявляя заботу о потомстве. Плодовитость трехиглой колюшки от 60 до 80 икринок. Самка икринки откладывает в гнездо, построенное самцом из водорослей и охраняемое им. Как вы думаете, какая из этих видов рыб может сохраняться более длительное  время? Используйте для объяснения определенные положения эволюционной теории.                   
         - Одна пара слонов – одного из менее плодовитых животных дает за период размножения не более 6 детенышей, но за 750 лет общая численность потомства этой пары достигла бы 19 млн особей. Почему этого не происходит? При объяснении опирайтесь на основные положения эволюционной теории.
        - В каждой шишке ели  более 100 семян. Вычисления показывают, что одно дерево ели может дать 9000 семян в год. Одна особь ели плодоносит 50 – 60 лет. Почему же людям приходится постоянно заботиться об искусственных  насаждениях ели?
    Вопросы: - Почему не все потомки доживают до взрослого состояния?
                    -   Что может быть причиной их гибели?
                    -  Какой вывод делает из сопоставления этих фактов Ч. Дарвин?
          Формулировка понятия   борьба за существование и запись в тетрадь (работа с учебником и тетрадью). 
                      - Опишите проявление изменчивости, которое мог наблюдать Ч.Дарвин
    Примеры: Колорадский жук наносит картофельным посадкам большой урон. Сам жук и его личинки могут съесть все листья на картофельном кусте, но иногда можно найти кусты, незначительно поврежденные жуками. Почему? 
      -  У 100 пчел длина губы с язычком оказалась неодинаковой: 12 особей. – самый маленький хоботок, 10 –наиболее длинный, а 78 – имели хоботки средних размеров. Какое значение для жизни популяции имеют эти различия?
      - Гориллы обычно имеют темный цвет шерсти. В Барселонском зоопарке содержалась белая горилла Снежинка. Все ее особенности в остальном были схожи с собратьями. Какими положениями эволюционного учения можете объяснить это явление?
      - Голландский ботаник Г. де Фриз выращивал энотеру  (ослинник) и обнаруживал постоянно среди потомства до 0,5% особей, резко отличающихся от нормальных растений по высоте стебля, форме и окраске листьев. Интересно то, что эти изменения передавались по наследству. Может ли такое явление иметь практическое значение?  Какое значение доля жизни и эволюции популяции имеет это обстоятельство? 
    Физминутка.
    Вопросы:   - Какие виды изменчивости являются материалом для эволюционного процесса?
                        - Какую гипотезу выдвигает Ч.Дарвин на основе наблюдений изменчивости?
     3.Самостоятельная. работа с учебником. Задание для  группы: Что такое борьба за существование? Какая  из форм борьбы за существование наиболее жестокая? Почему? Приведите примеры. Заполните таблицу.
    
    Название формы  борьбы  за существование
    Результат борьбы
    примеры
    1.Межвидовая борьба
    
    
    2.внутривидовая борьба
    
    
    3.борьба с неблагоприятными условиями
    
    
    Обсуждение результатов работы группы, правильности ответов.
    Название формы  борьбы  за существование
    Результат борьбы
    примеры
    1.Межвидовая борьба
    Использование одного вида другим в качестве пищи, расселение на новой территории
    Растении-паразиты  питаются за счет растения –хозяина.
    Ели вытесняющие со временем березы.
    2.внутривидовая борьба
    Сохранение популяции и вида за счет гибели слабых. Победа более жизнеспособной популяции над менее жизнеспособной, занимающей ту же экологическую нишу.
    Преимущества в возобновлении  и размножении имеют более развитые особи
    3.борьба с неблагоприятными условиями
    Выживание в крайних или изменившихся условиях  наиболее приспособленных
    Зимой животные меняют окраску, густоту шерсти, впадают в спячку
    4. –Какие особи в пределах одного вида могут выжить в условиях постоянной борьбы за существование?  (наиболее приспособленные). Ч. Дарвин  при сопоставлении фактов борьбы за существование и всеобщей изменчивости признаков и свойств, пришел к выводу  о неизбежности в природе  избирательного уничтожения одних особей и размножению других- естественного отбора.
    Задание: прочитайте в учебнике описание опыта с богомолами на стр.28 учебника. Ответьте на вопросы  –  Какие  приспособления к среде обитания есть у богомолов? (окраска) 
    - Что удалось выявить при помощи описанного опыта?
    -Что обеспечило выживаемость богомолов?
    - Что считается факторами отбора?
    III. Рефлексия.
    1. Работа в рабочей  тетради. Выполнение задания №9. (стр. 14.) заполнение таблицы.  Дать сравнительную характеристику естественного и искусственного отбора.
    2. Объясните, что понимал Ч.Дарвин под естественным отбором? 
    3. Охарактеризуйте организмы, выигрывающие в борьбе за существование.
    IV. Домашнее задание.
    1. Изучить текст учебника (стр.24-28) Ответить на вопросы.(стр.28)
    2. Выполнить задания в рабочей тетради по теме «Учение Ч.Дарвина о естественном отборе» (стр. 13-14)
    3. Найти информацию о таком  понятии, как  импринтинг (запечатление). Докажите связь импринтинга с естественным отбором.
    4. Подготовить вопросы для  «мозгового штурма»
    
                     Приложение 1.
    ответы
    Слова высказывания
    ответы
    Слова  высказывания
    Искусственный отбор
    природа
    иерархичность
    И  потому она
    эволюция
    мильоны   зерен
    мутация
    Хочет жить
    онтогенез
    Но из мильона  птиц
    наследственность
    Скармливает птицам
    самовоспроизведение
    И зарницам
    популяция
    К светилам
    вид
    Едва  ли
    
    
    
    
    автотрофы
    Вырвется она
    вода
    Н. Заболоцкий.
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Кузьмина Е. А.

    Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx