Попова Надежда Алексеевна учитель биологии МАОУ «Софиевская СОШ» Пономаревский район Название предмета: Биология Класс:9 Базовый учебник: В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, Биология: общие закономерности. 9 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа,2010 г. Уровень обучения: базовый Тема урока: Обобщающий урок: «Закономерности наследственности». Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час Место урока в системе уроков по теме: девятнадцатый урок по теме «Наследственность и изменчивость организмов». Цель урока: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Наследственность и изменчивость организмов». Задачи: Образовательная: систематизировать и обобщить знания о закономерностях наследственности живых организмов; расширить представление о принципах наследования признаков от предков потомкам; проверить усвоение этих знаний учащихся на основе практической деятельности в виде решения задач. Воспитательная: Продолжить формирование познавательного интереса к предмету; ответственное отношение к выполнению полученных знаний. Развивающие: Продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений: систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи; Продолжить развитие учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности. Тип урока: обобщение и систематизация. Вид урока: письменный индивидуальный Планируемые предметные результаты: ученик должен иметь представление о том, что изучает генетика и селекция, знать основные понятия, применяемые в генетике и селекции; сущность гибридологического метода изучения наследственности; законы Г.Менделя и Т.Моргана; сущность методов селекции; значение генетики и селекции для народного хозяйства; уметь применять полученные знания на практике. Техническое обеспечение урока: изображения, фотографии, таблицы по каждому из рассматриваемых методов; раздаточный материал. Структура и содержание урока. План урока: I. Организационный момент. II. Актуализация опорных знаний III. Мотивация учебной деятельности. IV. Систематизация и обобщение знаний о закономерностях наследственности живых организмов. V. Выполнение самостоятельной работы VI. Домашнее задание VII. Итоги урока. VIII. Рефлексия. Содержание урока I. Организационный момент. II. Актуализация опорных знаний. - Какие существуют виды традиционной селекции? - Где применяются микроорганизмы? - Какими методами селекционеры работают с микроорганизмами? - Что такое биотехнология? Дайте определение биотехнологии. - Что такое генная инженерия? - Какие перспективы открываются перед человечеством при использовании микроорганизмов в сельском хозяйстве? III. Мотивация учебной деятельности. Учитель: Мы сегодня с вами повторяем и обобщаем знания, полученные при изучении темы «Наследственность и изменчивость организмов». Созданное Г. Менделем учение о существовании отдельных единиц наследственности, строго упорядоченно передаваемых из поколения в поколение, получило дальнейшее развитие в хромосомной теории Т. Моргана. Основной метод, используемый в генетике, - гибридологический анализ, т.е. скрещивание с последующим генетическим анализом потомства. В то время, когда Мендель сформулировал гипотезу чистоты гамет, ещё ничего не было известно о митозе, о развитии гамет, о мейозе. В настоящее время благодаря успехам цитологии законы Менделя получили твёрдую цитологическую базу. Мендель впервые показал, что наследственные факторы в гаметах гибрида первого поколения остаются точно такими же, как у родителей. Они не смешиваются, не претерпевают изменений после совместного пребывания в гибридном организме. Установив закономерности наследования одного признака (моногибридное скрещивание), Г. Мендель начал изучать наследование признаков, за которые отвечают две пары аллельных генов (дигибридное скрещивание). Мендель проводил дигибридное скрещивание, в котором гомозиготные родители отличались друг от друга по 2 признакам: окраске семян (жёлтая и зелёная) и форме семян (гладкая и морщинистая). Появление особей с жёлтыми гладкими семенами свидетельствует о доминировании этих признаков и проявлении правила единообразия у гибридов F1. IV. Систематизация и обобщение знаний о закономерностях наследственности живых организмов. Вопросы учащимся: Каков механизм образования гамет у особей F1? Какой мы сделаем вывод о расщеплении по каждой паре генов. Где будут расположены изучаемые гены? Исходя из ответов учащихся, мы выделяем главное: При образовании гамет из особей F1 возможны четыре комбинации двух пар аллелей. Аллели одного гена всегда попадают в разные гаметы. Расхождение одной пары генов не влияет на расхождение генов другой пары. Если в мейозе хромосома с геном А отошла к одному полюсу, то к этому же полюсу, т.е. в ту же гамету, может попасть хромосома как с геном В, так и с геном b. С одинаковой вероятностью ген А может оказаться в одной гамете и с геном В, и с геном b. Поэтому сколько будет гамет АВ, столько же и гамет Аb. Так же будет и у гена a, т.е. число гамет аВ будет равно числу гамет ab. В результате независимого распределения хромосом в мейозе гибрид образует 4 типа гамет: АВ, Аb, аВ, ab в равных количествах. Это явление установлено Г. Менделем и названо законом независимого расщепления. Это расщепление по каждой паре генов идёт независимо от других пар генов. Этот закон относится только к случаям независимого наследования, когда изучаемые гены расположены в разных парах гомологичных хромосом. Учитель: Далее повторим знания о сцеплённом наследовании генов. Число генов у каждого организма гораздо больше числа хромосом. В одной хромосоме расположено много генов. Вопросы учащимся: Работы Т. Моргана по изучению наследования неаллельных генов, расположенных в паре гомологичных хромосом. Типы гамет при сцеплении наследования. Причины возникновения новых гамет. Выслушиваем ответы, выделяем главное: Гены, расположенные в одной хромосоме, наследуются совместно, или сцеплено. Группы генов, расположенные в одной хромосоме, называют группами сцепления. Сцеплённые гены расположены в хромосоме в линейном порядке. Число групп сцепления равно гаплоидному числу хромосом (у человека 23 пары хромосом и 23 группы сцепления). Особь с генотипом АаBb производит два типа гамет: ab и АВ – в равных количествах, которые повторяют комбинации генов в хромосоме родителя. Кроме таких обычных гамет возникают и другие, новые Ab и аВ, т.е. с новыми комбинациями генов, отличающимися от родителей гаметы. Причина возникновения новых гамет заключается в перекресте (кроссинговере) гомологичных хромосом. Гомологичные хромосомы в процессе мейоза перекрещиваются и обмениваются участками. В результате этого возникают качественно новые хромосомы. Если гены локализованы в половых хромосомах, то такое сцепление называют сцепленным с полом. Проблема происхождения половых различий, механизмов определения пола и поддержания определенного соотношения полов в популяции очень важна и для теоретической биологии и для практики. Коллективное обсуждение вопроса «Типы взаимодействия аллельных генов», формулирование основных положений о типах взаимодействия аллельных генов: - полное доминирование – это вид взаимодействия аллельных генов, при котором фенотип гетерозигот не отличается от фенотипа гомозигот по доминанте, то есть в фенотипе гетерозигот присутствует продукт доминантного гена; - неполное доминирование так называется вид взаимодействия аллельных генов, при котором фенотип гетерозигот отличается как от фенотипа гомозигот по доминанте, так и от фенотипа гомозигот по рецессиву и имеет среднее (промежуточное) значение между ними; - кодоминирование – вид взаимодействия аллельных генов, при котором фенотип гетерозигот отличается как от фенотипа гомозигот по доминанте, так и от фенотипа гомозигот по рецессиву, и в фенотипе гетерозигот присутствуют продукты обоих генов. Коллективное обсуждение вопроса «Типы взаимодействия неаллельных генов», формулирование основных положений о типах взаимодействия неаллельных генов: - комплементарность – вид взаимодействия неаллельных генов, при котором признак формируется в результате суммарного сочетания продуктов их доминантных аллелей; - эпистаз- вид взаимодействия неаллельных генов, при котором одна пара генов подавляет (не дает проявиться в фенотимпе) другую пару генов; - полимерия-это вид взаимодействия двух и более пар неаллельных генов, доминантные аллели которых однозначно влияют на развитие одного и того же признака; - плейотропия - множественное действие генов. Коллективное обсуждение вопроса «Практическое применение генетики»: Медицина (наследственные болезни). Селекция. Фармацевтика. Генная, клеточная, хромосомная инженерия. Клонирование органов, организмов. Получение трансгенных продуктов и трансформированных организмов. V. Выполнение самостоятельной работы Учащимся предлагаются карточки с заданием по проверке полученных знаний по вариантам (приложение 1) VI. Домашнее задание: повторить изученный материал п. 35-45 с целью подготовки к контрольной работе. VII. Итоги урока. VIII. Рефлексия.
Автор(ы): Попова Н. А.
Скачать: Биология 9кл - Конспект.docxАвтор(ы): Попова Н. А.
Скачать: Биология 9кл - Задания.docx