Павлова Мария Николаевна учитель химии и биологии МАОУ «Софиевская СОШ» Пономаревского района Название предмета: Биология Класс: 9 УМК: В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, Биология: общие закономерности. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа Уровень обучения: базовый Тема урока: Взаимодействие генов. Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 Место урока в системе уроков по теме: 11/20 Цель урока: рассмотреть типы взаимодействия неаллельных генов, выявить значение этих типов взаимодействий. Задачи урока: Образовательная: изучить основные типы взаимодействия неаллельных генов; Развивающая: продолжить формирование умений и навыков использования генетической терминологии и символики, анализировать, формулировать выводы; Воспитательная: ответственное отношение к выполнению полученных знаний. Тип урока: комбинированный. Метод проведения: беседа, объяснение, самостоятельная работа. Планируемые результаты: ученик должен иметь представление о количественных закономерностях при различных типах взаимодействия неаллельных генов; знать определения «генотип», «аллельные гены», «неаллельные гены», «комплементарность», «полимерия», «эпистаз», «генотипическая среда»; уметь использовать полученные знания при объяснении взаимодействий неаллельных генов. Техническое обеспечение урока: таблица «Взаимодействие генов». Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Фронтальный опрос: 1. Какие хромосомы называют половыми? 2. Какой пол является гомогаметным, а какой – гетерогаметным? 3. Что такое сцепление генов с полом? Приведите примеры. 4. Почему проявляются в виде признака рецессивные гены, локализованные в Х-хромосоме человека? Приведите примеры. 3. Мотивация учебной деятельности: Сообщение темы, постановка цели урока. 4. Изучение нового материала. (Рассказ учителя) Гены представляют собой структурные и функциональные единицы наследственности. Если и отдельная клетка, и организм являются целостными системами, где все биохимические и физиологические процессы строго согласованы и взаимосвязаны, то это прежде всего потому, что генотип – это система взаимодействующих генов. Взаимодействуют друг с другом как аллельные, так и неаллельные гены, расположенные в различных локусах. Пример взаимодействия двух пар генов – наследование формы гребня у кур некоторых пород. В результате различных комбинаций этих генов возникают четыре варианта формы гребня. (см. рисунок на стр. 193) Наследование и развитие многих признаков зависит от типов взаимодействия неаллельных генов. Неаллельные гены при совместном проявлении обеспечивают развитие нового признака. Например, наследование окраски цветков у душистого горошка. (Комплементарность) В тех случаях, когда развитие признака зависит от количества доминантных генов, обусловливающих развитие данного признака, возникает полимерия. Например, наследование окраски зерна у пшеницы. Явление, противоположное комплементарности называют эпистазом. Сущность в том, что гены одной аллельной пары подавляют проявление генов другой аллельной пары. Например, наследование окраски шерсти свиней при взаимодействии двух пер генов. Таким образом, многие признаки развиваются при взаимодействии нескольких генов. Итак, выражение «ген определяет развитие признака» в значительной степени условно, так как действие гена зависит от других генов – от генотипической среды. 5. Закрепление изученного материала. Закончите предложение. Признаки, степень выраженности которых плавно изменяется в определенных пределах, называются __________________. О каких формах взаимодействия генов вы сегодня узнали на уроке? Раскройте содержание понятия «генотипическая среда» Генотипическая среда__________________________________________________________. 6. Рефлексия. Смайлики: улыбающееся личико – понравился урок, грустное – нет. 7. Домашнее задание: § 40, стр. 192–195.
Автор(ы): Павлова М. Н.
Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx