Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Урок 53-54 Фенотипическая изменчивость. Лабораторная работа Построение вариационного ряда и кривой. (Павлова М.Н)

Текст урока

  • Конспект

     Павлова Мария Николаевна
    учитель химии и биологии
    МАОУ «Софиевская СОШ»
    Пономаревского района
    Название предмета: биология
    Класс: 9 
    УМК: В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, Биология: общие закономерности.  9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Фенотипическая изменчивость. Лабораторная работа: «Построение вариационного ряда и кривой»
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 2
    Место урока в системе уроков по теме: 13-14/20
    Цель урока: изучить явление фенотипической изменчивости, ее свойства; ознакомиться с закономерностями модификационной изменчивости, методикой построения вариационного ряда и вариационной кривой.
    Задачи урока:
    Образовательная: рассмотреть примеры фенотипической изменчивости, выявить свойства фенотипической изменчивости и ее значение в эволюционном процессе;
    Развивающая: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, анализировать, устанавливать причинно-следственную связь.
    Тип урока: комбинированный.
    Метод проведения: самостоятельная работа, беседа, работа в группах.
    Планируемые результаты:
    ученик должен 
    знать определения «норма реакции», «фенотип», «модификация»;
    уметь объяснять зависимость фенотипической изменчивости от факторов внешней среды, свойства модификаций.
    Техническое обеспечение урока: таблица «Фенотипическая изменчивость», листья тополя, вишни, дуба.
    Ход урока:
    1. Организационный момент.
    2. Проверочная работа:
    Задание 1.
    Выберите три верных ответа из шести.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            
    1. Мутациями являются:
     а) позеленение клубней картофеля на свету                 
     б) брахидактилия
     в) синдром Дауна                                       
     г) искревление ствола сосны, растущей в трещине скалы
     д) превращение головастика в лягушку                        
     е) возникновение белых глаз у дрозофилы.
    Задание 2.
    Установите соответствие:
    Между видами мутаций и их характеристиками. 
                      Характеристика:                                                            Виды мутаций:                                              
    1. Число хромосом увеличилось на 1-2.                                                 А) генные;
    2. Один нуклеотид ДНК заменяется на другой.                                    Б) хромосомные;                                       
    3. Участок одной хромосомы перенесен на другую.                            В) геномные.                                                      
    4. Произошло выпадение участка хромосомы.
    5. Участок хромосомы повернут на 180°.
    6. Произошло кратное увеличение числа хромосом.
    
    
    Задание 3.
    Выберите неправильные утверждения.
    1)  Синдром Дауна вызывается геномной мутацией.
    2)  Генные и геномные мутации – это синонимы.
    3)  Изменения признаков, вызванные факторами внешней среды, наследуются.
    4)  Мутации, вызывающие понижение жизнеспособности, называются полулетальными.
    5)  Ненаследственная изменчивость – изменение фенотипа в пределах нормы реакции.
    6)  Искусственный мутагенез применяют для увеличения количества мутаций.
    7)  Мутации в половых клетках передаются по наследству.
    8)  Источником комбинативной изменчивости является митоз.
    9)  Гены, определяющие развитие разных признаков, называются аллельными.
    10)  Совокупность генов организма составляет его фенотип.
    11)  Примером анализирующего скрещивания может служить скрещивание Аа х  аа.
    12)  Группы сцепления генов находятся в разных хромосомах.
    13)  Условия внешней среды, как правило, изменяют норму реакции организма.
    Ответы: 
    Задание 1.     1) б,в,е;                   
    
    Задание 2.   А – 2;                                             Б –  3,4,5.                           В – 1,6.
    
    Задание 3.  1+;   2  ̶ ;  3  ̶ ;  4 +;  5 +;  6 +;  7 +;   8  ̶ ;  9  ̶ ; 10  ̶  ;  11 +;  12  ̶ ;  13 +   
    
    3. Изучение нового материала. 
    Каждый организм развивается и обитает в определенных условиях, испытывая на себе действие факторов внешней среды – температуры, освещённости, влажности, количества и качества пищи; кроме того, он вступает во взаимоотношения с другими организмами своего и других видов. Все эти факторы могут изменять морфологические и физиологические свойства организмов, т.е. их фенотип.     
    Изменения признаков, вызванные действием факторов внешней среды, не наследуются. 
    На действие определённого фактора внешней среды каждый вид организмов реагирует специфически, и реакция оказывается сходной у всех особей данного вида. 
    Вместе с тем изменчивость признака под влиянием условий внешней среды не беспредельна. Степень варьирования признака, или, другими словами, пределы изменчивости называют нормой реакции. 
    Фенотипическая изменчивость характеризуется: 
    1) Ненаследуемостью;
    2) Групповым характером изменений;
    3) Соотнесением изменений с действием определенного фактора среды;
    4) Обусловленностью пределов изменчивости генотипом, т.е. при одинаковой направленности изменений степень их выраженности у разных организмов различна.    
             	Модификационная изменчивость
    Модификационная изменчивость – это способность организмов приобретать признаки под непосредственным воздействием факторов окружающей среды.
    
    
    
    
    
    Дополнительная информация
    Количественные признаки и внешняя среда
    Проявление количественных признаков очень сильно зависит от влияния условий среды.
    Каждый знает, что если корову кормить хорошо, то она даст много молока, а если ее кормить плохо, молока будет мало. С первого взгляда кажется, что удой зависит просто от кормления. Сейчас выведено много пород крупного рогатого скота, которые характеризуются высокой молочностью. В некоторых республиках (в Якутии) еще сохранился местный неулучшенный скот с низкими удоями (1200 кг молока). Но поднять удой якутской коровы только одним улучшением условий до 4000 кг молока, которые дает при том же хорошем кормлении корова черно-пестрой породы, уже не возможно. На этом примере видно, что генотип также определяет норму реакции организма на условия внешней среды.
    Многие количественные признаки человека определяются также нормой реакции организма на условия внешней среды.
    Степень развития мускулатуры является количественным признаком. Если люди со слаборазвитой мускулатурой начнут усиленно тренироваться в спортивной секции, то у них разовьются мышцы, появится сила и ловкость. Но по истечении некоторого срока окажется, что одни ребята выполняют норму первого разряда, а другие дойдут только до третьего, хотя тренировались все одинаково. Здесь уже проявляется разница в норме реакции у разных генотипов.
    Если ученик младших классов проявляет способность к быстрому решению математических задач, то можно считать, что у такого ребенка это определено генотипом, влияющим на развитие этого признака. Но если не упражнять этих способностей, то признак развиваться не будет, и хороший ученик может превратиться в плохого в старших классах.
    
    Лабораторная работа «Построение вариационного ряда и кривой»
    
    Цель: познакомить со статистическими закономерностями модификационной изменчивости, выработать умение строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака.
    Оборудование: листья дуба, тополя, вишни
    Ход работы
    1. Рассмотрите предложенные экземпляры листьев одного вида, сравните их размеры. Результаты занесите в таблицу:
    Номер листовой пластинки
    Длина листовой пластинки
    
    
    2. Постройте вариационный ряд, расположив листья в порядке возрастания длины листовой пластины.
    3. Постройте вариационную кривую. Для этого необходимо посчитать число отдельных вариант в вариационном ряду. Мы увидим, что чаще всего встречаются средние члены вариационного ряда, а к обоим концам ряда частота встречаемости будет снижаться. На оси абсцисс откладываем значения отдельных величин – длину листовой пластинки, а по оси ординат – значения, соответствующие частоте встречаемости данной длины листовой пластинки.
    4. Отобразите на графике зависимость между изменением признака и частотой его встречаемости.
    5. Сделайте вывод о том, какая закономерность модификационной изменчивости вами обнаружена.
    
    4. Закрепление изученного материала.
    Как среда влияет на проявление признака? Приведите примеры.
    Что такое норма реакции? От чего зависит ее широта?
    Перечислите свойства фенотипической изменчивости. 
    Домашнее задание: § 42, стр. 201–203.
    
     

    Автор(ы): Павлова М. Н.

    Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx